Последние новости

ОБЖИГАЮЩЕ СОВРЕМЕННО!

Классики армянского зарубежья

В странное время мы живем - не поэтическое, далекое от искусства. Сегодня вернисажей почти не ждут. За редким исключением они не становятся ни праздником, ни событием в культурной жизни. Разве ныне кто-то спешит в Национальную галерею Армении с ее коллекцией мирового значения, постоянно дающей нам возможность видеть шедевры отечественного и мирового искусства? Неужели и в самом деле так уж мы ленивы и нелюбопытны?

 ОБЖИГАЮЩЕ СОВРЕМЕННО!А МЕЖДУ ТЕМ ВЫСТАВКИ ОТКРЫВАЮТСЯ И В НАШИ РЫНОЧНЫЕ ДНИ. Искусство большое, яркое, взволнованное бурями исторических потрясений, наполненное светом, драматизмом и печалью, - не экзотическая редкость и в относительно новых галереях. Так, Центр искусств "Бояджян" и единственный на сегодняшний день Музей армянской графики, объединенные недавно, приглашают ереванцев и гостей столицы на выставку трех художников: крупнейшего мастера мировой графики Эдгара Шаина, великолепного французского офортиста армянского происхождения Тиграна Полада и одаренного современного живописца и графика Феликса Егиазаряна, семь лет назад ушедшего из жизни. Экспозиция выставки составлена из личной коллекции семьи Вардкеса Бояджяна.

Напомним, что это новое музейное пространство в Ереване открыто в 2019 году Вардкесом Бояджяном с целью максимальной популяризации армянского искусства. Выставки открываются в рамках цикла "Мастера графического искусства XX века". Удивление и восторг вызывает одно только перечисление имен выдающихся французских художников армянского происхождения - Жансем, Гарзу, Эдгар Шаин, чьи произведения продаются на аукционах Choisties и Sotheby's. Ценителей искусства ждет несколько сотен произведений, среди которых есть и графика-офорты, литография, иллюстрации к книгам. В скором времени в залах галереи будет представлена графика выдающегося армянского режиссера Вардана Аджемяна. Многие артисты, театральные деятели, конечно, знакомы с шаржами Вардана Аджемяна, но собранные вместе под одной крышей они станут подлинным откровением для большинства зрителей, в том числе и широкой театральной общественности. Кроме постоянной экспозиции в Центре искусств "Бояджян" будут устраиваться и временные выставки современных армянских художников, проводиться концерты, встречи с интересными людьми, литературные вечера и другие культурные мероприятия.

ЭКСПОЗИЦИИ ГАЛЕРЕИ ПОЗВОЛЯЮТ РЯДОМ С ХУДОЖНИКАМИ во весь рост поставить фигуру собирателя и хранителя их работ. Деятельность Вардкеса Бояджяна по собиранию произведений тех армянских художников, которые в силу особенностей исторического развития Армении стали одновременно яркими представителями искусства тех стран, в которых они жили и творили, сегодня нужно громко назвать гражданским подвигом, учитывая общественную направленность дня сегодняшнего.

 ОБЖИГАЮЩЕ СОВРЕМЕННО!Прошлое всегда поучительно. Выставки, которые уже прошли в галерее, и те, которые проходят сегодня, дают не только примеры высокого мастерства, но и стойкости, жертвенности, убеждают в том, что искусство никогда не бывает однообразно. Однозначна конъюнктура. Она всегда была, есть и будет. А такие художники, как Жансем, Гарзу, Эдгар Шаин, вечны и в то же время обжигающе современны.

Сегодня на втором этаже галереи "Бояджян" развернута одна из самых необычных экспозиций - работы Эдгара Шаина. Они звучат как откровение даже для тех зрителей, которым известно искусство ярчайшего графика по выставкам из сокровищницы Национальной галереи Армении. Коллекция В. Бояджяна - а она обширна - дает наиболее полное представление о творчестве мастера, его взглядах, мировоззрении, позволяет всмотреться в образы шаиновской эпохи, в круг людей и событий, лично ему известных. Она должна напомнить нам всем, что цивилизованному обществу в любых, самых различных политических и социальных ситуациях нужны художники, которые утверждают искусство живое, человечное, лишенное умозрительности.

Посетители галереи "Бояджян" увидят редкие и уникальные книги французских писателей - Анатоля Франса, Густава Флобера, Октава Мирбо, Колет, Юсманса и других художников с потрясающими иллюстрациями Эдгара Шаина, которые ранее были изданы малыми тиражами и являются букинистической редкостью.

Особое внимание посетителей вызывает одна из последних приобретений устроителей выставки - "Смерть Венеции" Мориса Бареса. Этот шедевр печатного искусства был опубликован в Париже в 1926 году в 230 пронумерованных экземплярах, 30 из которых не были предназначены для продажи. Книга содержит 26 двойных гравюр Эдгара Шаина. Обложка кожаная.

 ОБЖИГАЮЩЕ СОВРЕМЕННО!ВСЕ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО ЭДГАР ШАИН ПОСВЯТИЛ ВЕЧНОЙ ТЕМЕ в искусстве - человеческому сердцу, душе человека, этим, по словам великого Леонардо да Винчи, двум вещам, которые должен уметь делать хороший художник. Как отмечает одна из исследователей творчества художника - искусствовед Элен Гайфеджян, человек для Эдгара Шаина - мерило всех вещей. "Но Шаин - гуманист нового толка. Не прекрасная, гармонически развитая, соразмерная во всех компонентах человеческая особь останавливает его внимание. Художник видит и показывает нам прекрасное там, где другие замечают лишь лохмотья и тлен, горе и падение. За внешней, неприглядной оболочкой одетого в рубище чуткий, внимательный взор художника угадывает душевные качества, достойные быть запечатленными в искусстве. Душа, которой ведомы страсти, которую не сломили ни тягостность убогого существования, ни неравная борьба, ни крушение надежд, ранимая и стоически терпеливая, прекрасная в своем глубоко затаенном от стороннего взгляда страдании и мужестве. Эта мысль красной нитью проходит через все творчество Шаина. Художник выводит на арену своего искусства, эстетически реабилитирует обездоленное парижское дно, тех, кого судьба сделала изгоями общества, его отверженными".

Эта выставка Шаина дает хорошую встряску зрителям. Очень выразительны изысканные, эмоционально напряженные иллюстрации, отличающиеся пластической экспрессией, тревожным контрастным столкновением черного силуэта и белой плоскости листа. Почти для всех них характерно стремление мастера к психологической расшифровке момента, проникновение в духовную сферу образа.

Смотря на бесчисленные экспонаты шаиновской выставки, не перестаешь удивляться: какой мощью мысли, каким совершенным мастерством надо обладать, чтобы создавать подобные образы! Это правда мужества и правда жизни, претворенная добрым, отважным сердцем, чистыми помыслами. Для нас они стали критерием истинно высокого, вечного искусства, которое способно говорить с людьми разных веков и разных поколений на одном языке: человеческого долга, устремленности в будущее, любви - всеобъемлющей, как небесный свод.

Сегодня, когда прошлое, настоящее и будущее находятся под угрозой, когда нам (в который раз!) приходится отвечать на вопрос "быть или не быть?", особенно важно прикоснуться к извечным ценностям искусства, щедрости, терпения, добра, которым так богат нравственный и духовный опыт такого мастера, как Эдгар Шаин, художник, приобретший огромную славу во Франции и во всей Европе.

Шаин был кровно связан с родиной и всегда с готовностью откликался на любые предложения, связанные с организацией его выставок в Тифлисе, в Армении. Ему так и не удалось осуществить поездку в Армению... Но творения великого мастера, которые есть в Армении, говорят о его вечном присутствии...

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОДЛИННОЕ ЧУДО ФОРТЕПИАНО (Видео)
      2021-10-13 09:49
      3202

      В эти дни один из классиков современной игры на фортепиано Евгений Кисин отмечает свой полувековой юбилей. Он кумир не одного поколения меломанов. Его жизненное кредо – поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Его удел – это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.

    • НА АРФЕ ВРЕМЕНИ ЗВУЧИТ ЕГО СТРУНА
      2021-10-11 09:58
      3941

      Еще при жизни творчество выдающегося композитора Авета Тертеряна получило мировое признание и постепенно завоевывало все более и более широкое пространство. С течением времени стал явственнее проступать и подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно: истинные ценности раскрываются во времени.

    • ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
      2021-10-04 09:19
      6547

      На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.

    • ОН ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ ОБРАЗ ВЕСНЫ
      2021-10-01 09:48
      5506

      Чудовищная пандемия продолжает уносить жизни. Сегодня Ереван прощается с замечательным эстрадным певцом, заслуженным артистом РА Айко, скончавшемся 29 сентября в возрасте сорока восьми лет, как сообщалось - в результате коронавирусной инфекции. Отныне мы его больше не увидим на наших сценах. В это невозможно поверить, хотя и было известно, что с 21 сентября он находился в больнице в крайне тяжелом состоянии. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СЕЛИМСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ: УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК НУЖДАЕТСЯ В ЗАБОТЕ И РЕСТАВРАЦИИ
      2021-10-06 10:37
      3382

      Примерно на полпути из Ехегнадзора в Мартуни, на вершине одного из бесконечных холмов, расположено издали неприметное черное строение. Если не знать, что это – можно запросто проехать.

    • ПОКИДАЯ НАСИЖЕННЫЙ ШЕСТОК
      2021-09-30 12:51
      6107

      Профессиональная жизнь музыканта, артиста лишь для людей, очень далеких от музыки, театра, может показаться радужной. На самом деле это череда проблем, изнуряющих душу, решить которые артисту в одиночку просто не под силу. В нашем обществе за многие годы, особенно в последнее тридцатилетие, утвердилось абсолютное неуважение к творческому труду. Многие деятели культуры считают себя людьми второго сорта, потому что их творческая жизнь зависит от кого угодно, только не от них самих. Об условиях, в которых невозможно блюсти имидж “артиста", мы много писали и поэтому повторяться не хочется. Что особенно тревожит? Ни одна нравственная категория не сохранила своего абсолюта, ни одна не сохранилась как внутренний нравственный закон. На наших глазах развивается дегуманизация чувств. Общество с расшатанной экономикой и невнятными нравственными критериями явно не внушает оптимизма и не дает надежду на возрождение духовности.

    • МОНСТР НОКС ИЛИ РЕФОРМА В КУЛЬТУРЕ?
      2021-09-08 10:00
      2892

      Руководитель Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Рубен БАБАЯН возглавляет также совет театральных директоров, который на общественных началах старается, или по крайней мере старался внести свою лепту в реформу управления культурой. Теперь Бабаян, кажется, склоняется к мысли, что нельзя внести свою лепту в то, чего не существует.

    • ЛЮБИМЕЦ ВРЕМЕНИ И СУДЬБЫ (ВИДЕО)
      2021-08-28 10:42
      4880

      Не стало Владилена Александровича Бальяна - композитора, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля. Он прожил без малого целый век, наполненный событиями, яркими и интересными встречами, любимой работой. Бесспорно, он был любимцем своего времени и судьбы вообще. Был типичным и ярким представителем своего XX века и начала нового времени, своей эпохи.