Последние новости

ДЕЙСТВОВАТЬ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ОПАСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

В интервью "ГА" заведующий отделом геоботаники и экологической физиологии Института ботаники НАН РА, доктор биологических наук, профессор Георгий ФАЙВУШ говорит о проблемах, связанных с изменением климата.

- Г-н Файвуш, насколько серьезна проблема изменения климата?

- Изменение климата и возникающие в связи с этим угрозы требуют комплексного научного подхода. Земля – открытая экосистема, на которую воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Но мы достаточно мало знаем о влиянии Солнца и космического излучения на климат нашей планеты и живые организмы. Засухи и наводнения, процесс опустынивания, сокращение посевных площадей - все эти вопросы требуют серьезного изучения и поиска эффективных решений, которых пока никто не предложил. Разговоры о необходимости отказа от АЭС и о зеленой энергетике вряд ли можно воспринимать как решение, поскольку покрыть таким образом энергетические потребности человечества не удастся, а последствия могут оказаться очень тяжелыми.

- Антропогенный фактор действительное имеет решающее значение или его роль сильно преувеличена?

- Те, кто связан с Конвенцией ООН по изменению климата, сводят проблему к воздействию человеческой деятельности, другие утверждают, что мощное извержение вулкана выбрасывает в атмосферу больше парниковых газов, чем вся деятельность человека в течение года. Динозавры вымерли задолго до появления человечества, когда нельзя было говорить о влиянии антропогенного фактора. Сегодня тоже исчезают какие-то виды животных, растений, но я склонен думать, что климат меняется преимущественно в силу естественных причин, хотя антропогенный фактор, несомненно, тоже имеет значение.

- Но ведь серьезные потепления и похолодания происходили на протяжении всей истории Земли. То есть существует какая-то цикличность климатических изменений?

- Эти изменения действительно происходили, о чем свидетельствуют и данные геологии, палеонтологии. Несколько миллионов лет назад территория Армении была покрыта древним океаном Тетис, и это одно из свидетельств того, что климат на Земле регулярно менялся. Но эти изменения занимали очень долгое время и не укладывались в продолжительность жизни одного поколения. Мы не можем себе представить, какие изменения ждут нашу планету, они окажутся кратковременными или долгосрочными, но мы их уже видим.

- Кто-нибудь занимается поиском решений этой проблемы?

- Адаптация к изменению климата – очень серьезный вопрос. Я был координатором раздела по адаптации третьего национального доклада по изменению климата, куда вошли разные аспекты этой проблемы. Самый тяжелый вопрос – воздействие изменения климата на биоразнообразие и его адаптацию к новым условиям. Очень важно сохранить биоразнообразие, но мы ничего не можем сделать, чтобы адаптировать дикие виды растений и животных к изменяющимся климатическим условиям. Они сами должны приспособиться. Поэтому, при выделении охраняемых природных территорий, важно учитывать, что они должны включать в себя наибольшее разнообразие мест обитания. Тогда животные и растения, для которых изменившиеся условия окажутся неприемлемыми, смогут найти себе нишу для выживания. В некоторых случаях охраняемая территория должна быть разнообразной по высотам или включать в себя, например, не только лес, но и травяные, и водные экосистемы. Предполагается, что в ближайшие 50-70 лет средняя температура в Армении повысится на 3-4 градуса, а количество осадков изменится - где-то повысится, где-то уменьшится. Мы спрогнозировали возможные изменения нынешних экосистем при различных сценариях изменения климата, в том числе и лесов, на их нижние границы начнут наступать другие экосистемы – полупустыня, заросли колючих кустарников и т.д. И как раз этому способствует деятельность человека - выпас скота, вырубка деревьев... А верхняя граница леса поднимется в субальпийский пояс. А средняя по высоте – самая богатая часть леса останется почти прежней. И если нормально следить за лесами, они хорошо сохранятся.

- То есть вы считаете, что изменения климата не повлекут за собой особо тяжелых последствий для Армении?

- Это не совсем так. В Красную книгу Армении включено 452 вида растений, но изменение климата станет реально опасным для примерно 70 видов с очень узкой экологической амплитудой, им просто будет некуда деться. Прежнее место обитания станет неблагоприятным, а других подходящих для жизни условий они не найдут или эти условия окажутся слишком далеко. Другим видам это практически не угрожает. Но в результате изменений климата все зональные типы растительности, такие, как полупустыни, степи и луга, передвинутся выше по горному профилю метров на 200-300. Но структура этих экосистем изменится.

- Там будут обитать другие растения?

- Может быть, даже те же, но в других соотношениях. Одни растения смогут быстрее подняться и адаптироваться к новым условиям, а другие медленнее. Возможно, появятся новые растения. А пояс лугостепей, где представлены и степные, и луговые растения расширится.

- Существуют ли программы, способствующие сохранению биоразнообразия? Можно ли способствовать адаптации экосистемы к новым условиям?

- Программы, разумеется, есть, причем, разные – по биоразнообразию, сельскому хозяйству и т.д. В области сельского хозяйства, например, особое внимание следует обратить на районирование. Но дальше разговоров дело не идет. Предположим, через 20-30 лет арбузы будут выращивать не в Араратской равнине, а, предположим, в Котайке. В советское время районирование проводилось для разных культур, было известно, какие сорта пшеницы или ржи в каких районах лучше выращивать. Сейчас условия меняются, надо или внедрять новые сорта, или менять место выращивания. Производство пшеницы в Араратской долине - пример неграмотного использования земель, тем более, что здесь посевы пшеницы нуждаются в орошении, а в районе Ашоцка и Амасии нет необходимости в поливе. Там прекрасные условия для производства пшеницы, ячменя, ржи. В советские годы там выращивали разные злаковые культуры, затем эти земли не обрабатывались, и только в прошлом году там начали снова расширять посевные площади под зерновые. Но для выращивания винограда это, разумеется, неподходящая зона.

 В Министерстве окружающей среды действует центр по изменению климата, издано 4-ое национальное сообщение по этому вопросу. К этой работе привлекаются специалисты и в национальных докладах даются основные рекомендации по принятию необходимых мер. Основное внимание уделяется снижению выбросов парниковых газов, но рассматриваются и вопросы адаптации к новым условиям по водным ресурсам, сельскому хозяйству, биоразнообразию, здоровью населения и т.д. Однако, к сожалению, о реализации этих рекомендаций в полной мере пока говорить не приходится.

- Но у нас практически нет крупных хозяйств. Как подготовить наших частников - преимущественно владельцев очень небольших участков земли - к этим изменениям?

- До последнего времени во всех районах Армении действовали хорошие консультативные центры, где работали знающие специалисты, и мы повышали их квалификацию в том числе и в вопросах изменения климата. Но я не уверен, что сегодня эти организации сохранились. Часто приходится слышать, что людям некуда обратиться за советом, рекомендациями, они начинают пробовать что-то новое, основываясь на информации из интернета и даже слухах. Но это не всегда оказывается правильным в данных условиях. Причем некоторые культуры могут проявить свой инвазивный потенциал и нанести серьезный вред окружающей среде, а у нас нет никакой юридической основы для борьбы с этим явлением – не только для их уничтожения, но даже для карантинных мероприятий. В Армении нет законодательной базы для предотвращения негативных последствий распространения оказавшихся на территории нашей страны чужеродных видов. Это касается и животных. У нас появляются новые беспозвоночные, которых не было прежде, например, новый вид хищной божьей коровки, которая вытесняет другие виды этих насекомых и к тому же питается виноградом, в результате страдает качество вина. Появилась и самшитовая огневка, которая была занесена при подготовке к олимпиаде в Сочи. Сейчас она уничтожает самшит на Черноморском побережье, а теперь появилась и у нас - в Иджеване, Ноемберяне… За последние годы у нас сильно распространился шакал, который тоже считается инвазивным видом, теперь его численность резко возросла по всей Армении.

- Это тоже связано с изменениями климата?

- Скорее всего, да. От климатических изменений многое зависит. Известно, что с 60-х годов средняя температура в Армении повысилась более, чем на один градус. А это очень много. Если, согласно прогнозам, температура поднимется на 4 градуса, это станет катастрофой. Сократилось и среднее количество осадков. В дальнейшем там, где сейчас влажный климат, количество осадков повысится, а там, где сухой, еще более сократится.

- Есть страны, климат которых сейчас такой, каким может стать в Армении некоторое время спустя, но сельское хозяйство развивается там очень успешно. Может быть следовало бы ознакомиться с их опытом?

- Да, и Израиль, и Объединенные Арабские Эмираты, где воды очень мало, а значительную часть территории занимает пустыня, сумели организовать эффективное аграрное производство, внедрить капельное орошение и т.д. Разумеется, это связано с большими затратами, но получаемые прибыли значительно превышают вложения, и этот опыт, несомненно, достоин внимания.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ