Последние новости

"МЫ ПОДГОТОВИМ СПЕЦИАЛИСТОВ САМОЙ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ"

В интервью "ГА" ученый с мировым именем, профессор Российской Академии наук, доктор физ.-мат. наук Артем ОГАНОВ говорит о своих исследованиях и перспективах образовательных и научных контактов с Арменией и Арцахом.

- Г-н Оганов, в этот раз вы приехали в Армению по приглашению президента страны Армена Саркисяна для участия в "Саммите мыслей", посвященном вопросам геополитики и технологического развития. Есть ли у вас и какие-то другие задачи?

- Также запланированы лекции в НАН и Арцахском государственном университете, лекция в школе ТУМО в Степанакерте, встреча с руководством и коллегами в Российско-Армянском университете.

Однако в мои задачи входит не только популяризация науки, ее последних достижений, представление передовых направлений и новых технологий, но и налаживание научных и образовательных связей с Арменией и Карабахом, привлечение студентов, аспирантов, стажеров на обучение в Сколтех, где они получат прекрасную подготовку, смогут вернуться на Родину специалистами высокой квалификации и применить свои знания для современного развития Армении и Карабаха. Стипендии в нашем университете высокие, и можно сфокусироваться на учебе и науке.

Есть и формат стажировок, скажем, на полгода - половину оплаты берет на себя моя лаборатория, половину - Армения или Карабах. Добавлю также, что Сколтех – вуз западного образца, обучение ведется на английском языке. Это прекрасная возможность получить образование, не уступающее тому, что дают в лучших западных вузах, и я надеюсь, что этой возможностью воспользуются молодые люди из Армении и Арцаха.

И, конечно же, надеюсь встретиться с коллегами и друзьями-учеными, в том числе с моим талантливым учеником Айком Закаряном, который создал в ЕГУ очень перспективную лабораторию.

- Можете ли вы способствовать развитию науки в Арцахе, созданию каких-то научных групп, организации современных исследований?

- Это непосильная задача для одного человека. Я готов способствовать интересу к науке, готовить научные кадры для Карабаха в Сколтехе, а также в МИСиС – где я также работаю. Я рад быть учителем. Однако есть масса необходимых условий, важнейшее из которых - мотивация глубокого овладения знаниями, стремления посвятить себя научной деятельности, а эти условия должны создаваться другими силами.

- То есть нужно создать условия, при которых образованность и профессионализм будут востребованы и оценены государством, а ученые, специалисты высокой квалификации получат достойный статус в обществе. Но когда зарплата ученого ниже зарплаты уборщицы, это вряд ли мотивирует на глубокое овладение знаниями.

- Если ученые чувствуют свою невостребованность, ждать от них высокой отдачи не приходится. У ученого должен быть высокий статус в обществе. Это касается и зарплаты, и оборудования. Но если он зарабатывает меньше уборщицы, значит, государство больше заинтересовано в уборщицах, чем в ученых, то есть народ лишен стимула к приобретению знаний. Надеюсь, что ситуация в науке изменится и государственные вложения в исследовательскую деятельность в Армении повысятся. Нынешнее положение недопустимо, оно просто опасно для нации и страны.

- Проблема, видимо, в том, что за все годы независимости так и не была разработана обоснованная и конкретная программа стратегического развития Армении, не было определено место науки.

- Следует понимать, что именно развитие науки вывело человечество из первобытного состояния. Качество жизни современного человека – на 100% результат науки, без науки мы бы до сих пор оставались в пещерах. Отказываться от науки недальновидно. Наука - гарант хорошего образования, без которого государство не сможет принимать верных решений. Такая нация неизбежно будет деградировать, а безопасность по всем направлениям неуклонно снижаться. Наука способствует достойному выживанию нации, ее безопасности и благополучию. Это доказывает история.

- В Армении есть много примеров, когда хорошие разработки, которые могут найти практическое применение, не удается продвинуть. Как решается этот вопрос в России?

- В России такой механизм только зарождается, еще многое предстоит сделать, чтобы он начал работать. Основная проблема - материальные ограничения, ведь когда денег мало, их вкладывают в то, что дает гарантированную и быструю прибыль - в строительство недвижимости, добычу и торговлю, а не в технологическое развитие страны. Второй фактор – кризис доверия, который не удается переломить в постсоветских обществах уже 30 лет. Люди привыкли к обману, и ученым часто не доверяют.

- Наверное надо стимулировать внедрения предоставлением льгот предприятиям, реализующим инновации?

- Обязательно. Важно также обеспечить абсолютно объективную и высокопрофессиональную экспертизу проектов, чтобы гарантировать доверие. И тут важную роль может сыграть армянская научная диаспора.

- Система высшего образования в Армении катастрофически деградирует. Что делать?

- Нужно максимально использовать возможности подготовки специалистов за рубежом, привлекать к процессу обучения авторитетных специалистов из других стран, в том числе в удаленном режиме.

В России была реализована программа мегагрантов, по которой ведущие мировые ученые, выигравшие этот грант, были обязаны проводить 4 месяца в году в РФ. За это время можно многое сделать. Такая программа значительно оживит научную жизнь и, как следствие, - систему образования. В России она дала хорошие результаты. Аналогичная программа успешно действует и в Китае.

Но для ведущих специалистов должна быть предусмотрена возможность остаться в России или в Армении навсегда, поскольку в процессе реализации этой программы было создано много лабораторий, многие из которых не смогли продолжить эффективно работать после отъезда руководителя.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших исследованиях.

- Мы разрабатываем методы предсказания новых материалов, и применяем их для поиска высокотемпературных сверхпроводников, термоэлектриков, сверхтвердых и магнитных материалов, наночастиц и т.д. Еще недавно считалось, что высокотемпературная сверхпроводимость присуща только сложным оксидам меди, для которых еще нет полноценной теории. Но в 2014 году, используя мой метод, китайские ученые предсказали новое соединение с необычным химическим составом. Они предсказали, что оно будет устойчивым при высоком давлении и будет рекордным высокотемпературным сверхпроводником, что впоследствии и было подтверждено экспериментально.

Это соединение и последующие оказались конвенциональными сверхпроводниками, механизм сверхпроводимости которых хорошо понят. Сегодня предсказано много сверхпроводников, возникающих под давлением и имеющих необычные составы. Многие из них были предсказаны и экспериментально реализованы моей группой.

- Эти результаты могут найти практическое применение?

- Это чисто фундаментальные исследования, поскольку сверхпроводимость богатых водородом соединений достигается при слишком высоких давлениях – более миллиона атмосфер. Но мы пытаемся понять принципы создания сверхпроводников, которые будут работать в более приемлемых для практического применения условиях - без высоких давлений. Если эта цель будет достигнута, полученные сверхпроводники найдут широкое практическое применение.

Еще одно направление - термоэлектрики – материалы, позволяющие генерировать электричество из тепла. Эти материалы уже применяются (в числе применений – электрогенераторы, особые холодильники, приборы ночного видения, самонаводящиеся ракеты и т.д.). К сожалению, известные сегодня термоэлектрические материалы недостаточно эффективны. Они нашли бы широкое применение во многих технологиях, если бы удалось найти более эффективные материалы. Будем надеяться, что проводимые нами исследования дадут ожидаемые результаты.

Мы также занимаемся и магнитными материалами. Цель наших исследований - получение магнито-твердых материалов, не содержащих редкоземельные металлы. Такие материалы удалось предсказать и создать нескольким группам, но пока они по всем параметрам сильно уступают редкоземельным магнитам, так что задача все еще не решена.

Еще одно направление, которым занимается наша лаборатория – наночастицы. Мы разработали мощный метод, предсказывающий стабильные наночастицы и молекулы. Можно построить карту стабильности и положить ее в основу метода для поиска особо устойчивых или, как говорят физики, "магических" наночастиц, причем эта карта стабильности похожа на карту стабильности атомных изотопов – в духе исследований нашего великого соотечественника Юрия Цолаковича Оганесяна.

Он и его ученики изучают элементы из острова стабильности сверхтяжелых элементов. В наших наночастицах или молекулах тоже есть острова стабильности, тоже есть море нестабильности, как и в атомных изотопах. Наш метод позволил понять каталитическое поведение частиц некоторых элементов и соединений. У этих исследований большое будущее.

И еще одно направление – фундаментальная химия. Меня заинтересовало то, что при высоких давлениях образуются совершенно необычные вещества, например, прозрачная модификация натрия, которую мы предсказали, а затем экспериментально получили. Мы привыкли называть натрий щелочным металлом, но при давлении чуть ниже двух миллионов атмосфер он становится прозрачным неметаллом, что совершенно неожиданно. Образуются и неожиданные соединения. Встала задача понять, почему возникают именно эти, а не другие соединения.

- Условия, при которых это происходит, выявлены?

- Мы над этим работаем, что привело нас к пересмотру такого понятия как электроотрицательность химических элементов. Мы сформулировали новую шкалу электроотрицательности и рассчитали электоотрицательность всех химических элементов при разных давлениях, поняли закономерности, управляющие химическим поведение элементов под давлением. Действительно, электоотрицательности сильно меняются, и многое из того, что мы предсказываем с помощью квантово-механических расчетов и видим в экспериментах, удается понять и связать.

Мы применили эти идеи для создания метода, который решает, пожалуй, наиболее важную задачу теоретического материаловедения – предсказание возможных веществ, имеющих нужные свойства. Предложенный нами алгоритм был применен при поиске максимально твердого вещества. Оказалось, что не существует более твердого кристаллического вещества, чем алмаз – то есть алмаз является теоретическим пределом твердости кристаллического материала.

Вместе с моим иранским учеником Захедом Авахяри, работающим в Сколтехе, мы разработали новый метод, который применили в этих расчетах. Этот алгоритм основан на сформулированной мною идее об эволюции в химическом пространстве, где каждый элемент занимает положение, диктуемое его свойствами, например, электроотрицательностью. При необходимости визуализации результатов этих расчетов нужно понизить размерность, а процедура понижения размерности пространства до одномерного приводит к так называемому менделеевскому числу.

Менделеевские числа были предложены выдающимся британским физиком Давидом Петифором в 1984 году. Он постулировал, что можно расположить элементы в особом ряду, который и назвал рядом менделеевских чисел, в котором свойства элементов плавно меняются. Но Петифор не предложил алгоритма расчета. Нам удалось это сделать, что привело также к более точным значениям менделеевских чисел.

Мы проводим исследования в весьма широком диапазоне. Они имеют большое научное значение не только в плане чисто фундаментальной науки. Вероятно, часть полученных результатов приведет к созданию новых материалов, которые найдут широкое практическое применение. Это очень перспективная и интересная область, в которой мы можем и готовы подготовить специалистов самой высокой квалификации.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ