Последние новости

ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА

К сожалению, история Армении изобилует многочисленными примерами предательства национальных интересов со стороны лиц, которые, как правило, занимали важное место в государственной иерархии. Их предательство оказывало трагическое влияние на судьбу армянского народа.

ЗАТРУДНЯЮСЬ СКАЗАТЬ, КТО БЫЛ ПЕРВЫМ ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ предателем национального масштаба среди армян (несомненно, были еще и незапоминающиеся, мелкого пошиба), но факт состоит в том, что летосчисление национального предательства берет начало с периода до нашей эры. Так что у нас, как у народа, одаренного во всех отношениях, есть и свои исторические "достижения" даже в таком непочетном деле.

Исследование феномена национального предательства у разных народов мира представляло бы определенный интерес (и не только на уровне обывательского любопытства), чтобы узнать положительные и отрицательные стороны их исторической биографии. Здесь мы приведем некоторые хорошо известные примеры национального предательства из истории Армении и проведем параллели с политикой нынешнего правительства республики во главе с человеком, считающим себя и.о. премьер-министра, а на самом деле объявившим себя чуть ли не армянским Людовиком XIV, который как-то заявил: "Государство- это я!" Мой список не претендует на полноту, к чему я, собственно, и не стремился, так что любой историк или просто заинтересованный человек, знакомый с темой, может меня поправить или дополнить.

Однако перед этим сделаем одно отступление. Отличие между Людовиком XIV и Пашиняном как личностями состоит прежде всего в том, что Людовик параллельно укреплению личной власти назначал на важные государственные посты талантливых и грамотных людей и тем самым способствовал укреплению общественного единства и усилению Франции. Период его правления не случайно называют золотым веком, хотя он иногда и сопровождался проявлениями социального волнения в виде недовольства крестьян и бегства гугенотов за пределы Франции. В отличие от него, узурпация власти в Армении со стороны Пашиняна шла параллельно с назначением на важные посты в государстве бездарных и беспринципных людей, не имеющих ни опыта работы, ни необходимых знаний в вверенных им сферах, и лишь способствовала расколу в армянском обществе. Последствия такой кадровой политики у всех у нас перед глазами. Вот только как бы в конце не пришлось оплакивать государство. Годы правления Пашиняна иначе как эпохой великого унижения не назовешь.

ПАШИНЯН, НЕ БУДУЧИ ОТПРЫСКОМ КОРОЛЕВСКОЙ ДИНАСТИИ и оказавшийся выплеснутым на государственный престол волной народного недовольства, воспринимает Армению (судя по его поведению и репликам) чуть ли не как свою вотчину, с которой он может поступать по своему разумению (кому хочу - тому и дарю свои земли, о чем хочу - о том и договариваюсь, что хочу - то и подписываю). Прямо как один из героев Александра Островского, купец Большов из пьесы "Свои люди - сочтемся", который говорил: "Свое добро, сам нажил. Кому хочу - тому и даю". Только вот сам Пашинян получил "свое" добро в готовом виде.

Говорят, что в свое время Тигран Великий, долгие годы остававшийся заложником при царе Митридате II Парфянском, выкупил свою свободу у парфян, подарив им 70 плодородных долин где-то в районе нынешнего северо-восточного Ирана, за что они возвели его на армянский престол, когда тот остался вакантным. Но потом он не только все это отвоевал у них, но и разорил парфянское царство. Никол Пашинян, никогда не замеченный в способностях совершить хотя бы один из подвигов Тиграна Великого, похоже, пытается выкупить свою власть у Алиева, даря ему армянские территории одну за другой.

Теперь перейдем к историческим примерам национального предательства.

Пример 1. Предательство Тиграна-младшего

Как справедливо отмечено на сайте Объединения армян России, в статье за авторством Артура Акопяна, посвященной предательству сына Тиграна Великого Тиграна-младшего, "сюжет предательства пронизывает политическую историю человечества, становясь причиной гибели правителей и целых государств. В армянской истории предательство занимает особое место, так как часто Армения рушиласть не столько от физической слабости, сколько от нескольких ренегатов".

ПРИМЕР ТИГРАНА-МЛАДШЕГО ПОКАЗЫВАЕТ, НА КАКИЕ НИЗОСТИ идет даже родной человек ради завоевания власти. Он шел на сговор то с парфянами, то с римлянами, участвовал в походах врагов на Армению, чтобы занять трон своего отца, пытался переманить на свою сторону часть армянских нахараров, которые противились централизации власти в руках царя.

Проводя параллели с нынешними временами, можно сказать, что деятельность Тиграна-младшего вносила раскол внутри армянского государства, а своей активностью на стороне врагов он ставил под удар его целостность. Его конец оказался бесславным, как и у всякого предателя, а трон великого царя устоял.

Пример 2. Предательство Вагана Мамиконяна и Меружана Арцруни

Оба армянских нахарара, которые были представителями крупных дворянских родов Армении во времена царя Аршака II, оказались подкупленными царем Персии Шапухом II, которых он склонил к своему двору. Шапух II стремился покорить Армению и вынудить ее к принятию зороастризма. В противовес политике Аршака II, который, так же как и его отец, твердо стоял за христианизацию Армении.

ИЗВЕСТНО, ЧТО МЕРУЖАН АРЦРУНИ был приверженцем зороастризма и фактически своей предательской деятельностью содействовал не только поражению Васака Мамиконяна в деле обороны Армении от Персии, но и политике искоренения армянской идентичности. Без сохранения этой идентичности, неотделимой от христианской религии, как и армянский язык, существование Армении как самостоятельного государства было бы невозможно. История тех лет, ярко отраженная в романе Раффи "Самвел", где одним из героев был Месроп Маштоц, приводит к некоторым выводам обобщающего характера:

а) принятие христианства в Армении в период существования Сасанидской Персии вызвало необходимость ускоренного создания национальной письменности, поскольку встал вопрос перевода Библии на армянский язык;

б) создание письменности в свою очередь ставило вопрос открытия школ для распространения христианского учения через усвоение национального языка (до того времени Библия была доступна на греческом и ассирийском языках);

с) принятие христианства в Армении ознаменовало не только эпохальное смещение в культурно-исторической ориентации армянского народа и принятие нового вероисповедания, но и было важнейшим политическим шагом в деле утверждения Армении в качестве независимого государства и его противостояния Сасанидской Персии;

д) осознание этих особенностей в период принятия и утверждения христианства в Армении придает особый статус и значимость Армянской церкви не только в деле сохранения национальной идентичности армянского народа, но и в деле национальной консолидации и выживания в долгие времена отсутствия государственности.

Если сравнить все это с действиями нынешних властей за последние три года, направленными на дискредитацию Армянской церкви и подмену традиционных ценностей, исторически способствовавших выживанию и самоутверждению нашего народа, чуждыми идеями, то тогда перед нами особенно выпукло предстанет их предательская сущность, вполне под стать Меружану Арцруни.

Пример 3. Междоусобицы и измена нахараров царю Смбату Багратуни (890-914 гг.)

Л.Х. Тер-Мкртичян в своей книге "Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв.", изданной в 1985 году (2), приводит фрагмент из "Истории Армении" Иоаннеса Драсханакертци, посвященный периоду правления царя Смбата Багратуни, отца Ашота Железного (Ерката), где он описывает то плачевное состояние, в котором Армения очутилась из-за междоусобиц, распрей нахараров, их измены царю, перехода на сторону врага - арабских завоевателей.

ДАЛЕЕ АВТОР ДОБАВЛЯЕТ: "Католикос Иоаннес Драсханакертци стремился примирить враждующих нахараров, быть посредником между царем и армянскими князьями, однако его старания не привели к желаемому единству". В связи с этим он с горечью пишет: "Когда мы переносили эти ужасы со стороны чужеземных разбойников-грабителей, мы обращали взоры на наших царей и князей, а также на вождей и нахараров страны нашей. И с надеждой мы ждали, что они не поддадутся искушению и не отпадут, а постараются найти выход из этого бедствия, честно свяжутся друг с другом общим братством и объединятся, чтобы подобно Давиду метать камни из пращи в нового Голиафа... Однако этого нам не удалось увидеть, но противное тому пришлось нам перенести".

Приведенные фрагменты из сочинения древнего армянского историка обнажают застарелые армянские проблемы: неспособность прийти к консолидированному мнению и болезнь раскольничества, превосходство клановых интересов над общегосударственными, даже перед лицом внешних угроз. По мне, все это звучит вполне актуально, когда оглядываешься на нынешние реалии.

Пример 4. Предательство Мелика Франгюля

Это один из классических примеров национального предательства, когда влиятельный армянский князь из стремления к власти, пытался нанести удар по национально-освободительному движению против персов, возглавляемому Давид-беком, предварительно заручившись поддержкой персидского шаха.

Пример 5. Предательство Мелик-Шахназара

Это предательство берет свое начало с середины XVIII века, когда правитель Карабахского княжества Варанда Мелик-Шахназар вступил во вражду с остальными карабахскими меликами и призвал себе на помощь вождя тюркских племен Панах-Али хана, которому он уступил Шушинское плато, а впоследствии признал его власть.

С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧИНАЕТСЯ АКТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ тюркского элемента в Карабах. После подчинения себе остальных карабахских меликов в качестве вассалов Панах-Али хан создал Карабахское ханство, куда из сегодняшних армянских земель вошли также Зангезур, Капан и Мегри.

Следствием такого развития событий стали сформировавшиеся со временем у азербайджанцев претензии на весь Нагорный Карабах и Сюник как свою территорию, хотя численность армянского населения там превышала 95%. По истечении 270 лет армянам так и не удалось устранить последствия того судьбоносного предательства. Нынешняя трагедия Нагорного Карабаха и проблемы Сюника где напрямую, а где, возможно, и опосредованно связаны с ним.

Заключение

В этой статье мы привели несколько примеров национального предательства из истории Армении. Исторический фон показан здесь лишь в общих чертах, многие детали опущены. Описанные примеры охватывают период с I века до нашей эры до середины XVIII века, то есть отрезок без малого в две тысячи лет.

И ВЕЗДЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТОТ ЖЕ ПОЧЕРК ПРЕДАТЕЛЬСТВА: борьба за власть, внутренние распри, переход на сторону врага или привлечение врагов на свою сторону. И практически всегда предательство имело трагические последствия для армянского народа. И всегда национальные предатели - высокопоставленные вельможи или люди, занимающие видную роль в государственной иерархии. Это и понятно - у простолюдина нет ресурсов для совершения предательства в таких масштабах. Однако удивительная повторяемость этого позорного для нации явления на протяжении длительного исторического периода невольно наводит на мысль о том, что его причины, вероятно, следует искать в каких-то особенностях национального менталитета и психологии, которые особенно выпукло проявляются на индивидуальном уровне некоторых личностей, приближенных к верховной власти.

Разобраться во всем этом - отнюдь не праздная задача. Здесь нужен скрупулезный научный подход, чтобы понять причины и истоки этого губительного для нации явления и предотвратить его повторениe в будущем. Ведь в один день это может привести к полной и окончательной потери государственности Армении без каких-либо шансов на ее восстановление в будущем.

P.S. Будем надеяться, что это никогда не произойдет. Ибо в армянском обществе всегда находились здоровые силы, способные противостоять губительным последствиям предательства. Имеются они и сегодня. Из-за постоянной борьбы против внешнего врага, посягающего на нашу независимость и суверенитет, идея консолидации здоровой части армянской нации всегда будет стоять в повестке дня.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОД ПЯТОЙ У СУПОСТАТА
      2024-11-05 09:35

      Все-таки вызывает удивление та наглость и бесстыдство, с которой пашиняновская свора перед лицом своего народа провозглашает идеи и мысли, откровенно созвучные турецким и азербайджанским требованиям, касающимся чувствительных для армян вопросов. Буквально на днях горе-министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян отметился очередным заявлением о том, что вопрос о признании Геноцида армян не стоит в первоочередной повестке дня армянской дипломатии и пусть этим занимаются историки. Он почти слово в слово сказал так, как об этом говорил Эрдоган.

    • НА КАЖДОГО ТУРЕЦКОГО СЕРОГО ВОЛКА НАЙДЕТСЯ ОДИН АРМЯНСКИЙ ВОЛКОДАВ
      2024-10-10 10:31

      Из Турции доносятся волчьи хлопки (выражение радости) в  связи с открытием памятника футболисту сборной Турции Демиралу, забившему два гола в ворота сборной Австрии на последнем чемпионате Европы по футболу и отметившемуся при этом известным жестом турецкой гордости.

    • ГОРБАТЫЙ НОС ДАЖЕ МОГИЛА НЕ ИСПРАВИТ
      2024-10-05 10:11

      Недавно Ильхам Алиев отметился очередной бредовой речью о том, что они вернутся в Западный Азербайджан. На что спикер парламента Армении Ален Симонян удачно ответил (что бывает с ним крайне редко), что в поисках своих земель Алиеву следовало бы вернуться на Алтай. Наверное и Пашинян так считает, но скромно молчит (особенно после подарка Эрдогана, предки которого тоже с того же Алтая) и поэтому терпит реплику Алена на эти выпады Алиева, с которыми тот не сможет сотворить сенсацию даже на том свете, не говоря уже об этом.

    • У АРМЕНИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ, НО ТОЛЬКО БЕЗ ПАШИНЯНА
      2024-09-27 09:34

      В своем выступлении в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН Никол Пашинян сказал, что он получил мандат от народа под лозунгом "Будущее есть" и что "формирование будущего – самая главная повестка наших действий: мир, безопасность, процветание, права человека, искусственный интеллект, изменение климата".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ