ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕАМБУЛЫ КОНСТИТУЦИИ ЗАВИСИТ ОТ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМЫ
На вопросы "ГА" о конституционной реформе отвечает доцент кафедры "Конституционное право" ЕГУ, кандидат юридических наук, эксперт Совета Европы Анаит МАНАСЯН.
- Г-жа Манасян, Третья республика существует всего три десятилетия, однако нынешние власти намерены приступить к разработке уже четвертой Конституции. Не слишком ли часто происходят изменения в Основном законе страны?
- В первую очередь отмечу, что, несмотря на осуществленные в разные этапы конституционные реформы, Основной Закон Армении ни разу не был заменен новой Конституцией, и до сих по в нашей стране действует Конституция 1995 года с соответствующими поправками.
Тем не менее, в текст вносились изменения – в большинстве случаев довольно серьезные и обширные, в результате которых мы всегда имели дело с новыми конституционными реалиями. Во многих случаях подобные изменения были необходимы, так как изменение общественных отношений приводит к необходимости развития Конституции. Но это не должно стать основанием для ошибочного мнения о том, что в документ можно постоянно вносить текстуальные изменения.
История непрерывных дискуссий о необходимости текстуальных изменений указывает, что наша конституционная система и механизмы ее развития нуждаются в переосмыслении. Без этого мы будем вынуждены постоянно текстуально менять конституционные регулирования, так как иной возможности развития конституционной системы невозможно представить.
Следовательно, любой процесс конституционной реформы должен быть направлен на переосмысление логики конституционного развития в Республике Армения.
- Существует мнение, что процесс разработки новой Конституции связан прежде всего с желанием внести изменения в Преамбулу, где говорится о Геноциде армян. Вы допускаете такую возможность?
- В Преамбуле Конституции прямо не упоминается Геноцид армян, там содержится ссылка на фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости РА. В том числе - констатация того факта, что Республика Армения выступает за международное признание Геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.
Отмечу, что в некоторых странах встречаются изменения Преамбулы Конституции. Другие конституционные системы считают подобное изменение невозможным. Я не раз писала в своих исследованиях, что Конституция РА и ее Преамбула построены на логике, согласно которой невозможно изменять конституционную преамбулу путем внесения изменений в текст Конституции и для подобного изменения необходимо принять новую Конституцию.
Следовательно, возможность изменения Преамбулы зависит от хода всего процесса конституционной реформы и ее результатов.
- Не настораживает ли вас тот факт, что Совет по конституционным реформам будет укомплектован исключительно из сторонников власти, без участия оппозиции?
- В Совет по конституционным реформам входят министр юстиции, представитель Армении в Европейском Суде по правам человека, председатель комиссии НС по государственно-правовым вопросам, Защитник прав человека, по одному депутату от каждой фракции парламента, один представитель Высшего судебного совета, а также три представителя партий (блоков), не участвовавших в распределении мандатов депутатов НС, и три представителя зарегистрированных в стране общественных организаций.
Также по предложению министра юстиции в состав совета могут быть включены два представителя (с совещательным голосом) международных организаций, работавших в Армении непрерывно на протяжении 5 лет. Совет на конкурсной основе формирует профессиональную комиссию, состоящую из 5 членов. Этот порядок свидетельствует о том, что оппозиция также может участвовать в его работе и в процессе конституционной реформы. Другой вопрос, в какой мере подобное участие может влиять на результаты обсуждаемой реформы.
Считаю, что это зависит как от правильной организации всего процесса со стороны политической власти, так и от отношения оппозиции к данному вопросу. В этом смысле важно в первую очередь то, что конституционное развитие может иметь место и быть успешным только в случае, если создается общественный консенсус по этому поводу и осуществляется правильная коммуникация со всеми представителями общественной системы. Это в первую очередь задача правящей политической силы, которая должна суметь организовать данный процесс на надлежащем уровне.
Но в этом смысле важен также правильный и профессиональный подход со стороны других представителей общественной системы (общественные организации, политические силы, профессионалы и т.п.). Они также должны принять во внимание отмеченные мной принципы и ценности, лежащие в основе любого успешного конституционного развития.
- В 2015 года Армения перешла от полупрезидентской формы правления к парламентской. Многие тогда считали, что страна не совсем готова к столь резкому переходу. На ваш взгляд, оправдан ли этот переход и есть ли вероятность, что посредством новой Конституции мы вернемся к прежней форме правления? Если да, насколько это будет логично и оправдано?
- Слишком частые изменения формы правления не приветствуются как в современных междисциплинарных исследованиях, так и международными организациями. Причина в том, что все эти формы применяются в международной практике и могут иметь успех при наличии соответствующего уровня конституционной и политической культуры. А формирование и развитие традиций невозможно в условиях постоянных изменений системы.
Следовательно, постоянное изменение формы правления само по себе не приведет к совершенствованию его качества. В этом смысле важно в первую очередь формирование традиций и надлежащего уровня конституционной и политической культуры, на что необходимо направить любой процесс конституционного развития.
Считаю также, что отдельные механизмы разделения и баланса властей в РА нуждаются в совершенствовании. Однако это не обязательно связывать с изменением формы правления. С точки зрения развития механизмов правления основное значение имеет не выбор модели, а закрепление профессиональных и надлежащих механизмов разделения и баланса властей. В контексте обсуждаемого вопроса важны четкость функций каждой из ветвей власти, исключение дуализма в руководстве исполнительной власти, исключение "персонализации" и "чрезмерной концентрации" власти и т.п.
Таким образом, с точки зрения становления модели правления первостепенное значение должно иметь формирование соответствующих традиций, что может сопровождаться усовершенствованием отдельных механизмов разделения и баланса властей. Однако последнее не обязательно ставить в зависимость от изменения формы правления.
- Практика последних лет свидетельствует об откровенном давлении законодательной и исполнительной власти на судебную. Многочисленные примеры в этой связи известны всем. Возможно ли, посредством принятия новой Конституции обеспечить равенство всей ветвей власти, необходимое для полноценного развития страны?
- Конституция Республики Армения и на данном этапе предусматривает соответствующие механизмы поддержания баланса между ветвями власти. Конечно, некоторые механизмы могут нуждаться в совершенствовании, например, порядок избрания и назначения судей Кассационного суда и т.п., но это не является основной причиной нарушения указанного баланса.
Надлежащий баланс в отношениях между органами власти в первую очередь зависит не от идеальных конституционных регулирований, а от соответствующего уровня конституционной и политической культуры. Следовательно, в данном случае первостепенное значение имеет формирование культуры взаимного уважения между различными ветвями власти, которое может сопровождаться совершенствованием и отдельных регулирований.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:23
Главной темой последних дней стали громкие отставки первых лиц судебно-правовой системы. Напомним, что с начала недели по «просьбе» премьер-министра один за другим написали заявления об отставке председатель Комитета государственных доходов Рустам Бадасян, министр внутренних дел Ваге Казарян, председатель Следкома Аргишти Кярамян, председатель Высшего судебного совета Армении Карен Андреасян, а также затесавшейся среди глав силовиков и правоохранителей министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
-
2024-11-22 09:21
19 ноября в Антикоррупционном гражданском суде под председательством судьи Карапета Бадаляна продолжилось слушание по делу о конфискации имущества предположительно незаконного происхождения бывшего мэра Еревана, депутата НС РА Тарона Маргаряна и членов его семьи. Обвинение в данном деле представляет прокуратура, интересы ответчиков - группа адвокатов.
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.