ТУРОК ВСЕ ТОТ ЖЕ, А КТО-ТО ГРЕЗИТ О ЧЕСТНОМ МИРЕ...
На финише 2021 года "блистательный выпускник МГИМО" - президент Азербайджана И. Алиев совершил очередное "историческое" открытие: распорядился подготовить мероприятия "к 140-летию Иреванской учительской семинарии, которая внесла вклад в сохранение в Иреванском махале... научно-культурной жизни, вписала запоминающиеся страницы в летопись нашей педагогической мысли".
ОТКРЫТИЕ ПОИСТИНЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ, ВИДИМО, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, что кавказские татары (раз у них была семинария) исповедовали тогда христианство. А по поводу извлечения из глубин веков Иреванского "махала" (данное слово упомянуто в русском тексте) хочется от души поздравить российских историков, проглядевших, что в административно-территориальном делении Российской империи существовал "Иреванский махал". Так что разберитесь поскорее с картами, подправьте их, пока "выпускник" не осерчал и не взялся за юбилеи "нашей педагогической мысли" в Московском и Петербургском "махалах..."
Однако, прежде чем кивать на российских историков, хотелось бы услышать реакцию отечественных летописцев. О властях промолчу. Они исправно обслуживают интересы всех народов на свете, кроме армянского. Спешат, пока еще у руля. Глядишь, успеют произвести на свет "Иреванский махал" или лучше "вилайет". А историки отечественные, как это нередко бывало и в советское время, разводят руками: ну кто поверит в такую чушь? Это они зря. За деньги многие поверят во что угодно. Правда, во второй половине XX века, после хрущевской оттепели, мир еще не был столь продажен и циничен, как в сегодняшней "интернетландии". Люди в Советском Союзе еще верили, что их голос может быть услышан властью, и писали, освобождаясь от живучей инерции сталинских репрессий и запретов.
Одним из таких правдолюбцев был уроженец Абхазии, писатель, педагог, критик, общественный деятель Аршавир Саркисович Джидарян (1906-1989). Он до конца жизни писал письма в самые высокие инстанции, вплоть до генсеков КПСС, успел откликнуться на карабахскую тему. Многие из обращений напечатаны в книгах, подготовленных сыном писателя Вили Аршавировичем. Представлю из архива фрагменты писем Джидаряна Константину Симонову. В первом (февраль 1965 г.) речь идет о приближающейся круглой дате - 50-летии Геноцида армян.
Сегодня многие любят выдергивать события из контекста времени и с нынешних позиций заключать: а что особенного сказал или сделал человек? Член Союза писателей СССР со дня основания в 1934 году, А. Джидарян пишет члену СП с 1938 года К. Симонову про то, о чем десятилетиями запрещалось упоминать усилиями прежде всего "вождя всех народов". Несколько цитат из письма.
"УНИЧТОЖИВ БОЛЬШЕ ДВУХ МИЛЛИОНОВ АРМЯН, имущество которых было ограблено и присвоено, турки потом цинично и нагло объявили по всему миру, что Армении больше нет, т. к. нет больше армян. Но даже не это удивительно. А то, что за 50 лет ни один организатор уничтожения целой нации не осужден ни мировыми судами, ни одним правительством мира. Что касается современной Турции, этих лиц - убийц и организаторов - там считают героями, им воздвигают памятники.
У меня вызывает недоумение тот факт, что мы все и все честные люди на планете справедливо требуем, чтобы немецко-фашистских убийц судили и наказали, не считаясь со временем и местом. Но почему-то никто не вспоминает палачей целого народа. Ведь факт, что турецкие детоубийцы не только являются учениками немецких милитаристов, но и учителями немецких фашистов. Ведь именно они сделали первый эксперимент в мировом масштабе массовых убийств и остались безнаказанными и незамеченными".
Аршавир Саркисович завершает свое письмо коллеге следующим образом: "Конечно, армянский народ теперь не может не отметить 50-летие самой страшной страницы своей истории. Но это не будет иметь никакого мирового значения, если армянскую трагедию не будут отмечать и другие народы, и в первую очередь - русский народ и русские писатели".
Второе письмо датируется мартом 1977 года. Оно касается яростных нападок азербайджанских историков, писателей (в статьях, книгах, стихах) на генерала Андраника. Писатель напоминает о прорусской ориентации Андраника, его решении перейти вместе со своим отрядом в распоряжение Бакинской коммуны. Джидарян недоумевает, почему азербайджанские коммунисты повторяют клевету турок о человеке, который был символом борьбы армянского народа за свое физическое существование.
"ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? ЕСЛИ АРМЯНИН БЕРЕТ В РУКИ ОРУЖИЕ для защиты от насильников, то он уже становится разбойником? Не слишком ли бесцеремонны подобные высказывания азербайджанских товарищей? Вопрос, конечно, не только в Андранике. Суть в том, что армяне и Армения всегда мешали и мешают пантюркистам в деле осуществления их планов. Вот почему они сожалеют, что не смогли довести Геноцид армян до конца в 1915-1921 гг., и ждут нового подходящего момента. Они готовятся к этому незаметно и замаскированно. А мы молчим. Почему наша общественность, наши писатели не разоблачают опытных профессиональных палачей народов? Ведь молчание может восприниматься как согласие. Уступки можно сделать в экономических делах, но нельзя делать в вопросах идеологии и совести.
Мы справедливо поднимаем свой голос против апартеида в Африке, но не разоблачаем современных идеологов Геноцида армян. Вот почему конфликт между азербайджанцами и армянами относительно Кадж Андраника имеет глубокие корни и далеко идущие опасные последствия. Чтобы избежать обострения, следует предпринять меры.
Я прошу вас, Константин Михайлович, использовать ваши связи и авторитет. Пусть этот вопрос (конфликтный) обсудит авторитетная комиссия из специалистов, сделает это в редакции "Правды", в ЦК КПСС или в Институте истории Академии наук СССР. Пусть пригласят историков из двух республик. Пусть товарищи из Азербайджана фактами и документами обоснуют свою позицию (если, конечно, смогут). А если нет, то пусть официально откажутся от неверных утверждений".
Читатель и без моей подсказки рассудит, что два письма Аршавира Саркисовича к Константину Михайловичу остались без ответа. Практически одинокие всю историю армяне отметили (как уж получилось) 50-летие Геноцида, потом 100-летие. Потомки убийц и захватчиков чужой земли не изменили свои планы, не умерили аппетит, вычерчивают новые "исторические" карты с "махалами" и "вилайетами", а гуманнейшее мировое сообщество в полном восторге от того, что потомки жертв вроде бы готовы к "эпохе мира" в регионе. Мира с теми, кто называет армян злостными клеветниками, пытающимися кинуть тень на "чистую и светлую турецкую историю" (это определение большого друга России Эрдогана).
ВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО, К ЭПИСТОЛЯРНОМУ ЖАНРУ, к которому порой обращался Аршавир Джидарян. Из приведенных цитат очевидно, что все, на что когда-то с тревогой указывалось в письмах, абсолютно не изменилось. Имеются в виду планы и помыслы соседей, разве что придумавших (Эрдоган) теперь новую уловку в виде формата "3+3". Эту формулу мы уже проходили в 1921 году в комбинации "2+3". Когда два непризнанных субъекта международного права - Россия и Турция - обязали трех (Грузия, Армения, Азербайджан) подписать соответствующие договоры, определившие границы в регионе.
Тогда еще с угасающим пафосом, но говорили о мировой революции и определили на роль главной революционной жертвы Армению. Теперь вдруг выясняется, что не революция, а демократия, демократический мир требуют жертв. От кого? Вопрос, по крайней мере для двоих из шестерки, из разряда риторических.
Разве можно армянам игнорировать благороднейшие призывы к дружбе из уст тех, кто осенью 2020-го утверждал, что надо довести до конца оставленное 100 лет назад на полпути дело? Или не верить в искреннее миролюбие "выпускника МГИМО", постоянно грозящего демократическим кулаком всем, кто не понимает, что против "одной нации с двумя государствами" нет игры? Кстати, угрозы адресованы не только Армении, если все развернется именно так, как видится нашим соседям, испытывающим головокружение от демократических успехов и полагающим, что это начало "великого тюркского пути", заложенного примитивной комбинацией "3+3".
Правда, Грузия вроде в купе не села. Но с остальными турецкие пассажиры уже все прикинули на перспективу. Осталось реализовать в лучших традициях турецкой истории. А кому не нравится, пусть пишут куда хотят. Бумага, она все стерпит.
...Письма Джидаряна традиционно завершались словами: "с коммунистическим приветом". Нынче в политической моде "демократические приветы и призывы". А реальность не изменилась. Турки - тоже. Сколько еще веков это нужно объяснять миру?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".