ОТ СКИФОВ ДО ОСЕТИН
У каждого народа своя историческая дистанция. У некоторых в несколько тысяч лет - таких можно пересчитать по пальцам. У кого - в несколько десятков. Народы на протяжении истории рождались и умирали или трансформировались, переплавлялись в другую общность людей. Чтобы этого не произошло, лучший способ защиты - государственность. Именно она прежде всего сторожит границы, язык, менталитет, культуру. У нас, "марафонцев", гигантскую роль в сохранении нации сыграла Армянская Апостольская Церковь. Но сегодня речь пойдет не о нас, а о наших достаточно близких соседях - аланах-осетинах.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД В МОСКВЕ ВЫШЛА КНИГА "АЛАНЫ: ВЕЧНАЯ ДОРОГА ВОЙНЫ", посвященная 1100-летию крещения Алании. Авторы - писатель, сценарист Павел Гукасян, кандидат социологических наук Олег Епхиев, кандидат политических наук Александр Моисеев, член экспертного совета Музея К. Демирчяна Владислав Бестолов. В предисловии исследователи обозначают задачу - раскрыть особенности сложного процесса, в итоге которого сформировалась уникальная этногенезисная цепочка: "скифы - сарматы - аланы - осетины". В книге использованы источники античных и средневековых летописцев, иные материалы, позволяющие проследить путь в три тысячелетия с выводом о том, что скифы все-таки не исчезли бесследно, а передали по цепочке потомкам-осетинам свои антропологические и языковые черты, особенности культуры и быта.
Галопом по векам и Европам
Поведать читателю, хотя бы очень кратко, о том, как авторы обрисовали трехтысячелетний путь алан, невозможно. Объем книги (без иллюстрации) 19,5 печатных листов, раскрывающих главные страницы жизни суперэтноса по имени аланы.
СУПЕРЭТНОС (НЕ НАДО ВОСПРИНИМАТЬ СУПЕР В ПРИВЫЧНОМ ЗНАЧЕНИИ) - это социально этническая система, формирующаяся в силу ряда причин и условий из нескольких этносов. В этом смысле прародители алан скифы являлись ираноязычными кочевниками. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. они перешли от оседлого к кочевому скотоводству, вышли за пределы своей древней арийской прародины и двинулись на север. Там уже обретались киммерийцы - тоже из ираноязычных племен. Такие же воинственные и неукротимые. Так начался вечный марш иранских племен, время от времени покорявших ту или иную часть Европы, чтобы потом уступить аборигенам или новым завоевателям.
Скифов не смогли одолеть ни Дарий I, ни Александр Македонский. Их воинскую доблесть высоко оценивали Плутарх, Страбон. А у спартанцев было выражение: "Пить по-скифски". Этак они обозначали пьянство. Но воевать, конечно, скифы умели.
В дальнейшем римские историки стали называть скифов сарматами. Точнее, сарматы ассимилировали скифов. Птолемей отмечал две Сарматии: Европейскую и Азиатскую. Западные сарматы совершали набеги на провинции Рима. Авторы книги пишут о победах и поражениях сторон в этих сражениях. Но не будем увлекаться, ибо находимся всего только на 54-й странице книги в 310 страниц. Давайте изменим курс в сторону Армении. Пусть римляне не обижаются.
Армяне и аланы
Наши древние историки не раз писали о воинственных северных соседях: Хоренаци, Бузанд, Анания Ширакаци.
В КНИГЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ИЗВЕСТНЫЙ СЮЖЕТ ВРЕМЕН II ВЕКА ДО Н.Э. В те годы воинственные аланы совершали грабительские набеги на Грузию и Армению. Но это не всегда оборачивалось удачей. Во время одного из сражений сын царя аланов попадает в плен. Попытки аланов уговорить царя Арташеса вернуть царевича с обещаниями вечного мира не помогают. И тут сестра пленника, красавица Сатеник с того берега реки умоляет Арташеса о снисхождении, а потом со свитой перебирается на другой берет и еще раз обращается к царю. Тот, соглашается, решает жениться на ней и отпускает в приданое огромное количество красной кожи, ценимой аланами.
Династический брак закрепляется миром. А в дальнейшем когда после смерти отца Сатеник трон вероломно захватывает чужой, Арташес посылает своего полководца Смбата на помощь брату Сатеник, помогает бывшему пленнику одолеть противника. Тогда, кстати, часть плененных Смбатом была размещена у горы Арарат - и жила в мире с победителями.
В IV веке возник еще один армяно-аланский династический брак между царем Трдатом III и царевной алан Ашхен. Именно тогда Армения приняла христианство.
Два слова о связях грузин и алан. Они и воевали, и мирились. Вспомним лучшие времена. Царь Грузии Георгий III взял в жены дочь аланского царя Бурдухан, их единственной дочерью стала Тамара, раздвинувшая границы грузинского царства до невиданных пределов. Ее супругом стал аланский царевич Давид Сослан.
Россия и аланы
Тему браков представителей разных народов придется продолжить. Сын Владимира Мономаха Ярополк "приведи жену красну велми, ясьскаго князя дщерь полонив". Ее, ставшую великой княжной Киевской, нарекли Еленой. летописцы подчеркивали преданность Елены супругу после его смерти.
Мария Ясыня, дочь аланского князя Шварна - яркая фигура в политической и культурной жизни средневековой Руси. Став супругой Всеволода Большое Гнездо, она родила ему восьмерых сыновей, один из которых Ярослав - отец Александра Невского. Сегодня существует "Фонд имени Великой княгини Марии Ясыни", изучающий все грани деятельности святой.
Опять в Западную Европу
Аланы сыграли значительную роль в процессе, который называется "Великим переселением народов". Он начался еще в III-V вв., когда крупное объединение тюркских племен во главе с гуннами двинулось из глубины Азии на запад, вторглось в земли алан, покорила их, присоединила к своим полчищам и пошло дальше. Все это в итоге стало одной из причин падения Римской империи.
АЛАНСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ВОЕВАЛИ В ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ. Часть из них закреплялась на новом месте, воевала под другими знаменами. Европейцы высоко оценивали боевые качества алан, пользовались этим в своих интересах. Ряд ученых связывает цикл британских легенд о короле Артуре с Нартовским эпосом, восходящим к аланским сказаниям. На авторство данного эпоса претендуют и черкесы с абхазами. Авторы книги, ссылаясь на мнения многих исследователей, склоняются в сторону алан.
Поселения алан по прошествии времени постепенно ассимилировались, слились с теми, на чью землю они пришли. Но в топонимике, как и в трудах историков, сохранилось множество доказательств участия алан в переселении народов. В Швейцарии есть городки Ален, Аленс, Аланьер. В Британии имя Алан и топоним Аллен существовали с III-IV вв. Ираноязычное слово "асп" (конь) фигурирует в названиях городов Испании.
Аланы, ушедшие с гуннами на запад дорогой войны, растворились, исчезли. Оставшиеся образовали другое государство.
Кавказская Алания и нашествия с востока
Наиболее достоверное описание народов и областей Кавказа имеется в "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в.), где есть и границы Алании.
АЛАНЫ, ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ АРМЯНСКИХ ИСТОРИКОВ Товмы Арцруни и Шапуха Багратуни, героически противостояли в VII веке завоевателям-арабам, имели связи с Византией, славянами, грузинами. Это связано и с принятием христианства. Кстати, авторы не в полной мере осветили эту тему. И еще один момент. В книге есть ссылки на многих летописцев и историков, от древнейших до современных. А аланских (до XX века) - нет.
В годы своего могущества Кавказская Алания занимала обширные трритории между Эльбрусом и Казбеком. Но с XIII века ситуация круто изменила монголо-татарское нашествие, обернувшееся для многих народов Евразии сокрушительными последствиями. Алания к тому времени переживала период феодальной раздробленности.
Полчища Чингисхана, Бату, Тамерлана, покорили цветущую страну, истребили ее население, рассеяли уцелевших по другим странам. Отрицательную роль сыграло и предательство некоторых князей-алдаров, перешедших в услужение завоевателям. Аланский князь Матарша был в авангарде войск, захвативших столицу Алании. Тамерлан окончательно победил страну аланов. Не будем больше о трагическом. Пора ставить точку.
Куда привела дорога войны
Герой Нартовского эпоса говорит: "Я нарт Сослан, тот самый, что не может без пиров и войны. Для чего мне пир? Если есть война, значит, дайте мне войну. Без охоты и войны не мила мне жизнь".
ТАК АЛАНЫ С ПРИСУЩИМ КОЧЕВНИКАМ АГРЕССИВНЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ к покорению новых земель действовали в веках. Но в итоге так же поступили с ними другие.
Тем не менее у наших северных соседей сохранилось богатое культурное наследие, характеризующее главные черты народа, умеющего и воевать, и пировать, любящего музыку, танцы, почитающего старших, усопших, уважающего женщин.
Авторы в предисловии подчеркивают: "На примере исторического крушения аланской государственности нам хотелось показать недопустимость социального, идеологического и конфессиального раскола общества, неприемлемость любой формы борьбы политических амбиций и экономических интересов, расшатывающих основы гражданского сообщества, ослабляющих его способность достойно противостоять вызовам времени".
Об этом следует помнить всем народам и во все времена, чтобы не заблудиться на пути в вечность.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".