Последние новости

С ЛЮБОВЬЮ К СУРБ САРКИСУ

В предпраздничную ночь я, как и полагается, съел соленую лепешку. Ну а наутро (хотя мне ночью никто не приснился) встретился на открытии выставки в Доме Союза художников РА с моими давними друзьями, сопредседателями Союза армянских художников мира Анаит Мхитарян и Казаром Мирзояном.

ТУТ ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ЛЕПЕШКЕ, А В ТОМ, ЧТО ЭТИ ДВА ЧЕЛОВЕКА, много сделавшие для пропаганды творчества армянских художников, организовали 12 февраля 8-ю (!) выставку, посвященную  одному из наших самых почитаемых святых - Сурб Саркису. Как и прежде, соорганизатором мероприятия была Араратская епархия Армянской Апостольской Церкви. Архиепископ Сион Адамян обратился к присутствующим с кратким прочувствованным ободряющим словом, а К. Мирзоян, поблагодарив партнеров, пригласил собравшихся в зал на втором этаже, где были представлены более 60 работ в различных жанрах - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Посетители, не спеша, разглядывали экспонаты, обмениваясь мнениями.

 Выставка, посвященная одному из самых почитаемых святых - Сурб СаркисуДолжен отметить, что моя задача несколько усложнялась. Дело в том, что подписей, фамилий авторов под работами не было. Как объяснила позже А. Мхитарян, жюри должно оценить произведения, определить победителей в 4-х номинациях, которые получат денежное вознаграждение. Занявших два последующих места отметят почетными грамотами. Поэтому организаторы решили во имя вящей объективности фамилий не указывать, чтобы жюри не знало, кто есть кто. Тем не менее, автор строк принялся окольными путями добывать информацию об авторах, ведь многие пришли посмотреть на свои творения. Так удалось выяснить, что молодой парень с супругой и очаровательным годовалым малышом представлен в зале шестью картинами. Зовут его Армен Закарян. На полотнах горы, Конд, лодка на берегу Севана и усталый патриарх Ной, к которому с доброй вестью о суше летит голубь.

Четыре графические  работы у Сирарпи Оганян. Сложная, отточенная техника, гармония цветов, контуры людей, которыми движет любовь.

Еще одна четверка в исполнении Г. Смбатяна. Здесь на одной из картин выделяется свирепый танк, заслоняющий часть храма Казанчецоц в Шуши. Но купол и крест церкви высоко в небе.

При входе в зал слева на мониторе сменяются картины выставки. Выделяются две темы - любви к Родине и любви, от которой рождаются дети. Вот небольшая скульптура из красного туфа: два профиля слившихся в поцелуе мужчины и женщины. Автора я не вычислил. Неподалеку от них еще одна пара: влюбленные стоят рядом, женщина чуть впереди, опирается на родное плечо. Смотрят в будущее, надеются, что оно их не обманет.

Интересная фигурка в малой форме получилась (если не ошибаюсь) у Н. Айрапетяна. Человек держит в правой руке маску на все лицо и смотрит в зеркало в левой руке. Надолго ли его хватит? Смотреть в себя без маски трудно...

ВЫСТАВКА ТРАДИЦИОННО ОТКРЫВАЕТСЯ В  ДЕНЬ церковного праздника, посвященного воину, борцу и мученику веры Сурб Саркису. В этот раз картина с героем установлена на самом видном месте. Входящим уже от порога, на стене напротив двери, видно большое полотно. Сразу  хочется подойти поближе. Всадник на коне с копьем в руке. Это Саркис. Рядом в том же седле сын Мартирос, совсем юный. Саркис поражает копьем дракона. Добивает поверженную тварь на земле. Художник Гай Казанджян прибавил к главному полотну интересное решение. Слева и справа по 7 небольших портретов в анфас. То есть всего 14 лиц молодых воинов. Это те четырнадцать, которые по примеру своего полководца перешли из язычества в христианскую веру и были за это казнены персами.

 Выставка, посвященная одному из самых почитаемых святых - Сурб Саркису14 молодых людей. Лица - разные, не повторяются. И чувства выражают разные. Есть и растерянность, и твердость, и отчаяние, и надежда. Но главное, объединяющее, - вера, что смерть их не напрасна. Невольно возникает параллель с судьбой наших юных героев осени 2020 года. Они ушли, влились в ряды воинов Сурб Саркиса и других наших защитников Отечества и Веры.

- Нынешняя выставка продлится до 19 февраля, - рассказывает К. Мирзоян. - Через год организуем еще одну. Но уже сейчас готовимся к 10-й, юбилейной. Хотим собрать самые лучшие работы за эти годы, издать основательный альбом, отметить юбилей по-особому. Армянская Апостольская Церковь, как всегда, рядом с нами. Рассчитываем и на помощь спонсоров. Праздник Сурб Саркиса почитает армянство во всем мире.

В начале пути

На выставку я заявился с запасом времени, поэтому осмотрел и экспонаты на первом этаже, где находились работы молодых художников, претендующих на членство в Союзе художников РА. Тут с названиями и фамилиями авторов проблем не было. Конечно, я вовсе не эксперт в мире живописи. Просто скажу несколько слов.

МОЛОДЕЖЬ УДЕЛИЛА МНОГО ВНИМАНИЯ АБСТРАКЦИЯМ. И понять, что изображено, даже с прочтением названия, было сложно. Пусть ищут. Вот квартал Конд в графике Вардуи Петросян ностальгически узнаваем. Седа Гарибян в большом полотне "Гармония" поместила в центр наглого самоуверенного петуха, окруженного курицами. Впечатляет. Только насчет гармонии не мешало бы расспросить кур.

Глаза отдыхают на картине Лусине Абрамян "Человек и город". Молодая обаятельная женщина смотрит на вас, а сзади коробки мегаполиса. Асмик Карапулян определила в свой "Натюрморт" связку аппетитного чеснока. И только. А что?

Привлекателен "Зимний ковер" Анны Согомонян (Аннук). Изящная композиция с полуобозначенными деревьями в снегу на переднем плане, а за ними вдали крыши домов. Кстати, большая часть экспонатов принадлежит слабому полу.

В маленькой скульптуре "Утрата" за авторством Артура Авакяна человек сидит за столом, уронив голову на руки. Видно, что горе велико.

Хачен Арцахци в своей "Свободе" изобразил в центре на фоне большого креста голову скакуна в профиль. По бокам проглядываются купола церквей.

В акварели с преобладанием розового старый ереванский двухэтажный дом. Готов поспорить с автором Рафаелом Гайфаджяном, что это дом, стоящий справа на улице Спандаряна (ныне Главный проспект) на подходе к Конду. Там в подвале еще семечки продавали, мы, детьми, покупали. Теперь ни его, ни многих с этой улицы нет.

А молодежь творит, смотрит в мир и изображает, каким видит. Сходите, посмотрите на их поиски и, конечно, загляните на второй этаж - поклониться Сурб Саркису.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФОТОГРАФИИ
      2024-11-05 09:54

      Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?

    • ЧТОБЫ ВАША ГОЛОВА БОЛЕЛА О ДРУГОМ...
      2024-11-04 09:52

      Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?

    • ШКОЛА "АРАМЯН-УНКУЯН" В СТАМБУЛЕ
      2024-10-31 10:19

      Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.

    • НИКОЛАЙ БУНИАТЯН - АРХИТЕКТОР ГОСТИНИЦЫ "ИНТУРИСТ"
      2024-10-21 09:48

      В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ