Последние новости

ФИЗИКА В ИЗГНАНИИ

В интервью «ГА» декан факультета радиофизики ЕГУ, доктор физико-математических наук, профессор Хачатур НЕРКАРАРЯН говорит о крайне тревожной ситуации, сложившейся с изучением физики.

- Г-н Неркарарян, преподаватели вузов обеспокоены тем, что значительная часть студентов не знает школьной программы. На факультете радиофизики ЕГУ вы тоже сталкиваетесь с этой проблемой?

- Оценивать общий уровень школьного обучения я не буду, но с физикой дела обстоят очень плохо, и ситуация все более ухудшается.

- С чем это связано?

- Физика - очень тяжелый и объемный предмет, изучение которого требует больших интеллектуальных усилий и создания условий, обеспечивающих усвоение учебного материала. А это хорошие учебники и квалифицированные школьные учителя. Но наши учебники по физике очень плохие, а учителей физики катастрофически не хватает. В некоторых сельских школах их просто нет. Мы вроде бы перешли на европейскую модель образования, но не смогли использовать ее преимущества.

- А почему не хватает учителей физики, ведь в педагогическом университете есть физический факультет?

- В этом году на этот факультет было подано всего одно заявление. И это неудивительно. Физика в большинстве школ преподается настолько плохо, что не вызывает ни интереса учащихся, ни желания связать с этой специальностью будущее. Поэтому даже на наш факультет поступают люди, которые недостаточно знают основной предмет, и в течение первых двух курсов мы, по сути, занимаемся тем, что ликвидируем пробелы школы. Очень тяжело работать с таким студенческим контингентом. А если выпускники школ не владеют учебной программой, выполнять задачи, стоящие перед вузом, становится все труднее.

- Чем плохи используемые в наших школах учебники физика?

- Написание учебников – очень непростая задача, с которой может справиться далеко не каждый даже хорошо знающий предмет специалист. В западных странах этим занимаются целые институты, причем к этой работе привлекаются не только физики, но и психологи, методисты, врачи, учителя, имеющие большой опыт работы. А у нас за это дело берутся отдельные люди, которые обычно используют как основу учебники советского времени и, как могут, пересказывают этот материал. Но то, что понятно специалисту, далеко не всегда доступно ученику. Нужно очень хорошо представлять, что и в какой форме могут воспринять школьники и как вызвать у них интерес. И это, пожалуй, самое главное. А в наших учебниках материал изложен громоздкими предложениями, причем так сложно, что учащиеся просто не понимают, о чем идет речь. Положение могут спасти только очень хорошие учителя, но, как я уже сказал, их крайне мало. Я просматривал европейские учебники физики, они действительно очень хорошие, написаны легко и доступно, могут вызвать интерес школьника к изучаемому предмету, в них множество иллюстраций. Сейчас во всем мире учебные программы упрощаются, изучаемый материал излагается предельно доступно, что обеспечивает понимание большинства обучаемых. Думаю, если уж мы приняли западную модель обучения, то лучше просто выбрать наиболее подходящие учебники и перевести их на армянский язык. А если у отдельных школьников есть особые способности к физике, математике и интерес к этим предметам, то эти дети должны учиться в специальных школах. Разумеется, даже среди выпускников этих школ лишь единицы могут стать учеными-физиками, но готовить грамотных инженеров можно и нужно.

- Но где они будут востребованы, ведь сегодня у нас практически нет серьезного производства?

- И это не просто плохо, но и опасно, особенно в нынешней ситуации. Посмотрите, какую точность имеют современные ракеты, артиллерийское оружие... Можно ли достигнуть такого уровня, не зная физики? Но мы об этом не думаем. Будем покупать? А деньги на это есть? Да и продают ли нам современное вооружение? Есть и экономические вопросы, и т.д.

- Понятно, что инженер должен знать физику, но ведь Политех ежегодно выпускает огромное количество инженеров…

- Программу по физике свели к минимуму и там. Может ли в этих условиях справиться со своими задачами известный в свое время Политехнический институт? Многое зависит от приоритетов. Сегодня чрезвычайно важная профессия инженера перестала считаться престижной. Всячески поддерживается приоритет виртуального мира. Способные выпускники школ стремятся стать программистами. И это при том, что наши физики имеют гораздо больше публикаций в международных рейтинговых журналах, у них более высокий профессиональный уровень, среди физиков больше профессоров. А кто-нибудь задумывается о том, что программист, не знающий физику, полноценным специалистом не станет? Ведь есть и реальный мир с его потребностями и задачами! Но в Армении под высокими технологиями понимаются только информационные технологии, представление о компьютеризации весьма ограниченное. Во время последней Карабахской войны у дверей кафедр нашего факультета стояли очереди программистов, которые искренне хотели быть полезными своей стране, но, как оказалось, они недостаточно знали физику, чтобы их можно было использовать для выполнения военных задач. Нужно объединить возможности компьютера с потребностями реального мира, создать обратную связь, как это делается в развитых странах.

- Но в последнее время и ваш факультет готовит специалистов и в сфере IT

- Мы стараемся привести наши программы в соответствие с мировыми стандартами и, думаю, нам это удается. Мы создаем новые лаборатории и направления, активно сотрудничаем с IT- компаниями, в том числе, и с Синопсис. У нас масса грантов, выросла зарплата ученых, существенно повысился уровень научных исследований. Но большинство самых способных стремятся поступить на факультет прикладной математики, там огромный конкурс, а на факультетах физики недобор.

- Но массовое стремление на факультет прикладной математики объясняется тем, что у специалистов в сфере IТ значительно больше возможностей найти высокооплачиваемую работу.

- Согласен. Но давайте рассмотрим вопрос на отдаленную перспективу. А нужно ли нам столько программистов? Количество всевозможных программ рано или поздно себя исчерпает. Что будет с людьми, которые не знают ничего, кроме программирования? Я не уверен, что спрос на специалистов, владеющих исключительно программированием, будет постоянно расти.

- Но ведь компьютерные технологии используются практически во всех сферах деятельности…

- Да, но, как я уже говорил, чтобы оказаться востребованным в будущем, нужно знать не только одно программирование.

- А выпускники вашего факультета востребованы?

- Многие организации заинтересованы в наших выпускниках и сразу же берут их на работу. Один только Синопсис готов принять на работу 20-25 человек из каждого выпуска, но мы даем 15, потому что другие кафедры тоже должны нормально работать. Компания «Интегра Текнолгис», также готова принимать по 10 и более человек ежегодно, компания «Нейшнал Инструмент» открывает у нас лабораторию и принимает 7 выпускников. Есть и другие организации, заинтересованные в наших выпускниках. Разумеется, речь идет о тех, кто имеет необходимые знания. Но программирование отбирает лучших. Правда, порядка 30% студентов учатся плохо, но и это можно понять. Ребята приходят из армии, где многое забыли, семьи нуждаются, приходится работать, на учебу ни времени, ни сил не хватает. Вообще я не уверен, что наш факультет должен ежегодно выпускать порядка 90 человек. Пусть их будет 60, но хорошо подготовленных и нам будет приятно с ними работать.

- Что мы теряем из-за слабой подготовки по физике?

- Мы теряем современную инженерию, возможности создания различных систем, приборов и что особенно важно – возможность участия в разработках современных средств обороны.

- То есть вы считаете, что нужно изменить школьную программу по физике?

- Не только школьную. Если мы взяли западную модель, то давайте будем последовательными, хотя ситуация с физикой ухудшается во всем мире. Даже США в большом количестве приглашают специалистов из других стран.

- Какие меры необходимо принять, чтобы повысить уровень преподавания физики?

- Во-первых, вернуть этому предмету привлекательность в школе, обучать доступно и интересно. Ведь еще сравнительно недавно физика считалась чуть ли ни самой престижной специальностью, в которую шли самые одаренные. И даже сегодня, когда ситуация изменилась, физика остается наиболее развитой наукой в Армении и больше всего научных публикаций в авторитетных международных журналах имеют именно физики. Начинать решать проблему нужно со школы, где формируются интересы нового поколения. Именно в школе начинается все, и этот этап обучения требует особого внимания государства.

Нужно обеспечить школу хорошими и доступными для понимания, увлекательно написанными учебниками по физике. Тогда желающих преподавать этот предмет станет значительно больше, а работа учителя – более интересной. Конечно, у нас есть очень хорошие школы, где детям дают глубокие знания, в том числе и по физике. Это «Квант», «Ширакаци», АЙБ, но плата за обучение в этих школах настолько высокая, что туда скорее попадают дети из обеспеченных семей, чем наиболее одаренные. Нужно увеличить число хороших школ, сделать обучение в них бесплатным, принимать туда действительно очень способных детей, тогда результаты не заставят себя ждать.

Хочу также напомнить, что большинство наших перспективных ученых - выходцы из сел. Однако в нынешней социально-экономической ситуации лишь очень немногие жители сел могут себе позволить себе обучение детей в лучших школах, к тому же цены на аренду жилья стали практически недоступными. Значит необходимо создавать интернаты с углубленным обучением физики, математики, где смогут бесплатно жить, питаться и получать хорошую подготовку одаренные дети из провинции. Разумеется, это потребует определенных вложений, но затраты будут оправданы повышением уровня безопасности и развитием экономики нашей страны.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ