Последние новости

К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ

«Благодарность сквозь столетие» - так названо уникальное полотно, ставшее гвоздем не менее уникальной экспозиции, открывшейся на днях в Музее народного творчества им. Ованеса Шарамбеяна. На выставке всего шесть полотен – пять декоративных и одно насыщенное глубоким содержанием, уникальное, которое посвящено 100-летию утверждения знаменитых паспортов Фритьофа Нансена, спасших жизни сотен тысяч невинных людей.

 К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ 1АВТОР РАБОТ – ГРАФИК-ДИЗАЙНЕР И ЕДИНСТВЕННЫЙ В АРМЕНИИ МАСТЕР КВИЛТА МОНИ ОВСЕПЯН. Она порадовала отечественную публику работами, подобные которым широкой армянской общественности доводилось видеть разве что в сети интернет. Если добавить к необычному для нас виду декоративно-прикладного искусства их «обармянивание» в пяти декоративных работах и смыслы полотна «Благодарность сквозь столетие», то выставку можно по праву расценить как эксклюзивную, экстраординарную и требующую досконального изучения со стороны специалистов.

Экспозиция названа «Колесо времени», прокручивая которое Мони Овсепян уводит своего зрителя в путешествие по страницам истории своего народа, окунает его в богатство достижений культуры и в то же время напоминает о трагедии Геноцида армян. Если в пяти декоративных полотнах Мони обращается к фрагментам, почерпнутым из древней армянской письменности, средневековой миниатюры, архитектуры, самобытной национальной орнаменталистики, то квилтовая композиция, посвященная Фритьофу Нансену, обретает черты символики, поданной в модернистской манере.

 К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ 2Художественный квилт – вид рукоделия, основанного на технике многослойного лоскутного шитья, перешедшего из быта в сферу декоративно-прикладного искусства. На Западе квилт сегодня довольно популярен, а вот в Армении он демонстрируется впервые и, как считают специалисты, требует развития и распространения в нашей творческой среде. Сама Мони Овсепян, долгие годы прожившая за пределами родины, выставляется в Ереване уже во второй раз и вновь в Музее народного творчества.

«Впервые мои авторские работы были представлены в этих стенах около 15 лет назад. Это были в основном графические работы и несколько живописных. Спустя долгое время я вновь выношу свое творчество на суд армянской публики, но на этот раз выступаю в ином творческом амплуа - как мастер квилта», - сказала перед открытием выставки «Колесо времени» Мони Овсепян, которая именно к этому событию придумала и внесла в армянский язык новое слово, обозначающее термин «квилт» - շերտակտավ, что в переводе с армянского означает «многослойное полотно». Над каждой своей текстильной картиной Мони работает примерно полгода, создавая из нужных материалов ее основу – «холст», разрабатывая творческую концепцию, отдельно «колдуя» над каждым лоскутом-фрагментом будущей художественной композиции в их идейном, цветовом и фигуративном решении.

 К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ 3ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ПОЛОТНА В ПАМЯТЬ О ПАСПОРТАХ НАНСЕНА родилась у художницы спонтанно. Будучи поклонницей творчества швейцарского художника Юрия Мессен-Яшина, она случайно выяснила, что он является носителем нансеновского паспорта. Это стало одним из первых импульсов для обращения к деятельности великого норвежского гуманиста.

«Для меня Нансен – особая личность в истории, талантливый человек не в смысле профессии, а множества положительных человеческих качеств, которыми он был наделен, - продолжила художница. - Он пошел против течения своего времени и в царящем в его эпоху мировом зле сумел найти пути гуманизма. Нансен - человек высоко духовный и интеллектуальный, способный, несмотря на большой авторитет в обществе, снять на улице шляпу и собирать деньги для беженцев-армян. Узнав об этом факте его биографии, я была поражена его умению жить во имя других».

Работу над «Квилтом благодарности», как Мони Овсепян называет свое нансеновское полотно, она инициировала во время политических потрясений и мировой нестабильности, которые ознаменовали вступление в ХХI век.

«Каждый раз в такие времена мы наблюдаем, как происходят миграции сотен тысяч людей, что приводит к необратимым переменам в их жизни. Все мы понимаем, что эти потрясения – часть нашей истории, двигатель ее колеса. Но мы, люди мыслящие, не можем абстрагироваться от происходящего настолько, чтобы не реагировать на повороты мировой фортуны, и тем более, не помнить тех людей, которые не согласны с существующим положением дел и отличаются от большинства своим Светом. Таких людей мы называем гуманистами, и одним из них, «несогласных», для меня является Фритьоф Нансен», - говорит Мони.

Полотно «Благодарность сквозь столетие» - выражение признательности Мони Овсепян Нансену, благодаря паспортам которого, утвержденным в 1922 г. на Женевской конференции, удалось спастись от гибели 320 тысячам армян, нашедшим приют в 54 странах мира и тем самым сохранившим свою национальную идентичность. Среди носителей нансеновского паспорта были профессор Григор Памбукчян, писатель Аршак Чобанян, поэт, национальный герой Франции Мисак Манушян, родители известного шансонье Шарля Азнавура, писательницы Антонии Арслан, бизнесмена Эдуардо Эрнекяна и другие, а также такие видные россияне, как Сергей Рахманинов, Иван Бунин, родители Владимира Познера и т.д.

 К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ 4В центре квилтовой картины, имеющей формат 3D и созданной при помощи удачного сочетания таких технологий, как вышивка, аппликация, фотопринт и других, Мони Овсепян поместила шар – символ нашей планеты, похожий на щит, солнце и колесо одновременно. Вокруг расходятся спицы-лучи, символизирующие «Колесо времени». В верхней части слева художница разместила образ корабля Нансена «Фрам», на котором известный ученый, исследователь и океанограф совершал свои экспедиции. Ниже даны принтовые фрагменты с фотографий армянских детей-сирот – жертв Геноцида 1915 г. На картине есть и другие фото-кадры, уносящие зрителя ко временам Геноцида армян, напоминающие о трагедии, до сих пор до конца не признанной международным сообществом, но зафиксированной деятельностью десятков иностранных гуманистов, в том числе и самого Фритьофа Нансена. По всему полотну можно найти и фрагменты нансеновских паспортов как напоминание о великом деянии великого гуманиста.

По словам Мони, изображение детей она снабдила еле заметным растительным орнаментом. «Кажется, если полить водой эту часть «Квилта благодарности», она зацветет, и дети вновь оживут, если же нет, то они зачахнут окончательно», - заметила Мони Овсепян.

На выставке с приветственным словом выступили председатель Совета попечителей Фонда-института Фритьофа Нансена в Армении Феликс Бахчинян, искусствовед Татевик Амбарцумян и другие приглашенные лица. Организаторы выставочного проекта - Культурная ассоциация «Сарер» и мастерская Aureum Tempus. Выставка «Колесо времени» продлится две недели, после чего главное полотно проекта отправится в Норвегию, в город Лисакер, в качестве подарка Мони Овсепян Институту Фритьофа Нансена.

Галерея (14 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «СУВЕРЕНИТЕТ» ПРОВАЛА
      2023-12-05 11:08

      Злая насмешка судьбы в том, что Первую карабахскую борьбу за свободу Арцаха, за его армянское существование выиграло поколение, воспитанное в Советском Союзе, вошедшее в сознательную жизнь при Советском Союзе. А сдало Арцах на уничтожение поколение, воспитанное в независимой Армении, вошедшее в сознательную жизнь во времена независимой Армении. Выиграло войну за справедливость поколение, воспитанное в «тоталитарном» государстве, проиграло поколение, взращенное государством «независимым».

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • В АНКАРУ, В АНКАРУ!
      2023-06-03 10:32

      «В Москву, в Москву, в Москву!» - хотели известные три сестры. И красивых девушек вполне можно было понять. И с точки зрения женской логики. Да и с точки зрения логики вообще.