КТО НАУЧИТ ОДАРЕННЫХ?
Наука в Армении утратила привлекательность. Все чаще мы сталкиваемся с фактом, который прежде было невозможно представить: отсутствием желающих продолжить обучение в аспирантуре. Это не только печально, но и опасно. Страна, не имеющая науки, не может иметь передовой экономики и обеспечить свою обороноспособность. А для нас это особенно важно, что подтверждают последние трагические события.
ПРИМЕРЫ СТРАН, НЕ ИМЕЮЩИХ СЕРЬЕЗНОЙ НАУКИ, но обеспечивающих свою безопасность по всем направлениям, в нашем случае неприемлемы. У этих стран другие источники процветания и другие гарантии безопасности. Обычно это крупные запасы энергоносителей, которых у нас тоже нет. Однако мир меняется быстро, наука большими рывками стремится вперед и уже в скором будущем одно только наличие нефти перестанет быть источником благополучия и защищенности.
Неслучайно такие богатые нефтью страны, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, стали поспешно приглашать к себе зарубежных ученых, чтобы повысить уровень образования и создать систему науки. При этом интерес перспективной молодежи к исследовательской деятельности там активно поддерживается не только высокими зарплатами, но и созданием максимально благоприятных условий для карьерного роста. У нас ни того, ни другого, ни третьего нет.
Становится все труднее не только привлечь молодого одаренного человека в науку, но и удержать его там. Защитив диссертацию, большинство молодых находит более благополучную сферу деятельности, обычно IT, и оставляет науку. А это значит, что уже в недалеком будущем наука Армении прекратит свое существование, поскольку не будет обеспечена профессиональная преемственность поколений.
Исключения, разумеется, есть. Нет-нет, да и появляются люди не только одаренные, но и не похожие на окружающее их большинство. Это те, в ком новые приоритеты и сложившиеся условия не смогли истребить присущую человеческому уму любознательность, которой мы обязаны всеми благами современного мира. Один из немногих таких примеров – сотрудник Национальной лаборатории им. Алиханяна, кандидат физико-математических наук Манэ Аветисян.
У нее все сложилось не так, как это обычно бывает, скорее наоборот. Манэ родилась в Ванадзоре, там же окончила школу. Ее любимым предметом была математика, девушка собиралась стать программистом. Но для поступления на факультет прикладной математики ЕГУ нужно было сдавать экзамен по физике, которую она, как ей казалось, недостаточно хорошо знала. Занятия с репетитором дали неожиданный результат. Манэ так понравилось решать задачи по физике, что она изменила планы на будущее и решила поступать на физфак, чтобы посвятить этому занятию всю свою жизнь.
Поступив в магистратуру, она смогла получить грант Фольксвагена, и ее стипендия составила 300 евро. Сумма не так уж и велика, но для нашего студента значительная.
МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МАНЭ ПОВЕЗЛО. При скромных потребностях финансовые проблемы решились. Она смогла отказаться от возможности подрабатывать переводами учебников по математике с английского на армянский и полностью посвятить свое время учебе. Однако первоначальное стремление связать свое будущее с наукой все чаще вызывало сомнения. Будущее молодого ученого представлялось все менее привлекательным. Мизерная зарплата, работа, которая далеко не всегда интересна… Она стала задумываться о возможностях заняться чем-то другим.
Но тут ей повезло снова: Манэ предложили поработать с доктором физ.-мат. наук Рубеном Мкртчяном, который искал перспективного молодого сотрудника. Работа в области математической физики, задачи, которые он ей предлагал, вернули Аветисян утраченное, казалось, состояние увлеченности. Она получала нетривиальные результаты, которые публиковались в зарубежных рейтинговых журналах, а главное – понимала: у нее есть перспективы профессионального роста, но это требует дополнительных знаний и серьезных усилий. После поступления в аспирантуру стипендия, которую Манэ получала по гранту Фольксвагена, составила уже 600 евро.
И все-таки, почему везение ее не покидает? Неужели судьба просто благоволит к ней, не требуя взамен ничего? Разумеется, нет. Наука – это тяжелый труд, требующий глубоких, постоянно пополняемых знаний, особого склада ума, одаренности, преданности и далеко не всегда вознаграждаемый выдающимися открытиями и престижными премиями. Молодая женщина еще в начале пути. Но разве легко, будучи студенткой, получить зарубежный престижный грант или заслужить поддержку авторитетного ученого?
Не стоит забывать о тех огромных усилиях, которые она прилагала, чтобы достичь поставленных целей. Манэ – одна из тех немногих молодых одаренных людей, для которых наука - осознанный выбор и предмет увлеченности. Но фактор учителя, наставника очень важен! Сколько талантов, одаренных людей сгубила серость учителя? Далеко не праздный вопрос
После защиты диссертации финансирование по гранту, разумеется, прекратилось. Теперь нужно было серьезно думать о том, как, занимаясь наукой, обеспечить себе достойную жизнь. А поскольку государство этот вопрос мало волнует, находить решения нужно самой. Оставлять науку в ее планы не входит, ведь существует еще так много задач, решение которых и есть настоящая жизнь. По крайней мере, для Аветисян это так. Работа в вузе ее не привлекает, а о преподавании в школе, наряду с исследовательской деятельностью, она задумывается серьезно. Удивительно. Почему?
У НЕЕ ЕСТЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС. По мнению Манэ, привлекать в науку студентов уже несколько поздно. Интерес к исследовательской деятельности должен возникнуть еще в школьные годы, а для этого нужны не только знающие, но и умеющие увлечь своим предметом учителя. А их в школе так мало!
Манэ Аветисян 26 лет, но выглядит она гораздо моложе. Пока не заговорит. Впечатляет не просто живой и проницательный ум, а обоснованность и логичность суждений, более того, мудрость, крайне редко присущая людям и более старшего возраста. Она действительно отличается от большинства представителей своего поколения, склонных скорее к достижению финансового успеха и не очень-то подверженных интеллектуальным увлечениям.
Сетовать на то, что новому поколению не свойственна бескорыстная тяга к науке, не стоит. Такие люди были всегда, они есть и сейчас, но их всегда единицы. Массовое стремление молодежи в науку прежде было обусловлено далеко не только возвышенными мотивами. Ученые считались элитарной, уважаемой частью общества, их труд прекрасно оплачивался, научным работникам давали квартиры, путевки, они пользовались многими привилегиями.
Теперь бесплатных квартир никому не дают, интеллектуальный труд перестал считаться престижным, о привилегиях говорить не приходится. Приход молодого человека в науку сегодня может мотивировать только крайне редко встречающееся бескорыстное стремление к знаниям и готовность к нелегкому и условно оплачиваемому труду. Сочетание, которое встречается крайне редко. А когда речь идет о развитии стратегически важной области, основываться на исключительной мотивации неразумно. Почему молодые люди, способные справиться с математикой, так стремятся в сферу IT?
Разумеется, эта область деятельности сама по себе интересна и содержит элемент творчества. Но существуют и более весомые факторы привлекательности. Те, кто добьются больших профессиональных успехов, обязательно обеспечат себе очень благополучную жизнь. Но даже те, кто, которые не достигнут особых профессиональных высот, не останутся за бортом, всегда работу найдут и смогут вполне приемлемо заработать на жизнь.
Конкуренцию со сферой IТ наука не в состоянии выдержать, к тому же, если перспективность информационных технологий, растущая потребность в этих специалистах всячески рекламируются, то труд ученого все более теряет престижность и привлекательность. Авторитет ученого государство никак не поддерживает. Более того, сегодня большинство наших граждан просто не знают, что в Армении существует наука, что наши ученые получают интересные результаты и публикуются в самых авторитетных международных журналах.
Власти независимой Армении значения науки не осознали и ничего не сделали для того, чтобы сохранить в нашем обществе интерес и уважение к этой деятельности, практически использовать научные достижения. Сегодня наука Армении – заповедная зона, где все еще как-то выживают чудом уцелевшие виды.
МАНЭ АВЕТИСЯН ЗНАЕТ, КАК РЕШАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ. Во-первых, - заинтересовать новое поколение исследовательской деятельностью. Но в школе крайне мало учителей, способных вызвать интерес к своему предмету, а большинство преподавателей вузов, даже имеющих ученую степень, - люди, оставившие науку. Активно работающие ученые далеко не всегда преподают в вузах. Если в развитых странах основную часть рабочего времени преподавателя университета занимает наука, то у нас мизерная зарплата заставляет его метаться из одного вуза в другой, чтобы заработать на жизнь.
Ни сил, ни времени на науку не остается. Полученные результаты исследований в Армении не выходят за пределы лабораторий и публикаций, государство не знает, что с этими результатами делать, а большинство преподавателей вузов не устраивает конкуренция с одаренными учеными.
И еще одна проблема, которая беспокоит Манэ. За десятилетия независимости Армении не были сформулированы задачи нашего государства, цели, к которым надо стремиться, экономические приоритеты. Никто не знает, в каких специалистах и в каком их количестве нуждается наша страна, чтобы обеспечить безопасность и экономическое развитие.
Как считает Манэ, при нормальной организации учебного процесса, строгом контроле лекционного материала и грамотном использовании имеющихся ресурсов возродить интерес к науке возможно. Но надо привлекать в вузы настоящих ученых. Нереально ежегодно находить и профессионально готовить 30 молодых высокоодаренных исследователей. Пусть их будет пять. И это может принципиально изменить ситуацию, если государство создаст этим людям благоприятные условия самореализации, если их результаты будут востребованы.
Это те, кто сумеет повести за собой пусть даже менее одаренных. Наука, как и любая другая профессиональная сфера нуждается не только в выдающихся личностях, но и в скромных тружениках, труд которых тоже важен и должен быть достойно оплачен. Только в этом случае в Армения станет возможным экономическое развитие и обеспечение безопасности. Но чтобы достигнуть этого, пора начинать хорошо учить.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.