“АПРЕЛЬ ПОБЕДЫ” – МОМЕНТ ИСТИНЫ
“Пойдите вон в тот блиндаж - в нем мальчишка 18 лет. А вместе с ним его отец, и его дед. Где еще вы такое увидите? Где еще есть такой народ?”, - говорит ветеран Арцахской войны, и глаза сияют, и грудь распирает гордость…
2 апреля на “5 канале” состоялась премьера документального фильма директора телеканала, журналиста и публициста Арутюна Арутюняна “АПРЕЛЬ ПОБЕДЫ”.
…“В общем, первый выстрел я промазал… А как культурно сказать “промазал”? – Да говори, как есть! – Короче промазал. А потом хорошо пошло – один танк подбил, второй, третий… Да, и еще один БТР…”, - мальчик со смущенно-гордой улыбкой из-под чуть великоватой каски. Мальчик, которому бы играть в войну. Мальчик не играл. Мальчик защищал Родину. Мальчик стал героем. А вообще фильм “Апрель победы” – это “поэма без героя”, бывают же фильмы без главного героя! Потому что герои здесь – все. Не по художественному амплуа, а по жизни. Сконцентрированный в два с половиной часа беспрерывный героизм – не продохнуть! Все они – от зеленых салаг до Главкома, от мальчишек, не достигших 20 лет, но ставших кавалерами “Боевых крестов” до прошедших огонь и воду боевых генералов – все ковали эту победу. Это их стойкость и мужество позволяют нам высоко держать голову и знать, что победить их - нельзя! Это их “грубая работа нам дарит возможность беспошлинно видеть восход”. Залогом тому горящее вечным огнем сердце армянского солдата. А значит – слава павшим и живым, слава героям Апрельской победы!
“Я очень долго думал над названием фильма, - говорил в предваряющем премьеру интервью его автор Арутюн Арутюнян. - Апрель ассоциируется у армян с Геноцидом – апрель не был для нас удачным месяцем, и если бы мы не имели государственности, национальной армии, горькая участь, которая постигла нас в 1915, в 1920 в Шуши, могла повториться в апреле 2016 на всей территории Арцаха, возможно – в Сюнике. Устраивать спекуляции вокруг победы – безнравственность. Победителей не судят. А мы победили – во второй раз за последние 30 лет! Я хочу, чтобы в этом никто не сомневался! Этот фильм о победе и о народе, который выковал эту победу. Не хочу раскрывать скобок – это вы узнаете из фильма”.
“Апрель победы” вышел на телеэкран. Скобки раскрылись.
Этот фильм мог быть иным. Он мог стать гимном победы, патетической симфонией, низким поклоном перед высотой мужества тех, у кого такая работа – Родину защищать. Но… История распорядилась иначе. “Изменилась ситуация”. Вдруг выяснилось, что даже то, что казалось незыблемым и священным, может быть искорежено и осквернено. Может быть заменено омерзительными, безнравственными рассуждениями о поражении, о бессмысленности жертвы.
Фильм “Апрель победы” – это жажда Истины, а не правды, ибо правда, как сказал один хороший писатель, это часто то, что в данный момент принято считать правдой. “Этой темой спекулируют уже 4 года. Дело дошло до Национального собрания и депутаты парламента смогли позволить себе объявить, что мы проиграли Апрельскую войну. В результате этого у меня и возникло желание коснуться этой темы и разобраться что это было – победа или поражение ?”, – объяснил свой порыв Арутюн Арутюнян. После просмотра фильма можно констатировать – цель достигнута. Голос кавалеров “Боевых крестов”, наконец, прозвучал. Прозвучал громко и убедительно, и в душах тех, кто еще не полностью лишился разума, он должен заглушить голос тех, на ком вообще нет креста.
Казалось бы, аргумента, приведенного вторым президентом Республики Армения и сведенного к короткой итоговой формуле, было бы достаточно, чтобы положить конец гнусной дискуссии – победа или поражение? “Победа – это когда при минимальных жертвах удается расстроить и сорвать все планы противника”, - говорит в фильме Серж Саркисян. Но создатели “Апреля победы” понимали, что, может и имеющий уши, но не желающий слушать да не услышит. А посему фильм, который мог прозвучать победным маршем, превратился в долгое и подробное журналистское расследование. Два с половиной часа свидетельских показаний. От зеленых салаг до Главкома. Публицист и автор книг Арутюн Арутюнян не вставил в ленту ни слова закадрового текста. И это в данном случае – художественный прием. Никакой авторской позиции, никакой “наводки” зрительского восприятия. Только свидетельства участников, звучащие практически на всех диалектах родного армянского языка. А то, что “Апрель победы” стал-таки в конечном итоге ее гимном и одой – такова логика событий, такова логика этого единого для всех языка – арцахцев и ереванцев, гюмрийцев и лорийцкв, тавушцев и жителей спюрка. Такова логика победительной и всенародной Арцахской войны.
…А еще в этом фильме Серж Саркисян скажет: “Для нас и один павший – это очень много”.
Да, наша жертва была огромна, как все жертвы, которые - невосполнимы. И документально подтвержденный факт того, что хорошо подготовленный враг, бросивший против армянского солдата отборные войска и профессиональных наемников, понес в 12 раз большие потери – не утешение. Тут, кстати, есть еще один факт, может быть, единственный, который обошел этот фильм о войне, и который унавозил почву для готовности части общественности к восприятию всех спекуляций политтехнологов и контрпиарщиков. О нем в “Апреле победы” лишь раз вскользь упомянул экс-начальник Генштаба Хачатуров. Он развеивал очередной миф об отсутствии в частях боеприпасов – “Везде был боекомплект и большой, но когда несколько дней идут беспрерывные бои, он кончается”. А потом вспомнил, что офицер, везущий боеприпасы на огненный рубеж, был схвачен противником, и ему… отрубили голову.
Азербайджанские солдаты погибли от всякого рода огнестрела. К армянским матерям сыновья возвращались в закрытых гробах – истерзанные, рваные в клочья. И это не наша вина, а наша беда, наше трагическое армянское везение. Потому что во врагах можно иметь цивилизованного человека, а можно – вандала и чудовище.
Мы знаем, каков наш враг. И это ничего не меняет – ни-че-го! В том трагическом и победном апреле это стало пронзительно очевидно. Это пронзительно очевидно из “Апреля победы” – тысячи мужчин, кинувшихся в Арцах не по первому зову, но без зова. И готовых кинуться снова. Потому что есть такая работа – Родину защищать. А поэтому – уберите лапы те, кто смеет резонерствовать на тему “победа – непобеда”. Не смейте лгать и верить тем, кто лжет! А просто встаньте и склоните голову перед теми, кто нас защитил и защищает. Склоните голову перед вечным огнем, горящим в сердце армянского солдата. Так значит – слава павшим и живым, слава героям Апрельской победы! А создателям “Апреля победы” – спасибо.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-09-27 09:49
После трехлетнего перерыва Международный фестиваль "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛОРИ" вновь взял старт. А посвящается юбилейный, 30-ый фестиваль большому армянскому режиссеру, на протяжении многих лет бывшему художественным руководителем этого театрального форума, народному артисту РА Ваге ШАХВЕРДЯНУ.
-
2024-09-25 14:18
На 30 октября назначено заседание суда, которому предстоит решить вопрос - остается ли собственностью Союза художников Армении здание по адресу ул. Абовяна, 16 или оно "уходит" государству. Заседание - закрытое, точнее "в письменной форме". Состязательность и открытость - а-у-у! Адвокат СХ Карен Меджлумян, которому в таком формате придется явно нелегко, назвал происходящее " то ли попыткой рейдерского захвата, то ли рэкетерским наездом". Так или иначе, с юридическими вопросами оставим разбираться юристам.
-
2024-09-23 13:00
Попытка рейдерского захвата. Маски-шоу, стрельба, брызги крови и вышибленные мозги - как грубо! А ведь есть другой путь - сути не меняющий, но зато гораздо более вегетарианский. Именно им решило пойти Национальное Собрание РА. В нашем бастионе законности стрельбы не требуется - достаточно принять рейдерский закон, и - "Было ваше - стало наше!". Именно так собираются поступить с недвижимостью, принадлежащей не только творческим союзам, по поводу чего одна волна возмущения уже пробежала. Теперь к ним прибавились все общественные организации, обладающие какой-либо собственностью.