ИЛЬХАМ АЛИЕВ ДЕМОНТИРУЕТ КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ОТЦА?
Последние года полтора в Азербайджане наблюдется неуклонная тенденция к ослаблению культа личности Гейдара Алиева и принижению значимости его жизни и деятельности в судьбе прикаспийского султаната. Имя Гейдара-бабa все реже звучит в телеэфирах и на страницах прессы. Все меньше печатается "научной литературы", посвященной "неоценимой роли общенационального лидера" в деле становления молодой азербайджанской государственности. Все сдержаннее бакинская пропагандистская машина обращается к "феномену его личности" в контексте ее безальтернативности для сохранения суверенитета страны в тяжелую годину испытаний.
СОВЕРШЕННО БЕЗОШИБОЧНЫМ МАРКЕРОМ ТОГО, что культ Гейдара Алиева неуклонно идет на убыль, является тот факт, что на оккупированных Азербайджаном арцахских территориях до сих пор ни один город или поселок не назвали его именем. Нигде ему не воздвигнуто памятника, не высечено в скале его "величественного" профиля. Во всяком случае, если такое и имело место быть, то определенно сделано без помпы и фанфар, что не очень характерно для азербайджанских политических традиций.
Самым же убедительным доказательством утраты интереса правящего режима к культу Алиева-старшего является минимализация упоминаний о нем и его неоценимой роли в истории нации ныне действующим азербайджанским президентом. Алиев-младший все реже и реже обращается к личности отца в адресованных народу частых речах и заявлениях. Между тем раньше ни одно его послание по поводу внешней или внутренней политики, ни одно интервью об экономических перспективах страны, ни одна мысль о перипетиях азербайджанской действительности не обходились без обязательного обращения к образу Гейдара-бабы и его "колоссальному вкладу" в коротенькую азербайджанскую историю.
Ильхам Алиев когда-то ритуализировал память о своем отце и навязал всей республике культ его личности по образу и подобию поклонения божествам в древнем мире. Гейдар-баба, словно вездесущий бог Амон-Ра у древних египтян, всегда присутствовал в жизни простых азербайджанских граждан, назойливо сопровождая их от горшка до загробной жизни включительно. Детсад, школа, учебник, улица, институт, работа… Гейдар Алирзаевич везде и прочно проникал в жизнь азербайджанского обывателя - в виде школьных уроков, повсеместных баннеров и памятников, заветов и наставлений, телевизионных фильмов, вещих снов и т.п. Солнце в Азербайджане вставало и садилось исключительно в ритме верований о космологическом преображении вечно умирающего, но и вечно воскресающего Гейдара Алиева, и именно вокруг этого мифа был построен Азербайджан в том виде, в котором он ныне является миру.
Ильхам Алиев, словно верховных жрец, первым служил примером того, как трепетно следует почитать азербайджанского полубога-демиурга, и зорко следил за тем, чтобы по всей стране исправно соблюдался ритуал почитания. Однако, как уже очевидно, что-то очень значимое внезапно прервало триумфальное шествие только-только зарожденной "религии". Не беремся утверждать наверняка, но, на наш взгляд, этому послужили два чрезвычайно важных обстоятельства объективного и субъективного свойства.
Во–первых, после 44-дневной войны, когда Турция на блюдечке преподнесла Азербайджану карабахскую победу, Баку почувствовал уверенность в своих силах, расслабился и в некотором смысле утратил интерес к практической стороне гейдаровского культа, который, собственно, и цементировал страну в те десятилетия, когда нерешенная в азербайджанском понимании проблема могла в любой момент превратить в труху оставшуюся нетронутой войной 90-ых часть прикаспийского султаната.
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ГЕЙДАРА АЛИЕВА не дал стране распасться окончательно и помог удержать ее под пятой правящего режима именно в то время, когда у алиевского клана вообще не было уверенности в способности решить карабахскую проблему в свою пользу силой. Азербайджан всегда испытывал глубочайший дефицит в вопросе национальной идеи, и единственным способом удержать разуверившиеся массы в повиновении было создание культа человека, якобы сумевшего удержать народ от еще более катастрофических последствий и губительных тенденций продолжающихся центробежных течений и сепаратизма.
Сегодня в Азербайджане уже не видят экзистенциальной необходимости продолжать обслуживать этот культ. Это что касается объективного обстоятельства.
Субъективной же причиной фактического отказа от культа личности Гейдара-бабы является эгоистичное желание Ильхама Алиева избавиться, наконец, от тяготящей и тенью нависшей над ним отцовской харизмы. Алиев–младший, опьяненный "карабахским успехом" и уверовавший в собственную исключительность, с какого-то момента явно стал испытывать ревность к всеобщему культу отца, который сам когда-то и насаждал. Если раньше Ильхам не чувствовал за собой прямых заслуг перед страной и собственным кланом, поскольку без борьбы получил власть в качестве наследника и управлял страной исключительно в инерции заложенных своим родителем и учителем традиций и методики, то победа в Карабахе, пусть и купленная, помогла ему обрести чувство политической и даже исторической самодостаточности, радость избавления от имиджа исторического везунчика и приспособленца.
В этом контексте, если раньше он мог действительно уверовать в миссию своего отца по спасению остатков страны, то нынче вполне может взглянуть на эту проблему в другом ракурсе и обнаружить в своих деяниях не дополнение к свершениям родителя, а превосходство над ними. Как утверждают злые языки, Ильхаму Гейдар-оглы с юных лет были присущи слабости, взращивающие в человеке чувство собственной исключительности. Поэтому вполне вероятно, что он, подвергнувшись испытанию славой, которой покрыл себя в глазах уверовавших в это подданных, может демонтировать культ личности отца, дабы возвести взамен свой собственный.
Во всяком случае, поведение азербайджанского президента, с каждым месяцем все меньше вспоминающего об отце в своих медийных речах и рассуждениях, и убыль прежних масштабов восхваления Гейдара Алиева государственной пропагандистской машиной Азербайджана все прозрачнее свидетельствуют о происходящей в этой стране глубокой трансформации идеологического стержня власти. Похоже, культ личности Алиева-старшего посчитан правящим кланом архаизмом для "нового Азербайджана", преображение которого якобы состоялось под сенью другой личности и другого имени.
Вот только состоялось ли преображение Азербайджана на самом деле, действительно ли ознаменовалась бесповоротной победой "историческая миссия" Ильхама Алиева? Или же спешка с формированием собственного культа обернется фальстартом и фиаско?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.