Последние новости

ОДНИ ПОСТРОИЛИ, ДРУГИЕ...

Когда-то Армения была страной большой химии. Всего за несколько десятилетий на оставшемся в результате предательства всех больших политических игроков клочке армянской земли выросла республика с мощным научно-промышленным потенциалом, развитым сельским хозяйством, высокой культурой. При сравнении с исходной точкой прогресс был ошеломляющий. Среди многих факторов, кроме социализма, выделим два: мир на армянской земле и трудолюбие. Одним из тех, кто внес большой вклад в развитие химической промышленности Армении был Саркис Хачатурович Тевосян (1908-1974 гг.). О жизненном пути отца рассказывает его дочь Лала Саркисовна в книге воспоминаний "Большая химия" Саркиса Тевосяна".

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КНИГИ ОТВЕДЕНА ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ АВТОРА, рассказывающего на русском языке о корнях рода Тевосян, их связях со многими известными в разных сферах лицами, производственной деятельности отца, занимавшего различные ответственные должности. Приведем также ряд документов, публикаций, отзывов (в том числе, на армянском языке) об известном производственнике, признанном руководителе, депутате Верховного Совета Армении и СССР, человеке, награжденном тремя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Рассказ о родне с отцовской и материнской сторон автор начинает с середины XIX века, когда армяне, спасаясь от преследований, из  Маку (Иран) переселяются в село Давалу (Арарат). Волей обстоятельств Саркис переезжает в Ереван, живет в семье сестры, оканчивает школу имени Х. Абовяна, поступает в 1929 году на химико-технологический факультет ЕрПИ, учебу оканчивает в Ленинградском химико-технологическом институте в 1934 году и, несмотря на заманчивые предложения остаться и заняться наукой, возвращается в Ереван. Его и нескольких других выпускников направляют на работу в строящийся ереванский завод "Каучук". Параллельно Тевосян преподает в ЕрПИ, и некоторые его студенты в дальнейшем становятся масштабными учеными, назовем хотя бы выдающегося академика Николая Сергеевича Ениколопова. Отмечу сразу, что в книге есть целый ряд интересных эпизодов, связанных с общением С. Тевосяна с Павлом Лисицианом, Виктором Амбарцумяном, зампредсовмина СССР Леонидом Костандовым, Геворгом Эмином, первыми секретарями ЦК КП Армении и другими людьми, с которыми свела химика жизнь. Не все складывалось гладко в трудовой биографии руководителя с добрым лицом, хотя высокие организаторские и аналитические качества Тевосяна неизменно обеспечивали высокий (по сравнению с предыдущим) результат на любом участке работы. Кратко перечислю вехи биографии и вклад в развитие предприятий и ведомств.

1934-1951 гг. Тевосян работает на заводе "Синтетического каучука" пройдя путь от рядовой должности до директора Карбидного завода.

В этот период создавались производства синтетического каучука, карбида кальция и поливинилацетата. Коллектив с честью справлялся с заданиями, а 19 марта 1940 года впервые в мире был произведен хлоропреновый каучук. С. Тевосян во главе группы карбидчиков был направлен в Польшу для строительства карбидно-цианамидного производства в Освенциме. Поляки окрестили его "Армянским горным орлом".

1951-1961 гг. Директор Кироваканского химического завода (позже комбината). Здесь Саркис Хачатурович сделал очень много для превращения рядового предприятия с множеством проблем в мощное химическое производство, регулярно побеждающее во Всесоюзном социалистическом соревновании. Были усовершенствованы технологии, построены новые цеха, продукция шла за границу. А старшее поколение ванадзорцев помнит, как Тевосян решал жилищные вопросы, как построил коттеджи в лесу, поликлинику, больницу, роддом, Дворец культуры на 600 мест, который в независимой Армении назвали почему-то именем Азнавура.

1961-1965 гг. Первый заместитель председателя Совнархоза Армении. На этой должности Тевосян внес большой вклад в строительство и реконструкцию предприятий и НИИ. Всего не перечислишь, да и обидно называть те заводы и фабрики, которые в подавляющем большинстве исчезли с промышленной карты республики. Лишь два факта. По инициативе Тевосяна был отменен проект строительства золотоизвлекательной фабрики на берегу Севана из-за опасности загрязнения воды. Построили в г. Арарате. А в 1963 году наконец заработал Аванский солерудник, ввод которого запаздывал из-за задержки проекта Совнархозом Украины.

1965-1969 гг. Министр пищевой промышленности. Здесь, по счастью, многое из заложенного в те годы уцелело. Беспокойный Тевосян, по своему обыкновению, изучил ситуацию и наметил перспективы развития существующих и новых предприятий: винно-водочные и коньячные заводы, пивзаводы, хладокомбинаты, консервные заводы, хлебозаводы, кондитерско-макаронная фабрика, табачный комбинат, цех по выпуску гераниевого масла и др. Кстати, в тот период (хоть это не пищепром) Тевосян обосновал нецелесообразность вывоза молибденового сырья за пределы Армении, как первоначально предлагал Госплан СССР.

В 1969 ГОДУ ТЕВОСЯН ВЕРНУЛСЯ ИЗ МОСКВЫ С СОВЕЩАНИЯ с новыми планами, чтобы доложить о результатах первому секретарю ЦК КП Армении А. Е. Кочиняну, однако тот сразу откровенно сказал, что место Тевосяна должен занять другой... Даже союзный министр В.П. Зотов был крайне недоволен подобным (без согласования) кадровым решением. Но своя рука владыка, а Тевосян в результате заработал диабет.

Он несколько месяцев проработал начальником Управления химической промышленности, которое вскоре упразднили. Тевосян на пару месяцев угодил в разряд безработных. В сентябре 1970 года его назначили первым заместителем председателя исполкома Ереванского горсовета Григора Асратяна, с большим  уважением принявшего "изгнанника". Два профессионала многое сделали на благо столицы. В их распоряжениях затрагиваются вопросы водоснабжения, очистки русел рек, освоения Главного проспекта, запуска светомузыкальных фонтанов, строительства котельных новых жилых домов. Это, последнее, было под постоянным контролем первого зама и  сыграло роковую роль. Легкие еще со времен "Каучука" были его слабым местом. Серьезная простуда зимой 1971-1972 гг., тяжелое воспаление легких с поворотом к онкологии. Потом было долгое лечение в Ереване, Москве. Поезд Ереван - Москва с больным кироваканцы встретили и проводили большой толпой. Пришлось задержать на 20 минут. Но и московские врачи не спасли.

Некролог подписал А. Е. Кочинян. 26 ноября 1974 г. панихида состоялась в Малом зале Армфилармонии. Кочинян пришел и говорил всем о своей ошибке с Тевосяном. Самое поразительное, что именно в этот день Кочиняна отстранили от должности с негативной (невиданной по тем временам) формулировкой.

Автор книги, кроме рассказа о многочисленных родственниках и знакомых, с теплотой, подробно пишет о коллегах отца, сотворивших большую химию Армении. Сегодня нет ни их, ни по большому счету химии. А ведь к этой самой химии армяне имеют отношение с незапамятных времен.

В КНИГЕ ПРИВЕДЕН В СОКРАЩЕНИИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД С. Х. ТЕВОСЯНА на международной конференции "Развитие химической промышленности Армении за 50 лет". В нем со ссылкой на археологов и историков доказывается, что на территории Армении медь добывалась еще в конце VI тысячелетия до н.э.  Англичанин В. Гордон Чайлд признавал, что "...открытие эффективного метода плавки железа (вернее, распространение процесса давно открытого, но сохранившегося в секрете каким-то варварским племенем армянских горцев) создало условия большой независимости".

Сами вы варвары, господа спесивые англосаксы. Лучше прочитайте древнейшую летопись Англии, где написано: "Первыми обитателями острова были бритты, которые пришли из Армении". "Англосаксонские хроники" 748 г. н.э. Это я вместо автора книги огрызнулся. В докладе есть много других интересных сведений. Скажем, в европейских странах в разное время отдельные вещества назывались "армянским камнем" или "армянской солью".

Касаясь ситуации на 1970 год, Тевосян отмечает, что за 30 лет (1940-1970 гг.) объем химической продукции вырос в республике более чем в 60 раз, в НИИ соответствующего профиля работает более 3500 человек, а на химико-технологическом факультете только в ЕрПИ учится 1600 студентов. Есть еще такие же факультеты в ЕГУ, Армпеде, Ленинакане...

Ныне все это позавчерашний день. "Наирит" в глубокой долговой яме, Алавердский комбинат заглох, неизвестна дальнейшая судьба детища С. Тевосяна Ванадзорского  химкомбината.

Автор книги с болью пишет о сегодняшней ситуации в Армении. Она, конечно, не лакирует все 70 лет советского периода, осуждает и 1937-й год, и 1949-й, и многие другие ошибки, перекосы, преступления. Но, прямо как пел Саят-Нова, "вчера было лучше, чем сегодня". Гораздо лучше.

...Тевосян был не только большим химиком, но и большим патриотом. Как-то вернувшись из поездки в Париж, на вопрос кироваканцев: "Ну, как там?", он ответил: "Ну что Париж? Хороший город, но это - всего-навсего Париж. Ереваном он никогда не станет". Он не рисовался. Просто любил Армению, свой народ. Такие люди есть и сегодня, и они еще скажут свое слово в большой политике, а там, быть может, воспрянет и большая химия, созданная самоотверженным трудом таких подвижников, как Саркис Хачатурович.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЛЕД ХУДОЖНИКА ШАНТА АВЕДИСЯНА В ЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
      2024-04-18 10:35

      Сын армянских беженцев Шант Аведисян родился в Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина "Читательский уголок", владельцем которого был Джордж Микаелян, один из основателей комитета "Друзья армянской культуры". Это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе Шанта. Он дружил с четырьмя сыновями Джорджа, делал с ними первые шаги в живописи. Их учительницей в студии была Нора Азадян, помогавшая юноше организовать первые выставки.

    • ДВА СЕРГЕЯ, И ОБА ТЕРЯНЫ
      2024-04-12 09:35

      У армян принято называть новорожденных по имени известного в роду человека. Ну а о ком именно идет речь, можно разобраться по отчеству и дате рождения. Два Сергея Теряна родились в селе Бананц (Гардман) в разное время. Оттуда же корнями Татьяна Минасян - автор ряда публикаций в "ГА". Из ее рассказов сложились образы этих незаурядных личностей.

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ДВЕ КАРТЫ ОТ ОДНОГО "КАРТОГРАФА"
      2024-04-05 10:13

      Похоже, вы забыли про свой замечательный паспорт, многоуважаемые граждане Армении. Он называется "Паспортом гордого гражданина Республики Армения", был напечатан тиражом в 500 тысяч экземпляров и призывал граждан сказать "да" на референдуме по изменению Конституции в части, касающейся Конституционного суда РА. Референдум был назначен на 5 апреля 2020 года. Что было дальше помните, гордые мои?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ