Последние новости

ЮБИЛЕЙ HIGHFEST-а - АБСОЛЮТНЫЙ ПРИОРИТЕТ КУЛЬТУРЫ!

1 октября Международный фестиваль исполнительских искусств HIGHFEST возьмет старт в 20-й раз. От грандиозных юбилейных планов пришлось, естественно, отказаться. И все-таки фестиваль состоится - будут люди и спектакли. Потому что президент HIGHFEST Артур ГУКАСЯН уверен, что “культура должна быть всяческим мостом, пространством, где ты вспоминаешь, что ты человек". А еще - что Армения должна быть представлена на всех возможных международных площадках.

- 20 лет назад, начиная фестиваль, ты мечтал довести его до уровня Эдинбургского, мечтал о Ереване - фестивальном городе. Увы! И все-таки сделано очень многое. А что для тебя главное?

- Главное, чего мы добились: уже выросло поколение людей, увидевших другой театральный мир. Узнавших, как делать фестиваль, что такое фестивальная культура, как работать с волонтерами, как делать буклеты и программки - простите, но мы это делали первыми. Мы проводили лаборатории, приезжал Павел Руднев, представители "Роял-Корт" и Театра-док - и в Армении зародилась "новая драма".

 Международный фестиваль исполнительских искусств HIGHFEST возьмет старт в 20-й разТо, что у нас есть режиссеры очень столичные - это опять-таки благодаря фестивалю. Люди у нас теперь понимают, что такое иммерсивный театр, театр пальцев, теней, объектов, "экшн пейнтинг", мультимедийный театр - даже ленивый студент использует в своих работах проекцию. Люди теперь знают, что уличный спектакль - это не то, что поставлено на сцене и вынесено на улицу. Кстати, большую программу по уличному театру мы будем делать в будущем году. Я теперь вхожу в оценочный комитет Всемирной ассоциации уличного театра и цирка - профессионалы готовы приехать к нам и бесплатно реализовать большой проект.

 То, что я говорил 20 лет назад о "новом Эдинбурге", - это, конечно, "детская болезнь левизны". Изначально было понятно, что у нас невозможно сотворить Эдинбург - не потому, что мы этого не умеем, а потому, что у страны нет таких ресурсов. Но, конечно, если бы существовали какие-то донорские фонды, мы могли бы добиваться лучшего, быстрее и без такой огромной затраты ресурсов нервных.

 Вот знаешь, чего мы не добились? Как было плохо с сотрудничеством с Диаспорой, так и осталось - мы не нашли каких-то правильных ключей для работы с людьми, которые могут помогать с финансированием. По большому счету, мы так и не сработались ни с одним из наших правительств. Это моя проблема - я так и не научился сидеть по 18 часов в приемных.

Наконец, все мэры Еревана, очень разные по уму, возрасту, партийной принадлежности, никогда не давали нам толком денег. И это опять же наши ошибки, если все они не понимают, для чего нужно финансировать международный фестиваль или показывать на "Эребуни-Ереван" перформанс мирового класса, а не отечественную попсу.

Столичная власть - это вообще песня! Как будто они не «доходились» до этой мэрии четыре года назад, а только вчера родились! Люди, которые берут трубки в высоких кабинетах, - им пришлось с нуля писать те письма, которые мы писали в 2003-м. Вообще, когда фестиваль называют "мероприятием"... Хуже только слово "объект"!

- В итоге нет ощущения, что в большом театральном мире HighFest принимают гораздо серьезнее, чем в нашем отечестве?

- HighFest входит в самые серьезные театральные сети мира. Нас объявляли лучшим фестивалем на территории бывшего СССР, не считая Москвы, и включали в топ лучших фестивалей Европы. Это не просто очень ценно и ответственно.

В то, что Армения перестала быть белым пятном на театральной карте мира, внесены не просто наши пять копеек, а серьезная лепта. Многие стали интересоваться, приезжать, отсматривать и приглашать спектакли. И очень здорово, что у нас нет вопроса "а что делать дальше?". Огромное количество вещей надо делать! Сейчас и в будущем.

Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел. Помнишь, когда приезжал лондонский "Глоб" - за час продалось 600 мест, хотя спектакль был не то, чтобы "вау!". Вот как сюда приезжает Кристина Агилера - это же не какие-то мифические люди финансируют! И мы должны проводить определенный ликбез, Ларс Айдингер - это не хуже и не менее важно, чем Агилера.

 Государство должно быть более ответственным. Мне никогда не приходило в голову, что если оно не даст денег, фестиваля не будет. Мы всегда «фаундрайзили» в разы больше финансов, чем давало государство. Но так нельзя! Если люди что-то делают, делают хорошо и долго, государство должно это оценивать, индексировать, а не уменьшать финансы и нести ахинею про одну на всех программу грантов. Выделите отдельной строкой! Такого маленького бюджета, как в юбилейный год, у нас не было никогда: 20 лет назад начали с 35 миллионов, а теперь 15 с копейками.

Если государство - главный игрок на нашем культурном рынке, оно обязано понимать, когда проявлять коммерческий подход, а когда речь идет о системообразующих, отраслеобразующих явлениях. Так дифференцируйте!

- Проблема финансирования - это у нас общее место. И все-таки, как проводить живой юбилейный фестиваль в сегодняшнем безумном-безумном мире?

- Очень сложный год! Для нас еще и потому, что это первый HighFest, который мы делаем без художественного руководителя Евгении Подпомоговой, и это очень тяжело - она суперкреативила и умела всех мотивировать.

А вообще делать фестивали стало сложно всем и везде. Всячески усложнилось финансирование и увеличилась бюрократия - это наши коллеги- европейцы жалуются. Повестка дня, все эти гендеры-трансгендеры, экология-социалка… На эту абсолютную хрень выделяются какие-то немыслимые деньги. На то, что реально хорошо, - на это деньги не выделяются. А теперь еще и все стало крайне политизировано.

Утешает разве что последний тренд, выдвинутый европейцами-адекватами: на смену тезису "работа с аудиторией" приходит "citizens education", образование граждан как задача искусства. Не надо работать маркетиногово, а просто образовывать людей! И тогда они будут воспринимать влегкую то, что делают искусство и культура.

 Естественно, как все нормальные люди, мы сегодня больше всего хотим, чтобы в мире был мир. Вот HighFest объявил, что открыт как платформа для диалога российских и украинских коллег. И замечательно, что украинский режиссер и продюсер Влад Троицкий согласился прочитать для участников фестиваля лекцию "Арт-фронт" - о том, как культура противостоит всему тому, что происходит. И тут какая-то тетка в высокой театральной институции подняла вселенский вой: "Что?! Российские и украинские театральные деятели в одной программе?! Это чудовищно и недопустимо!"

Это все потому, что такие тетки не понимают всю ценность и сложность подобного шага. На тетку я, кстати, написал жалобу, и ее исключили из борда... Все эти культуры отмены и отмены культуры - вот это чудовищно и недопустимо! Культура должна созидать, быть всяческим мостом, окном, пространством, где  вспоминаешь, что ты человек.

- Давай прекращать о грустном. Лучше презентуй нынешнюю программу фестиваля - что все-таки удалось привезти?

- На этот вопрос я отвечу, когда все прилетят, и я пойму, что все получилось. Готовность и желание людей приехать к нам сохранятся, и это прекрасно, но "цена вопроса" - это кошмар...

Ну, наш фронтмен на сей раз - блистательный Балет Эйфмана. И спасибо фонду "Go To Armenia" - людям, поверившим нам и выделившим на это дело денег ровно в пять раз больше, чем государство дало на весь фестиваль. Есть два очень интересных спектакля из Израиля. В одном из них, для детей и взрослых, используются такие гигантские гофрированные шланги - будет мастер-класс, как с этим работать.

Есть замечательный детский спектакль с Кипра, простой и очень добрый. На открытии играют классные румыны, очень пластичные и немного фриковатые, а потом не менее классный театр импровизации из Эстонии. Очень красивое уличное шоу из Алметьевска по мотивам татарской мифологии и яркий спектакль "Двери" из Архангельска... К сожалению, отказались приехать труппы из Дании, Бельгии, Германии - "у вас бомбят"...

Зато специалисты из Австрии и Польши выступят с лекциями по разным профилям. Конечно, в общем и целом гостей-директоров фестивалей и прочих вип-персон в этом году намного меньше обычного, и очень жаль, потому что армянская программа очень сильная. Кстати, московский режиссер Илья Мощицкий, который переехал в Армению вместе со своей командой и открыл здесь театр "Хронотоп", сделал спектакль, который тоже позиционируется как армянский. Проект планировался про ковид и закрытые границы, а вышел про день сегодняшний.

- В дне сегодняшнем - живой и юбилейный международный фестиваль. Игра стоит свеч?

- Абсолютно и бесспорно! И не только потому, что после двух ковидных лет онлайна и виара уже очень сложно восстанавливаться. А потому, что культура - это абсолютный приоритет! Во всяком случае, у нас должен быть именно такой, французский подход, когда государство узнают через культуру. Вот Франция производит оружие - мы об этом знаем? Нет! Франция - страна культуры в самом широком контексте.

К большому сожалению, Армения ничем подобным не занимается. И это не потому, что у нас нет денег. Это потому, что у нас даже имеющиеся деньги неправильно распределены. А делать надо так, чтобы Армения была представлена на всех возможных площадках, которые презентуют нас миру.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.