МИР ГЕВОРКА ГРИГОРЯНА (ДЖОТТО)
25 ноября исполняется 125 лет со дня рождения заслуженного художника Армянской ССР Геворка Григоряна (Джотто).
Предлагаю вниманию читателя небольшой отрывок из рукописи своего очерка о жизни и творчестве мастера.
ИСКУССТВО ХУДОЖНИКА ГЕВОРКА ГРИГОРЯНА (ДЖОТТО) ОБЛАДАЕТ ТОЙ МАГИЕЙ, которая делает искусство искусством, - умением внушать зрителю свое восхищение, восторженность натурой, идеей, передать всепоглощенность ими, заразить первозданностью вдохновения.
О своем художественном кредо Джотто говорил: " Главное, что меня интересует, -- это внутренний мир человека, лучшие возможности армянина, моего армянского народа, хочется подчеркнуть возвышенное в нем". С ранней молодости, пришедшейся на начало 20-х годов двадцатого столетия, Джотто увлекся классиками искусства Возрождения: Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи, Рафаэлем Санти, Эль Греко, Луисом де Моралесом.
Трагическая судьба армян в период Геноцида 1915-1920-х годов в османской Турции и в Закавказье, тяжелые постреволюционные годы нашли отражение в колорите картин Джотто, которые в своем большинстве написаны в темных тонах. Этот колорит характерен и для многих картин художника после переезда в Армению в 1962 году, но краски уже другие: зелено-черные, сине-черные. Вместе с тем палитра высветляется, цветовая нюансировка становится более разнообразной.
Появление феномена живописи Джотто имело свою опору в атмосфере старого Тифлиса первой трети ХХ столетия с уже сложившимися богатыми культурными традициями, которые в значительной мере были сформированы яркими представителями армянской общественности.
"Автопортрет" Джотто, написанный уже в зрелые годы (1968), представляет личность художника, пронесшего через всю жизнь преданность своим идеалам и убеждениям, его можно было бы назвать "Per aspera ad astra" ("Через тернии к звездам")-такова мужественная устремленность его героя. В нем обобщенно представлен образ несгибаемого армянина.
Начиная с середины 20-х годов живопись Джотто получает широкую известность и признание, его картины демонстрировались на многих художественных выставках как в Тифлисе (Тбилиси), Ереване, городах России, Прибалтики, так и за границей, были репродуцированы в разных изданиях, представлены в ряде музеев, о творчестве Джотто существует обширная литература. В Ереване, по адресу: проспект Маштоца , 45а принимает гостей музей Джотто.
Одна из лучших его работ - "Портрет Степана Шаумяна"(1926). Он необычен тем, что лишен всякого политического официоза. Темный фон оттеняет полупрофиль с мягкой улыбкой, излучающей свет. В ответ обязательно улыбнешься, личность его пленяет сразу.
Значительное место в творчестве Джотто занимают портреты выдающегося армянского поэта Егише Чаренца, с которым он был хорошо знаком. Сохранились пять портретов Чаренца
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬЮ И ЭКСПРЕССИЕЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ КАРТИНА "ЧАРЕНЦ И КОМИТАС"(1963). В ней особенно ярко проявилась характерная особенность мастерства Джотто: умение воссоздать самый процесс рождения чувства и воспарения его в мысль. Вдохновенное лицо Чаренца низко склонилось над ликом покойного Комитаса, будто стараясь вобрать в себя заветы великого мастера. Кажется, сейчас вспыхнет искра вызревшей мысли и наступит момент просветления и гармонии: Чаренц примет духовное завещание Комитаса.
А портрет Комитаса кисти Джотто (1965) - подлинный шедевр. Это, вероятно, лучший портрет гениального композитора. Облик и образ его созданы гибкими, плавными, текучими линиями, на картине он- сама музыка, чародей ее, волшебник. Подчиняясь жесту Комитаса, -поднятой к небу ладони, благоговейно замолкаешь и начинаешь слушать мелодию родной земли, возносимой к небу, мировому космосу. В этой мелодии слышна и трагическая тема, связанная с судьбой армянского народа и его гениального сына в первые десятилетия ХХ века.
В 1929 году Джотто создал также одну из лучших своих картин-"Манушак". Это портрет женщины, которая в 1915 году чудом спаслась от турецкой резни, сумев пешком добраться из Эрзерума в Тифлис. Тему геноцида армян Джотто отразил также в картинах "Реквием"(1929), "Оплакивание Комитаса" (1963), "Скорбь" (1964), "Армянка из Эрзерума" (1965) и других.
Притягивают художника также примеры борьбы за независимость из исторического прошлого народа. В 1963 году Джотто написал выразительную картину "Вардананк" - коллективный портрет соратников Вардана Мамиконяна (V век). Благодаря единству и сплоченности , армяне смогли отстоять свою веру и национальную идентичность. Идею единства художник выразил приемом "три лица в одном". Замечательно цветовое решение: желто-оранжевые, как бы освещенные перед боем утренним солнцем лица, окаймленные черными бородами, с голубыми белками глаз, светящимися в одном ряду. В итоге получилась картина сильного эмоционального воздействия .
Значительное место в живописи Джотто занимают портреты писателей – армянских, грузинских, русских, западноевропейских. К сожалению, рамки газетной статьи не дают возможности остановиться на этой теме подробнее. Несомненный интерес в живописи художника представляют женские портреты. Изображенные натуры отмечены печатью духовности, лишены черт бытового, обыденного, они внутренне сосредоточенны, возвышенны. В 1936 году в жизнь Джотто вошла Диана, дочь Грузии, любовь всей его жизни, его муза, его верная подруга, с которой он прожил 40 лет вплоть до конца своей жизни. Диану Джотто рисовал много раз. Замечателен портрет Дианы, написанный в 1939 году: божественное спокойствие излучают ее большие голубые глаза, готовность все понять, осознать и претворить в красоту, доброту и нежность, она изнутри светится. На портрете 1945 года Диана изображена в профиль, голова слегка наклонена, глаза опущены, но сколько мудрой женственности в этом профиле!
Монументальна по замыслу и исполнению картина Джотто "Мать". На нем изображена мать всего своего народа с мудрым и сильным взглядом больших красивых армянских глаз, призывающих к мужеству, ответственности, сосредоточенности. Ладонь матери, касающаяся кончика носа, удивительно точный жест, передающий ее тревогу за свой народ и охранительный инстинкт. В жизни народа есть горе, страдание, и есть свет, идущий от внутренней силы и благословения Всевышнего, если народ идет за правдой. Такие мысли и чувства внушают волна черных волос слева и затененная часть лица справа. Лазурный фон за головой матери - это и покрывало, как бы символизирующее ее охранительную силу, и в то же время это голубой поток света от Бога, он освещает и часть ее лица, и руки с удлиненными пальцами - ее щит.
Любя и умея ценить красоту и радость жизни, Джотто, живя судьбой своего народа, глубоко чувствовал также драматическое и трагическое в ней, испытывал потребность отразить эту действительность в своем творчестве. В этом отношении самобытная живопись Джотто -важная и незаменимая составляющая армянского искусства, занимающая в нем свое особое место. Живопись Геворка Григоряна (Джотто) продолжает лучшие традиции мирового искусства. Она одухотворена глубокой мыслью, благородной страстью и силой воображения.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2020-11-08 10:26
Писатель не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся наглому, смертоубийственному, грязному преступлению, которое представляет собой война. Я принимал участие во многих войнах, поэтому я, конечно, пристрастен в этом вопросе, надеюсь, даже очень пристрастен. Но автор этой книги пришел к сознательному убеждению, что те, кто сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь; зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться. Автор этой книги с радостью взял бы на себя миссию организовать такой расстрел, если бы те, кто пойдет воевать, официально поручили ему это... Эрнест ХЕМИНГУЭЙ. Из предисловия к его роману «Прощай, оружие!» в издании 1948 года.
-
2016-05-27 15:13
Одна из самых насущных на сегодня проблем в мировом сообществе – это проблема выдвижения лидера. Нынешняя напряженная политическая обстановка в мире, локальные войны, высокий уровень коррупции во многих странах и другие проблемы – все это свидетельствует о кризисе властных структур. Мы постоянно ощущаем, что, какие бы задачи мы ни выдвигали и ни обсуждали, решение их в значительной мере зависит от личностей лидеров. Все-таки именно лидер определяет, куда и как идти, способен зажечь и повести за собой. Важно не ошибиться в его выборе.
-
2015-05-22 14:43
"Зашло солнце этого человека, который был совестью нашего народа", заключил митрополит Вадим Слова эти сказаны о выдающемся русском писателе – Валентине Распутине, ушедшем от нас совсем недавно, 14 марта нынешнего года. Их хочется продолжить: но солнце это будет восходить вновь и вновь в душах читателей его книг. Отпевали Распутина в московском храме Христа Спасителя, похоронили, согласно завещанию, на родной земле, в Иркутске, на Смоленском кладбище.