Последние новости

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ АРТИСТ

В этом году Ваагну Стамболцяну исполнилось бы 90 лет

Ваагн Стамболцян…Спокойный, сосредоточенный, одухотворенный. Какими секретами обладал этот артист? Когда нисходило к нему вдохновение, то казалось, будто в концертный зал врывается ветер, тот самый, быть может, что ударил когда-то в лермонтовский парус.

Свои артистические качества он пронес нерастраченными через всю свою жизнь. И запомнился всем неповторимостью своего артистического облика.

НАРОДНЫЙ АРТИСТ АРМЕНИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК армянской органной исполнительской школы, Ваагн Стамболцян был ведущим органистом нашей страны, центром, вокруг которого образовалась, развивалась наша органная культура. На протяжении более полувека – с момента первого выступления на сцене Союза композиторов Армении до последнего концерта в Большом зале им.А.Хачатуряна – он покорял своим изумительным искусством многочисленных почитателей. Выдающийся педагог, яркий исполнитель, он вел интенсивную исполнительскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Думается, многим памятен юбилейный концерт, прошедший в Большом зале имени Арама Хачатуряна, ставший подлинным торжеством армянской исполнительской школы. Насыщенная программа, составленная из лучших сочинений органной классики и современных авторов, посвящалась памяти жертв Геноцида армян 1915 года. В концерте помимо Ваагна Стамболцяна выступили и его бывшие студенты, которые сами уже давно завоевали "любовь пространства" и получили широкое признание и в Армении, и за рубежом. Символично то, что именно Ваагн Стамболцян впервые вместе с незабвенной певицей Лусине Закарян исполнением армянской духовной музыки в апреле 1965 года отметил эту трагическую дату.

Концентрация событий в одном этом вечере была поистине уникальной. Концерт можно было бы назвать и "Приношением учителю": именно в эти дни музыкальная общественность отмечала 80-летие со дня рождения выдающегося по масштабу артистического и педагогического дарования и по размаху своей деятельности артиста. Мэтру стоя аплодировали друзья, коллеги, вся музыкальная общественность, зарубежные гости.

ДЕРЖАЛСЯ ЮБИЛЯР НА СЦЕНЕ НЕПРИМЕТНО И СОВЕРШЕННО ПРОСТО. Он вовсе не походил на мэтра, признанного корифея исполнительского искусства. И ясно было, что это его всегдашнее естество и сущность. На расстоянии скольких световых лет отстоял Стамболцян от иных разудалых юбиляров, поминутно расправляющих плечи и становящихся на цыпочки, чтобы казаться величественнее и значительнее! Человек редкой чистоты, удивительной, иногда просто болезненной скромности, он всю свою жизнь преданно служил искусству и воспитал целую плеяду талантливых органистов, которые и в этот вечер, как всегда, продемонстрировали достойный уровень, покоряя исполнением, в котором глубина мысли соединялась с вдохновенностью чувств и озаренностью.

Исполнительской деятельности В.Стамболцяна обязана своим зарождением и развитием армянская органная культура. С именем Стамболцяна и его бывших студентов связано и широкое признание этой школы за рубежом.

С годами он стал нам ещё более дорог: мы узнавали его по первым же характерным очертаниям его отшлифованного исполнительского почерка. Он создал свой исполнительский стиль и стал любимцем самой взыскательной публики не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступления Ваагна Стамболцяна, а впоследствии и его учеников, и гастролеров из разных стран позволили ереванцам ознакомиться с огромным репертуаром органной музыки. Концерты органной музыки послужили стимулом и для нашей композиторской школы: музыку для органа стали писать такие авторы, как Авет Тертерян, Тигран Мансурян, Ерванд Ерканян и другие.

По-разному происходит развитие крупных творческих личностей. Сравнение ранних образцов исполнительского искусства Стамболцяна с теми, что относятся к более позднему времени, вызывает ощущение редкой естественности, гармоничности творческой эволюции, по законам которой развивалось его искусство.

Важнейшей чертой его характера было естественное, не афишируемое, но и непоколебимое чувство внутренней свободы и независимости. Искусству Ваагна Стамболцяна многие обязаны самыми светлыми мгновениями своей жизни. Слушая, как он исполняет армянскую духовную музыку или своего кумира Баха, мы поднимались к вершинам духовной жизни, отвергая суету и обыденность, покидая пределы повседневности. Тут музыка переставала быть искусством, а становилась духом человеческим. И невозможно было не поддаться его артистическому воздействию.

Более полувека дарил артист нам свое искусство. За всем этим – жизнь мастера, его великий труд, равный каждодневному жертвоприношению себя искусству, которое, словами поэта, "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Для артиста всегда существовал один путь: поверить музыке, пережить ее, сделать своей и только таким образом познать в ней то общечеловеческое, что было свойственно великим композиторам.

ИГРАТЬ БАХА ДЛЯ НЕГО БЫЛО ВЕЛИЧАЙШЕЙ РАДОСТЬЮ. Именно его музыка способствовала тому, что со второго курса фортепианного факультета Ереванской консерватории, где он учился в классе Арно Бабаджаняна, Стамболцян перевелся в Ленинградскую консерваторию, в класс известного органиста и педагога И.Браудо, воспитавшего целую плеяду артистов. Орган стал главной школой Стамболцяна, открыл ему, где таится музыка. Не фортепиано, не теоретические дисциплины, а орган, в котором он благодаря великому Баху услышал голоса земли и неба.

Когда-то было сказано: "Если бы город зазвучал, как оркестр, наверное, музыка его была бы похожа на музыку Баха. На его "Пассакалию", на его "Магнификат", органные прелюдии и фуги. Удивительно, как современна эта музыка"… Для Стамболцяна музыка Баха служила противостоянием той беспощадной жестокости, с которой действительность обрушивала на нас буквально лавины поводов для отчаяния, недовольства, раздражения. Слушая органную музыку Баха, ощущаешь причастность к таинствам мироздания, гармонии добра.

Велика заслуга Стамболцяна и в пропаганде армянской средневековой музыки, лучшие образцы которой прозвучали именно в его исполнении. Благодаря ему армянская духовная музыка вошла в репертуар многих европейских органистов.

Очень много места в творчестве Стамболцяна занимала педагогическая деятельность. Еще в 1966 году по его инициативе в Ереванской консерватории открылся органный класс, где обучались теперь уже известные органисты А.Адамян, Н.Агабекян, Л.Абрамян… Самое большое значение он придавал своеобразию личности будущего артиста. Вместе с тем он умел помочь молодым органистам в реализации их собственных возможностей.

И все же он – не был, а есть! Есть и долго еще пребудет в своих учениках, в нашем искусстве. В них – живая душа Ваагна Стамболцяна.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ