Последние новости

ПУТЬ К СЕБЕ

В мае этого года режиссеру, лауреату Государственной премии Армении Овику АХВЕРДЯНУ исполнилось бы 85 лет. Он прожил цельную и целеустремленную жизнь. Находился всегда в непрестанном движении, - движении, которое сделалось принципом его жизни. А жизнь его, по существу, сводилась к простым вещам: полная реализация всех духовных, нравственных, физических сил и при этом предельная интенсивность и высокое напряжение. Потому и оставил он заметный след в нашем искусстве.

ОВИК АХВЕРДЯН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ РЕЖИССЕРОВ армянского документального кино. Его творческий путь отмечен такими фильмами, как "Летопись полувека", "Камерный ансамбль "Армения", "Арагац", "Дерево Сероба", "Годы, мои годы", "На дороге", "Моя Армения", фильмами-портретами деятелей армянской культуры: "Вардан Аджемян", "Акоп Коджоян", "Аветик Исаакян" и многими другими. Овик Ахвердян - один из создателей 18-серийного фильма "Матенадаран", посвященного истории и культуре Армении и ее древним манускриптам. Телесериал был создан студией телефильмов "Ереван". Это была его главная работа, в которой сосредоточился опыт всей его жизни, раздумий.

Творчество Ахвердяна необычайно современно. Это история нашей страны, своеобразная кинолетопись, в которой, возможно, и отсутствуют гигантские массовки, но зато представлена целая галерея столь не похожих друг на друга людских портретов, сделано столько открытий новых, дотоле не известных в кинематографе граней человеческих характеров, с таким накалом и внутренней страстью рассказано о путях развития нашей страны, ее культуры, что нелегко оценить весомость подобного творческого вклада в сокровищницу отечественной кинодокументалистики.

Мы с вниманием и интересом следили за фильмами Ахвердяна, режиссера сильного и глубокого художника, если можно так сказать, с очень тонкой кожей. Это особое качество, не дающее возможности художнику, что бы он ни делал, уйти от чувства личной ответственности за неправду, воспринимающего боль, испытываемую множеством людей как собственную. По-моему, Овик так и не постарел. У него произошло только одно изменение: внешность типа "где-то за сорок", подтянутый, работоспособный, принципиальный. Так было всегда.

Большинство киношников обрушивают свой интеллект и эмоции на собеседников лавиной выразительности, а Овик воздействовал дозированно-лазерным взглядом, точным текстом, недвусмысленной интонацией. Он говорил негромко, неспешно, суховато и конкретно - по делу. Только по делу. Никаких словоизлияний вообще, никакой фальши. Казалось, что и результата он добивался минимальными средствами и затратами. Но это, конечно, только казалось. Думается, что в любом деле он либо участвовал полностью, задействовав все свои силы, либо вообще не участвовал.

ИЗВЕСТНО: ЧЕМ САМОБЫТНЕЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ТРУДНЕЕ его с кем-либо сравнивать. Овика невозможно было сравнить даже с его родным братом Левоном Ахвердяном, известным театроведом и литературоведом. Они были слишком разными и внешне, и по чертам характера. Общее было лишь в том, что они оба были патриотами (простите, за немодное ныне слово), оставались самими собой во всей своей деятельности и в то же время такими разнообразно многообразными. Без преувеличения, оба были неповторимыми. Особый секрет Овика - в его поразительной естественности, которая есть абсолютная художественная правда. Овик был разноцветен. Противоречия бороздили его. Он бывал притихшим и оглушительным, бесстрашным и смиренным, язвительным и властным. Из многих оттенков, полуоттенков, граней и миллиметров складывалось явление, носящее имя Овик Ахвердян.

И все же он был человеком с очень определенными традициями. Это от семьи, от постоянного интереса к культуре своего народа. Этот интерес, высокий интеллектуальный уровень помогли ему очень быстро стать специалистом в области армянских манускриптов. Многосерийный фильм "Матенадаран" (авторы сценария - Ким Бакши и Овик Ахвердян,  он же и режиссер, оператор - Ашот Мовсесян, композитор - Тигран Мансурян) является ярким тому подтверждением. Фильм ошеломил зрителей и необычностью своей, и силой, и глубиной. Как верно было замечено известным киноведом Кареном Калантаром, на протяжении всего сериала у зрителя ни разу не возникало вопроса, как сделан фильм? Смотреть его легко и радостно. Зрелище и слово проникают в душу. Они - заряд духовности. Живой, пульсирующей, извечной духовности и объяснение нашего национального романтизма. Ибо духовность всегда сопряжена с романтикой. Надо быть романтиком, чтобы всю жизнь переписывать книги. Надо быть романтиком, чтобы к книге относиться, как к человеку. Беречь ее, как ребенка. Лечить ее. Оплакивать и хоронить. Эти духовность и романтизм помогли нам выжить. Духовность и романтизм упорства. Духовность и романтизм поступка. Духовность и романтизм неизбывной веры в справедливость.

С интуицией художника Овик Ахвердян умел читать текст, нащупывая в нем внутреннюю, затаенную жизнь. То, чего не замечали многие, открылось перед ним в новом, глубоком значении. Осколки чувств, запрятанных между строчками, вдруг становились ясными, живыми, когда он по-своему читал эти страницы.

"ЕСТЬ ХУДОЖНИКИ, СТАВЯЩИЕ В ЦЕНТР ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЕБЯ, свою творческую личность, и масштабом этой творческой личности определяется право художника на примат своей собственной индивидуальности, - писал К. Калантар. - И есть художники, скромно и целомудренно скрывающиеся за своим произведением. Овик Ахвердян относится ко второму типу художников. Во всяком случае в сериале "Матенадаран" он буквально "умирает" в материале, его, подлинного творца картины, в ней "не видно". И в данном случае это был единственно приемлемый путь: значительность, вековечность предмета исключали иное решение. Режиссер обнаружил величайший такт - нечто необходимое для его профессии. Как и глубокую внутреннюю культуру, интеллигентность, вкус. Все это слагаемые режиссерского таланта, и Овик Ахвердян обладает ими в полной мере".

Огромное достоинство картины - выбор  Соса Саркисяна в качестве ведущего, повествователя. Очень интересный случай рассказывал Овик Ахвердян относительно Соса Саркисяна. Однажды он вез паспорт Соса за какой-то надобностью. Его останавливает гаишник за превышение скорости. "Куда торопишься?" - "Да вот Сосу Саркисяну билет брать, в Вену улетаем... Не веришь - вот паспорт". Овик показывает паспорт Соса через окно своих "Жигулей". "Дай мне посмотреть!" - "Вот и смотри", - говорит Овик, не выпуская паспорт. "Дай в руки, ты что, мне не веришь!" Гаишник бережно подержал паспорт Соса. Потом сказал Овику уже как другу, как сообщнику: "Поезжай, но поосторожнее... Там у моста стоит один из наших, такой говнистый..."

Окидывая мысленным взором пройденный Ов. Ахвердяном путь, видишь перед собой личность, натуру цельную и глубокую, человека, прошедшего свой жизненный путь честно и с пользой, оставившего неизгладимый след в сердцах тех, кто с ним общался.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      2275

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      3762

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33
      4227

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6033

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕСТИВАЛЬ "КИН": ЖЕНСКОЕ КИНО НЕ ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ
      2021-11-27 09:33
      1033

      29 ноября в Ереване начнет работу Международный фестиваль женских фильмов "КИН", в 18-й раз дав возможность отечественным синефилам и гостям столицы стать свидетелями достижений кинематографа режиссеров-женщин. Фестиваль примет на своей площадке 51 фильм из 19 стран. Картины можно будет посмотреть в двух традиционных секциях - конкурсной и программе гостей.

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      2275

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • "ВОТ ЭТО МОЙ ЦВЕТ..."
      2021-11-22 10:04
      1386

      Ко дню рождения Леонида АЗГАЛДЯНА В начале Карабахского движения многим казалось, что справедливый глас народа, прозвучавший в НКАО и Армении, будет услышан и просьба передать область из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР найдет понимание у соседей и в Москве. Но с первых же дней среди участников Движения были люди, которые понимали, что без оружия вопрос вряд ли решится и надо быть готовым ко всему. Среди них был физик, патриот не на словах, а на деле - Леонид Азгалдян.

    • 20 НОЯБРЯ ГОДОВЩИНА СМЕРТИ РИТЫ САРГСЯН (Видео)
      2021-11-21 10:48
      802

      20 ноября годовщина смерти Риты Саргсян - супруги третьего президента Армениия Сержа Саргсяна.