ВСПОМИНАЯ АКАДЕМИКА АМБАРЦУМЯНА
На фоне происходящих на границе Армении с Азербайджаном событий и всевозможных перипетий вокруг них, а также внутриармянских политических разборок как-то незаметно прошло 12 августа. В этот день, 25 лет назад, скончался академик Виктор Амазаспович АМБАРЦУМЯН.
Я ВДРУГ ПОЧУВСТВОВАЛ КАКУЮ-ТО ВИНУ ЗА ТО, ЧТО ЗАБЫЛ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ. В то время я, сотрудник Бюраканской обсерватории, принимал участие в его похоронах, как и все мои коллеги, а также многие официальные лица республики и гости, приехавшие из города. На всех подъездных путях к обсерватории стояли десятки автобусов. Нижние ворота обсерватории, обычно всегда закрытые, оставались свободными для выноса гроба с телом Амбарцумяна. Меня и моего друга и коллегу Григора Брутяна (известного исследователя истории армянского календаря) попросили нести большой портрет Амбарцумяна впереди гроба, когда его выносили из главного здания обсерватории.
Наверное, я не тот человек, который должен писать о памяти человека такого калибра, как академик Амбарцумян, в годовщину его смерти. Но я не обнаружил материалов на эту тему ни на одном из сайтов, где предположительно этого следовало ожидать с большой вероятностью. Считаю несправедливым пропускать такую дату и полагаю, что пусть даже с опозданием, но необходимо восполнить это пробел в общественной памяти, тем более что никто не отнимал у меня права, независимо от собственного ранга, писать о людях, достойных всенародного внимания и уважения и являющихся символом интеллектуальной мощи нашей нации. Академик Амбарцумян обессмертил свое имя в истории Армении еще при жизни, а его вклад в мировую науку и научный потенциал нашей республики настолько велик, что об этом будут писать еще многократно.
Человек, который прославил свою родину на весь мир, не нуждается в особом представлении. Его знают все армяне от мала до велика. Он считался самым выдающимся армянским ученым со времен Анании Ширакаци. Один из тех редких советских ученых, который пользовался безоговорочным авторитетом на Западе в годы холодной войны, куда он мог свободно выезжать по необходимости даже в те непростые времена. Ученый, который, по признанию иностранных коллег, определял международную политику в области астрономии и в эпоху железного занавеса призывал к тесной кооперации ученых, понимая, что культурное сближение народов идет на благо всему миру. К нему проявляли уважение руководители СССР (Амбарцумян - дважды лауреат Сталинской премии и дважды Герой Социалистического Труда).
ОН ВХОДИЛ В ПЯТЕРКУ САМЫХ КРУПНЫХ АСТРОФИЗИКОВ 20-го СТОЛЕТИЯ, которые определили (их труды до сих пор определяют) развитие этой науки на многие десятилетия вперед. Думаю, будет уместно упомянуть имена этих выдающихся ученых, с которыми Амбарцумян поддерживал связи или вступал в полемику по фундаментальным вопросам астрофизики:
1. Джеймс Джинс - англичанин, основоположник космогонической теории гравитационной конденсации - механизма, который, по мнению подавляющего числа астрономов мира, определяет процесс формирования звезд и звездных систем.
2. Артур Эддингтон - англичанин, основоположник теории внутреннего строения звезд, вошедшей во все учебники по астрофизике. Он предложил механизм генерации энергии излучения звезд за счет реакций термоядерного синтеза.
3. Яан Оорт - выдающийся голландский астрофизик, доказавший вращение нашей Галактики-Млечного пути и указавший способ определения скорости вращения ее разных частей (такое вращение называется дифференциальным). Он внес огромный вклад в изучение кинематики (движения звезд и их групп) и динамики Галактики.
4. Субраманьян Чандрасекар - выдающийся и невероятно плодовитый американский астрофизик-теоретик индийского происхождения, которого считают в астрофизике человеком такого же ранга, каким был гениальный Леонард Эйлер в математике, лауреат Нобелевской премии по физике 1983-го. Каждые 8-10 лет он переключался на исследования в другой области теоретической астрофизики или теоретической физики, которые завершались выходом в свет новой фундаментальной монографии.
В 1981 году в Бюракане был организован международный симпозиум, посвященный 40-летию очень важного принципа инвариантности, который Амбарцумян развил в своих трудах по теории переноса излучения - важнейшего раздела теоретической астрофизики, имеющего значение для описания физики звездных и планетных атмосфер. В дальнейшем этот принцип нашел свое применение и в других областях науки, таких как математика и ядерная физика.
Помимо международного признания принципа инвариантности Амбарцумяна общеизвестен его вклад в решение так называемых обратных задач астрофизики, когда, например, по положениям звезд в проекции на небесную сферу пытаются восстановить их распределение в пространстве звездной системы или распределение скоростей звезд в ней. Как рассказывал бывший ученый-секретарь обсерватории (ныне покойный) Мамикон Мнацаканян, за развитие этого направления группа ученых в свое время номинировала Амбарцумяна на соискание Нобелевской премии. Но эта рекомендация была тогда отклонена Нобелевским комитетом по той причине что в 1916 году первую обратную задачу в математике уже решил австрийский математик Радон, когда Амбарцумяну было всего 8 лет.
ИЗЛИШНЕ В ПОДРОБНОСТЯХ ПОВТОРЯТЬ ЗДЕСЬ ВСЕ ДОСТИЖЕНИЯ Амбарцумяна. Это и механизмы возникновения запрещенных линий в планетарных туманностях, и концепция о роли сверхплотной материи в образовании и эволюции звезд, и идея об активности ядер галактик и т.д. О них так много говорилось, что здесь что-либо новое добавить сложно. Напомню лишь, что в молодости его талант был отмечен тем, что ему была присуждена степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации, за совокупность работ. Он был послан на стажировку в Данию, в Копенгаген, в институт лауреата Нобелевской премии, одного из основателей квантовой механики Нильса Бора. Вместе с ним там стажировался и выдающийся советский физик-теоретик, также позднее ставший лауреатом Нобелевской премии за разработку теории сверхтекучего гелия, Лев Давидович Ландау. Он с Амбарцумяном был одногодкой и так же, как и Виктор Амазаспович, удостоился докторской степени без защиты диссертации. Имеется архивная фотография, на которой запечатлены Амбарцумян и Ландау, сидящие вместе на семинаре в институте Бора, а рядом с ними - американский физик Эдвард Пайерлс, будущий лауреат Нобелевской премии, получивший ее за открытие так называемого парамагнитного резонанса.
Но в жизни академика Амбарцумяна бывали и непростые времена. Светлой памяти академик Бениамин Егишевич Маркарян (на редкость интеллигентный человек, брат поэтессы Маро Маркарян) как-то рассказывал, что многие ученые на Западе были разочарованы тем, что Амбарцумян в числе группы советских ученых подписал письмо против академика Сахарова, выступившего с критикой в адрес советского правительства (в те годы, когда это происходило, я был студентом университета). С того времени визиты крупных ученых в Бюраканскую обсерваторию, помнится, стали реже.
Амбарцумяну удалось восстановить отношение своих зарубежных коллег к себе, когда в знак протеста против политики правительства Горбачева в отношении Нагорного Карабаха он провел девятидневную голодовку в гостинице "Москва" вместе с Зорием Балаяном и Сосом Саркисяном. Им в поддержку направлялись многочисленные письма от авторитетных людей и простых граждан. Голодовка прекратилась после того, как их уговорил Католикос Вазген I.
Семейное кладбище Амбарцумянов находилось рядом с башней самого крупного нашего телескопа, диаметром 2,6 м. Огромная масса народа, принимавшая участие в похоронах, прошла всю дорогу от главного здания обсерватории до этого телескопа (без малого 1 км) пешком. В их числе был и президент республики Левон Тер-Петросян, охраняемый тогдашним министром ВД Вано Серадегяном со своими шестерками. Они все время были на связи по рации и о чем-то переговаривались. Было что-то лицемерное во всем этом, если говорить о той политике в отношении ученых, которое сформировалось именно при аодовской власти, которая вроде бы как и исчезла, но ее улыбка осталась в виде полунищенской зарплаты этим ученым и реформ, продвигаемых в сфере науки их сегодняшними духовными наследниками. Такой ученый, как Амбарцумян, разумеется, не мог не относиться критически ко всему происходящему в Армении в тот период.
ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ДЕМОНСТРАЦИЙ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ К УЧЕНЫМ и представителям других творческих профессий как людей, определяющих лицо нации, явилось, в частности, отношение тогдашних властей к Бюраканской обсерватории. За полтора года до кончины академика Амбарцумяна зимой 1995 года скончалась его супруга Вера Федоровна. Все его родные находились в это время в городе, и никто на знал о произошедшем. В те дни руководители аштаракской электросети отключили в обсерватории подачу электроэнергии из-за накопившихся финансовых долгов. Была отключена телефонная связь. Помнится, два дня мы сидели без света. И все эти ночи Амбарцумян провел в темноте, или в лучшем случае в полумраке, у гроба своей жены. Обращались с просьбой в Аштарак, чтобы сделали исключение и пошли навстречу. Но света все не было. Не знаю, чем оправдывались или как объясняли ситуацию тамошние деятели, но свет был дан только на третий день. Вот такие переживания выпали на долю этого несомненно великого человека в последние годы его жизни. Тем не менее он и после этого продолжал работать и заходил в библиотеку обсерватории в поисках необходимой литературы.
Человек оставил после себя богатое наследие, которого хватило бы не на одного великого ученого. Его надо беречь и по возможности преумножать.
Приближается 75-летие со дня основания его детища - Бюраканской астрофизической обсерватории. Для всех армянских астрофизиков, кто работал там хоть какое-то время, где бы в мире они ни жили, Бюракан воспринимается как дом родной. Невозможно, приехав в Армению, не навестить его и не вспомнить те годы, когда обсерватория активно работала и была столь знаменитой, когда ею руководил академик Виктор Амазаспович Амбарцумян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:35
Все-таки вызывает удивление та наглость и бесстыдство, с которой пашиняновская свора перед лицом своего народа провозглашает идеи и мысли, откровенно созвучные турецким и азербайджанским требованиям, касающимся чувствительных для армян вопросов. Буквально на днях горе-министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян отметился очередным заявлением о том, что вопрос о признании Геноцида армян не стоит в первоочередной повестке дня армянской дипломатии и пусть этим занимаются историки. Он почти слово в слово сказал так, как об этом говорил Эрдоган.
-
2024-10-10 10:31
Из Турции доносятся волчьи хлопки (выражение радости) в связи с открытием памятника футболисту сборной Турции Демиралу, забившему два гола в ворота сборной Австрии на последнем чемпионате Европы по футболу и отметившемуся при этом известным жестом турецкой гордости.
-
2024-10-05 10:11
Недавно Ильхам Алиев отметился очередной бредовой речью о том, что они вернутся в Западный Азербайджан. На что спикер парламента Армении Ален Симонян удачно ответил (что бывает с ним крайне редко), что в поисках своих земель Алиеву следовало бы вернуться на Алтай. Наверное и Пашинян так считает, но скромно молчит (особенно после подарка Эрдогана, предки которого тоже с того же Алтая) и поэтому терпит реплику Алена на эти выпады Алиева, с которыми тот не сможет сотворить сенсацию даже на том свете, не говоря уже об этом.
-
2024-09-27 09:34
В своем выступлении в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН Никол Пашинян сказал, что он получил мандат от народа под лозунгом "Будущее есть" и что "формирование будущего – самая главная повестка наших действий: мир, безопасность, процветание, права человека, искусственный интеллект, изменение климата".