Последние новости

КАРПЕТЫ И ГОБЕЛЕНЫ РУКАМИ СТУДЕНТОВ

Оригинальные образцы авторских карпетов и гобеленов украсили на днях галерею «Альберт и Тове Бояджян». Выставка под названием «Армянское ткачество: традиция и новаторство» открылась здесь усилиями факультета дизайна и прикладного искусства Государственной академии художеств Армении. Авторами более 30 работ стали бакалавры вуза – как делающие первые шаги в выбранной профессии, так и имеющие опыт.

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТКАЧЕСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ декоративно-прикладного искусства – один из основных столпов армянской культуры, занимающий свое особое место в богатейшем наследии нашего народа. Идущие из глубины веков традиции этого вида рукоделия во все времена были призваны утвердить не только эстетические принципы и подходы армян, но и создать среду для формирования национального мышления и соответствующего ему мировоззрения», - отметила на открытии выставки ее организатор, доцент Государственной академии художеств Армении Асмик Казарян.

 Выставка студенческих работСтановление традиций художественного ткачества в армянской среде протекало в течение многих столетий. Обретя прочную основу, этот вид декоративно-прикладного искусства постоянно развивался, не отрываясь от истоков. Немалую роль в этом процессе, по словам Асмик Казарян, сыграл образовательный фактор, выведший художественное ткачество из формата семейных традиций на профессиональный уровень. Важной частью обучения студентов является организация выставок с их участием. В Академии художеств это не просто осознают, но и всячески содействуют экспозиционным проектам. Ведь выставки для студентов – это демонстрация на практике полученных в вузе знаний, возможность погрузиться в творческий процесс, не бояться экспериментировать, воплотить авторскую идею и начать поиск своего творческого «я».

Выставки изделий художественного ткачества, созданных студентами Академии художеств Армении, открываются в разных очагах культуры страны уже в течение более 10 лет. Среди них такие проекты, как «Возвращение к истокам», реализованный в 2011 г. в Центре народного творчества им.Ов.Шарамбеяна в Ереване, «Эребуни-Ереван» в Музее русского искусства на столичном Каскаде в 2012 г., «Традиция и новаторство» (2013 г.) в Краеведческом музее Дилижана с участием студентов дилижанского филиала Государственной академии художеств Армении и многие другие. Причем нередко в экспозициях присутствуют работы как студентов, так и их педагогов, что позволяет проследить преемственность традиций и в то же время увидеть свежие идеи, ведущие к развитию художественного ткачества в Армении.

Одна из последних успешных выставок студенческих карпетов и гобеленов прошла в 2018 г., до ковидных ограничений, в Музее-институте архитектуры им. Ал.Таманяна. Экспозиция была названа «Странствующие стены» и, как отметила Асмик Казарян, имела особый посыл.

«Понятие «странствующие стены» ввел в обиход французский архитектор Ле Корбюзье, и мы неслучайно решили взять его в качестве названия выставки. Если раньше изделия художественного ткачества, например, карпеты, имели лишь функциональное предназначение – их стелили на пол, на тахту и т.д. для тепла и комфорта, то в современную эпоху карпеты постепенно теряют эту функцию и превращаются в произведения искусства, - объяснила Асмик Казарян. – Помещенные в рамку и висящие на стене, они становятся украшением помещений, интерьера, сочетаясь с архитектурой. В то же время, переносясь из одного помещения в другое, они становятся фрагментом другого интерьера и обретают самостоятельность как произведение декоративно-прикладного искусства».

 Выставка студенческих работЭТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КАРПЕТОВ И ГОБЕЛЕНОВ прослеживалась и на нынешней выставке в галерее «Альберт и Тове Бояджян». Глядя на студенческие работы, зритель осознавал, что каждая из них может вписаться в его домашний, дачный, офисный или какой-либо другой интерьер, настолько разнообразны по стилю, тематике, художественному и техническому решениям экспонаты выставки «Армянское ткачество: традиция и новаторство». Часть их создана в духе национального ковроткачества, традиционные узоры и орнаменты которого использованы авторами в цветовой гамме по собственному предпочтению. Другие представляют собой сюжетные разработки на тему вселенной, стихий и т.д. Один из карпетов – удачное сочетание древних петроглифов, сохранившихся на скалах в разных регионах Армении с традиционными орнаментами. Есть также образец гобелена, созданного в формате 3D. Некоторые из студентов отошли от традиционного набора узоров и символов и создали абстрактно-фигуративные работы, подтвердив принцип новаторства, присущий образовательным подходам Академия художеств.

Выставку приветствовал декан факультета дизайна и прикладного искусства Государственной академии художеств Армении Аветик Аветисян.

«Мы живем в сложное время, когда армянская культура с ее древними традициями подвержена не просто плагиату, а самому настоящему воровству, присвоению ее другими народами. К сожалению, число желающих присвоить армянское историко-культурное наследие увеличивается, - с горечью сказал Аветик Аветисян. – Сегодня во многих музеях Европы можно увидеть армянские экспонаты в залах с названием «Анатолия». С этим надо бороться на уровне правительства и других ответственных за сферу культуры государственных структур. Но и нам, специалистам, нельзя бездействовать. Я считаю, что подобные выставки призваны обратить внимание не только на древние культурные традиции нашего народа, но и на его достижения в сферах, которые молодое поколение развивает, использует в своих дизайнерских разработках и распространяет по миру сегодня. Это одно из проявлений нашей битвы за наследие предков».

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
      2023-07-29 11:25

      29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ШЕЛКОВОЕ ТРИО В ЦЕНТРЕ «ТЕКЕЯН»
      2023-04-08 12:49

      В преддверии Дня материнства и красоты в Культурном центре «Текеян» Еревана открылась выставка работ, созданных в технике батика. «Шелковая весна» - в экспозицию с этим названием вошла роспись по ткани трех известных армянских мастериц: Тании Мазеджян, Гоар Мачкалян и Арменуи Сагдасарян.  На выставке представлено около 60 картин, отличающихся по задумке, стилистике и смысловому содержанию, но объединенных большой любовью авторов к искусству батика.