Последние новости

"ТАКОГО НЕТ ДАЖЕ В ЛУВРЕ": РЕСТАВРАТОРЫ ИЗ РФ ПОМОГУТ АРМЯНСКИМ КОЛЛЕГАМ С ФРЕСКАМИ УРАРТУ

Фрески Урарту, обнаруженные на территории крепости Эребуни в Ереване, кардинально отличаются от других, они требуют особого подхода, а потому работать с ними весьма непросто. Об этом Sputnik Армения рассказала известный реставратор монументальной живописи из Государственного научно-исследовательского института реставрации Галина ВЕРЕСОЦКАЯ.

ВЕРЕСОЦКАЯ ВМЕСТЕ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ находится в эти дни в Ереване, где проводит мастер-класс по живописи урартского периода для специалистов из армянских музеев.

Фрагменты монументальных росписей были обнаружены в 50-60-е годы XX века в ходе раскопок на холме Арин-берд археологической экспедицией, в которую входили специалисты Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. Пушкина. В 2016 году отдел Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина совместно с ГосНИИР при поддержке мецената Владимира Карташяна начал исследовательский проект по реставрации и реконструкции монументальных росписей Эребуни. Первый этап реставрационных работ был завершен осенью 2019 года. Сам проект будет завершен к 2023 году.

 Реставратор монументальной живописи из Государственного научно-исследовательского института реставрации Галина Вересоцкая"Я очень много времени работаю с археологической живописью, но живопись Эребуни отличается, она другая по технике и работа с ней очень сложная, много всяких нюансов. К каждому фрагменту ты разрабатываешь свой подход", - сказала Вересоцкая.

Она отметила, главная сложность работы заключается в удалении реставрационных вмешательств. Одно дело работать с памятником на открытом пространстве и совсем другое - с памятником, который покрыт жестким клеем. Более того, в структуре многих фресок произошли технико-технологические изменения. При работе с ними важно сохранить автора. Вересоцкая отметила, что приехала в Армению, чтобы поделиться своим опытом с армянскими коллегами.

Армянская коллекция - уникальна

Научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель наследия Урарту Рамиль ВЕРГАЗОВ, также находящийся в Армении, отметил, что в нашей стране есть уникальные памятники урартской эпохи, такой коллекции нет ни в Британском музее, ни в Лувре.

"В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА СОХРАННОСТЬ настенных росписей крайне слабая. Урартская живопись, которая сохранилась в Эребуни (в меньшей степени в Тешебайни, так как там крепость подверглась пожару, - ред.), - это уникальный памятник", - сказал Вергазов в интервью Sputnik Армения.

По его словам, в советские годы армянская школа реставрации находилась на высоком уровне, и нынешнее ее состояние специалистов несколько удивляет. Вергазов говорит, что основная миссия российских специалистов в Ереване - возродить традиции реставрации древних росписей Урарту.

"Наша задача - возродить армянскую школу реставрации археологической живописи, но уже с использованием современных техник, методов и материалов. Это вполне посильная задача", - сказал он.

Научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ отметил, что способ полевой консервации - процесс трудоемкий. Фрагменты росписи, найденные в 50-60-е годы прошлого столетия, оконтуривали и заливали гипсом, затем вынимали из раскопа. Благодаря этому, фрагменты росписи сохранили культурный слой в 3-4 см.

Сегодня реставраторы удаляют старые следы полевой консервации. На первом этапе от гипсовой рамы освобождается фрагмент живописи. Далее освобожденный фрагмент закрепляется и экспонируется в нормальном состоянии, рассказал Рамиль Вергазов.

Что говорят в Эребуни

Заместитель начальника департамента управления по охране памятников истории и культуры Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении Лусине ИГИТЯН считает данную инициативу крайне важной.

ЗАМНАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ по охране памятников истории и культуры МОНКС Лусине Игитян на мастер-классе российских реставраторов для армянских коллег в музее Эребуни (4 мая 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 06.05.2022

"Мы сегодня в Армении на каждом шагу сталкиваемся с проблемой отсутствия реставраторов и пытаемся решить ее в сотрудничестве со специалистами из России, Италии, Румынии", - сказала Игитян в интервью Sputnik Армения.

А восстановление фресок урартской эпохи не терпит отлагательств, уверена Игитян.

В свою очередь директор историко-арxеологического музея-заповедника "Эребуни" Микаэл БАДАЛЯН в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что именно в "Эребуни" обнаружено самое большое количество урартских фресок.

"В настоящее время в Армении нет специалистов по реставрации и консервации фресок эпохи Урарту. Фрески находятся в плачевном состоянии и через несколько лет могут попросту исчезнуть, если не восстановить их", - сказал Бадалян.

По его словам, руководство музея в рамках подписанного между "Эребуни" и Госмузеем изобразительных искусств им Пушкина соглашения о научном сотрудничестве обратилось к российским коллегам с просьбой провести семинар для специалистов в Армении.

Бадалян отметил, что это только первый этап совместной работы. В августе сотрудники музея "Эребуни" отправятся в Россию на переподготовку.

Основная тема:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Восстановлена фреска "Слава армянской письменности и образованию"
      2020-08-22 14:07

      Президент Армении Армен Саркисян и его супруга Нуне Саркисян посетили церковь Святого Месропа Маштоца в Ошакане.

    • ЖЕМЧУЖИНУ МОДЕРНИЗМА НАДО СПАСТИ
      2019-08-26 12:31

      Уникальный Дом отдыха Союза писателей, притаившийся в тени современных строений полуострова, хранит в своих стенах воспоминания целой эпохи. Кстати, в  культурный проект "Сладкие 60-е" Дом отдыха вошел одним из первых. И для сохранения этой жемчужины необходимо 2,5 млн долларов.

    • РОСПИСИ, ФРЕСКИ: НОВЫЙ СВЕТ В ДРЕВНИХ ХРАМАХ
      2019-08-22 10:13

      Верующие и посетители храмов нередко обнаруживают в них фрески, удивляясь их подлинной красоте, утонченности и сочным краскам. За ярким колоритом, четкостью линий, композициями и орнаментами стоит многолетний титанический труд двух миссионеров - архитектора-реставратора, нашего соотечественника из Италии Ара ЗАРЯНА и его коллеги родом из Бельгии, художника-реставратора Кристин ЛАМУРЕ.

    • Арташес САРГСЯН: НЕ ВЕРЬТЕ НИ ЕДИНОМУ СЛОВУ НИГОЛА
      2019-08-12 12:27

      Итак, будучи потомственным гюмрийцем в 7-м колене, заявляю ответственно всем моим соотечественникам и всем пицца-кукурузоедам. НиГол к восстановлению и реставрации Гюмри НЕ имеет ровным счетом НИКАКОГО отношения! Также НЕ имеет никакого отношения к заводу моего приятеля Геворга, который тот открыл в Маралике и предприятию другого приятеля Карена - ЛЕНТЕКС! Это все они делали САМИ еще при прежнем руководстве страны!