ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОДНОПАРТИЙНОСТИ
Если помните: ослепший Фауст, слыша вокруг себя стук и звон, думал, что это строят что-то вроде дворца для человечества. И не знал, что стук и звон были от лопат, которыми рыли ему могилу. Так и наши партии: слыша вокруг себя стук и звон, они думают, что вокруг бешеными темпами идет строительство бастиона демократии. И не знают, что это Пашинян роет им могилу.
ПОСЛЕДНИЙ ОДИН К ОДНОМУ ПОВТОРЯЕТ ТАКТИКУ Коммунистической партии Китая, которая в 1957 году решила выявить все элементы, настроенные враждебно по отношению к ней в партийных и государственных органах, а также в культурных кругах. Ради этого было провозглашено движение "Пусть расцветают сто цветов", направленное на свободное выражение мнений. Это вызвало в стране мощную реакцию, и люди стали свободно выражать свое недовольство. Но цветы цвели недолго. Власти тем самым выявили всех своих оппонентов и жестко расправились с ними.
Недолго цвели цветы многопартийности и на нашем политическом поле. Сначала в октябре 2018 года Пашинян перед собравшимися по его зову во дворе парламента восторженными сторонниками подписал указ об увольнении представляющих ППА и АРФД членов коалиционного правительства. В течение буквально нескольких дней от "инакомыслящих" были полностью "очищены" все госструктуры и ведомства, где сегодня встретить члена какой-либо партии, кроме "Гражданского договора" труднее, чем мамонта на улице.
Многие не желающие потерять работу "инопартийцы" тогда быстро сориентировались и в одночасье стали членами ГД. Как сформулировал в свое время поэт Сергей Гандлевский, "бактерии не ошибаются". Всегда вместе с питательной средой.
Установив однопартийность в исполнительной власти, Пашинян плавно перешел к власти законодательной и после нескольких попыток добился того, что оппозиция отказалась от участия в работе НС. Это, кстати, даже обрадовало представителей ГД, один из которых заявил, что "отсутствие оппозиции в парламенте положительно скажется на качестве принимаемых нами законов". Я это слышал собственными ушами, клянусь остатком жизни! Вот настоящий ум, который никакой шляпой не прикроешь!
Почему эти люди полагают, что законы, принимаемые без политических дискуссий, окажутся самыми нужными стране, а не самыми вредными, знают только они сами. Общепринятых доводов в пользу такой гипотезы нет. Зато есть тысяча доводов против нее.
Все это дало повод бывшему вице-премьеру парламента Ара Саакяну на днях с грустью констатировать: "После 34-летнего перерыва Армения вернулась к однопартийному парламенту".
Ну что ж, параллель с советскими временами уместна, хотя есть здесь любопытный нюанс. 34 года назад формула негласного закона гласила, что в СССР однопартийная система, поскольку две партии стране не прокормить. Однако понятие прикорма многозначно. Если разуметь под прикормом полновесные дензнаки, с этим у власти Пашиняна все в порядке. Может содержать не только "Гражданский договор", но и парочку других.
Если же иметь в виду не деньги как таковые, а властное кормление, этот товар всегда будет в дефиците. Число правительственных кресел по определению ограничено. Если все станут начальниками, над кем они будут начальствовать?
Однако установлением однопартийности в исполнительской и законодательной ветвях власти Пашинян не желает ограничиться и, по нашим сведениям, осенью собирается перенести свои агрономические опыты на все политическое поле. Ведь перед ним два варианта: либо реальная многопартийность со всеми ее проблемами и рисками для режима, либо только одна правящая партия – "Гражданский договор", возможно с декоративным допущением мелюзги (вроде той, с которой регулярно встречается), в какой она не грозит монополии. И какой из этих вариантов должен был выбрать Пашинян?
Правильно, второй. Вот потому-то и решено осенью резко усилить давление на оппозиционные партии, их лидеров и активистов, а также принять ряд поправок в закон "О партиях", значительно усложняющих деятельность политических организаций и создающих для них множество дополнительных проблем.
Я когда ознакомился с проектами этих поправок, даже не поверил. Что это? Откуда? Документы из архивов третьего рейха? Но почему тогда на армянском?
ПОЗВОЛЬТЕ НЕ ТРАТИТЬ МЕСТО НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, что все, о чем говорилось выше, направлено на установление Пашиняном диктаторского режима в Армении. Не монархии, конечно. Как сказал в свое время один умный человек, монархию надо заслужить. А у нас с этим пока как-то не очень.
Так что Пашинян обойдется диктатурой, для которой однопартийность – непременное условие. Только при ней можно создать и развить культ вождя. Не выборы, а именно вождь должен стать источником всякой власти. Власть вождя исходит от его личности, его индивидуальных качеств, его непогрешимости; он человек, ниспосланный Провидением. "Муссолини всегда прав", - говорили итальянские фашисты.
А "Гражданский договор" идеально подходит для насаждения культа вождя, ибо создан и действует по, так называемому, фюрер-принципу. Суть его в том, что не фюрер существует для партии, а партия для фюрера. Про внутрипартийную демократию я уж и не говорю. Они и выражения-то такого не знают. Люди прямые и простодушные. А то, что не очень ладят между собой, так это мелочь. У Дмитрия Кедрина есть занимательное описание подобной ситуации: "У поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплевывать друг друга".
Если у меня и есть какие-то претензии, то только к фирме "Гранд Кенди". Осуществляют какие-то благотворительные программы в приграничных селах, содержат за свой счет красивейший сад с фонтанами в центре Еревана… Не тем занимаются братья Варданяны, не тем! К своему 100-летию один из крупнейших производителей шоколада Cadbury изваял из молочного шоколада 126-килограммовую скульптуру Элтона Джона. В связи с возвращением к однопартийности хочу шоколадного Никола, немедленно!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.