ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ…
Подошла к своему завершению насыщенная музыкальная осень. Традиционно публике была представлена серия концертных программ с участием всемирно известных солистов и дирижеров. Эти события освещались в "ГА", и нет необходимости повторяться. Оригинальность художественной концепции, взыскательность программ, включающих эталонные трактовки мировых шедевров, высочайший уровень исполнения привлекают не только постоянных посетителей концертных залов, но и совершенно новую публику.
МУЗЫКАЛЬНУЮ АФИШУ ОСЕНИ ЗАВЕРШАЕТ ОДНО ИЗ САМЫХ ОЖИДАЕМЫХ СОБЫТИЙ ГОДА. Вчера, 27 ноября в Армении стартовал новый проект - "Дом солдата", цель которого, по словам организаторов, консолидация армянского народа и его друзей для помощи и поддержки солдат, раненных при защите родины. В течение двух дней сцена Большого зала филармонии будет предоставлена Владимиру Спивакову и руководимому им Национальному филармоническому оркестру России, которые дадут в Ереване два концерта с интересными программами. Все средства от первого концерта будут перечислены на нужды реабилитационного центра "Дом солдата".
И на этот раз, как, впрочем, и всегда, концертный зал будет переполнен. В армянских слушателях неистребимо желание встретиться со своим кумиром. Рост аудитории Спивакова и численно, и по социальному составу, по- видимому, объясняется вовсе не обилием информации и рекламы о нем. Здесь можно предположить причины более глубокие. Спиваков – явление более объемное, чем только музыкальное, а его исполнение шире и глубже, чем просто воспроизведение музыки. Он – тот, "кто руку подал боли". А чуткость ко всему, что составляет окружающий мир, родили в его искусстве сплав, вобравший в себя множество техник и национальных ликов, строгую логику построений и эмоциональную пронзительность исполнения.
Творец в России больше, чем творец. Это факт, не нуждающийся в доказательствах. Когда слепа власть, остается верить художникам. Но истинное послание не там, где мессия мнит себя мессией, закладывая особые смыслы, а когда работа выполняется настолько хорошо, что становится больше, нежели просто работа. Так со Спиваковым.
Сколько раз он выходил на эту сцену, даря нам мгновения чистой радости, словно именно эта сцена ему дороже всего. И неслыханный успех Спивакова и его оркестра у публики, сопутствовавший ему всегда, в какой-то мере, несомненно, обусловлен и нашим восхищением его человечностью и благородством.
Вряд ли надо объяснять, почему в качестве символа, связующего звена между Россией и Арменией, избрано имя Спивакова. Это артист, аккумулировавший в своем творчестве сложнейшие поиски современного исполнительского искусства, один из самых ярких музыкантов современности. Но не только поэтому. В нем мы видим личность, способную все понять, связать частную судьбу со всем мирозданием, дать новые силы и уверенность, сделать каждого сопричастного его искусству одухотвореннее, чище.
Владимира Спивакова надо слушать, видеть, чувствовать. И я убеждена, что своим магическим дарованием он находит дорогу практически к каждому человеку.
Судьба была добра ко мне - она подарила встречу с Владимиром Теодоровичем в самый первый его приезд в Армению. Произошло это благодаря замечательному музыканту, ярчайшей личности Зарэ Саакянцу, отцу его супруги – Сати. Было это сорок с лишним лет назад. В том, самом первом концерте в Армении выступил тогда еще совершенно юный вундеркинд Евгений Кисин, оставив на всех неизгладимое впечатление. Прошло столько лет, а маэстро все еще продолжает открывать таланты, поддерживая их и поощряя. С тех пор выдающийся музыкант неоднократно приезжал к нам и был всегда рядом с нашим народом "и в горе, и в радости". И благодаря сегодня маэстро за все те встречи и праздники, которые он дарил нам, хочется низко поклониться ему за светлый талант, за то, что он есть на свете, за то, что он праздник, который всегда с нами.
28 НОЯБРЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ИМ. А. ХАЧАТУРЯНА ПРОЗВУЧИТ ВТОРОЙ фортепианный концерт Рахманинова, в котором в качестве солиста выступит лауреат международных конкурсов пианист Александр Ключко. Во втором отделении концерта будет исполнена Пятая симфония Чайковского.
Третий концерт маэстро и его коллектива пройдет в Гюмри, городе, в котором он также оставил неизгладимый след. В концертах гостей принимает участие солистка Большого театра России Анна Аглатова.
Наше время – время скоростей и скорочтения, время быстрых мыслей и мгновенных решений, время безостановочное: успеть! Не упустить! Опередить! Прибежать первым. В. Спиваков передвигается в пространстве музыки и мысли, творит в другом временном измерении. Словно в запасе у него вечность.
После гастролей маэстро и его коллектива - будь это "Виртуозы Москвы", или Национальный филармонический оркестр России - в памяти остаются не только исполненные произведения, сама музыка, но и слова, устные выступления маэстро перед публикой во время встреч, которые, к счастью, бывают нередко. Так, например, запомнилось одно его выступление перед студентами Славянского университета. Те, кто был тогда в актовом зале университета, явно могут вспомнить:
"Я думаю, что жизнь человеческая измеряется не годами и даже не часами, а считанными минутами. И вот в Армении, куда я приезжаю, таких счастливых минут очень много. Потому, наверное, я здесь чувствую себя очень хорошо. Я еще хочу сказать, чтобы студенты не чувствовали себя попутчиками времени, что сами должны что-то делать для своей страны… Каждый день нашей жизни – не черновик, который можно переписать. Утро начинается с первой заглавной буквы. Надо об этом помнить и потрясающе учиться.
Мы должны знать, что если в Армении трудно с сырьевой базой, то у нее есть другое, есть потрясающие головы во всех областях – физике, генетике, философии, математике, искусстве, о котором можно и не говорить. Один Мартирос Сарьян сделал для Армении больше, чем целая династия армянских царей. Именно на этом надо делать акцент, потому что, это богатство, которое надо развивать"…
Слова эти звучат сегодня особенно актуально, и как хорошо, что блокнотик мой их сохранил.
29 ноября завершатся короткие гастроли Владимира Спивакова и его блистательного коллектива в Армении, которая, по словам маэстро, давно стала его второй родиной. А раз это так, то мы вправе надеяться на новые и новые встречи.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?