Последние новости

ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ ШУШИ

Издание книги Микаела Согомоняна "Армянский Шуши" приурочено к 100-летию со дня рождения автора. Родился он в 1922 году в селе Каракенд (Мартунинский район НКАО), участник Великой Отечественной войны, учитель, партийный работник. В 1952 году был вынужден переехать с семьей в Ереван, углубился в историю Карабаха, стал кандидатом исторических наук, преподавал в вузах, в т.ч., в ЕГУ. Защитил в Ереване в 1968 году и докторскую диссертацию, однако Москва не утвердила, посчитав ее политически опасной, с элементами национализма.

СОГОМОНЯН - АВТОР 70 НАУЧНЫХ СТАТЕЙ И 5 МОНОГРАФИЙ (2 ИЗ НИХ НЕ ПУБЛИКОВАЛИСЬ). Нынешняя книга издана впервые по рекомендации научного совета факультета востоковедения ЕГУ. В предисловии декан факультета, доктор исторических наук Рубен Мелконян кратко представляет ценный труд, а сын историка, редактор книги Эрнест Согомонян считает, что она - еще одно неопровержимое доказательство национальной принадлежности города, в котором армяне жили веками и еще вернутся туда же.

В книге 9 глав, охватывающих исторический период от основания города-крепости Шуши в начале XVIII века на месте одноименного древнего армянского села до первой половины XX века, когда входящий в состав НКАО город был фактически под контролем азербайджанцев. М. Согомонян скончался в 1989 году, а точку в рукописи поставил еще в 1977-м, поэтому просто не имел возможности представить многие события. В книге большое количество материалов из разных архивов, ссылки на труды армянских и зарубежных историков, в том числе азербайджанских. Один источник стоит привести полностью: "История Азербайджана в 3-х томах, под ред. И. Гусейнова и др. Том 1 (с древнейших времен до присоединения Азербайджана к России), 1958 г.

Впечатляет, ничего не скажешь. Трудились не покладая рук вчерашние кавказские татары. Центр благосклонно взирал на сочинение "древнейшей" истории Азербайджана, а докторскую диссертацию М. Согомоняна зарезал за "национализм".

"Националист" Микаел Степанович, оперируя неоспоримыми историческими фактами, рассказывает прежде всего о роли Шуши в защите Карабаха. У стен крепости произошло в XVIII веке много сражений. Персы натыкались на ожесточенное сопротивление карабахских меликов. Персидский шах Ага Мухаммед-хан не смог взять город в 1795 году, двинулся дальше, захватил Тифлис, но через 2 года все же сумел войти в Шуши, где и стал там жертвой дворцовых заговоров - обезглавили. Историк приводит множество интересных деталей осады Шуши Аббас-Мирзой в 1826 году, описывает героизм армян, которые вместе с российским гарнизоном под руководством Реута отстояли город. Подоспел на помощь генерал Мадатов, взявший до этого Елизаветполь (Гандзак).

Кроме описания военных действий, в книге уделено много места развитию торговли, ремесел, промышленности Шуши. Школы, библиотеки, типографии, театр, газеты, журналы - все это было в городе, ставшем крупным культурным центром Закавказья. Типография в Шуши основана в 1827 году, в Ереване появилась в 1875-м.

ОТМЕТИМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, ЧТО ЕСЛИ В БАКУ В 1862-1863 гг. проживало 14897 человек, то в Шуши было 13659. Из других данных приведем цифры за 1897 год. Количество горожан - 33252, 20584 из них - армяне. А вот данные о библиотеке-читальне. В 1897 году 85% абонентов являлись армянами, 8% - русскими, 4% - мусульманами (азербайджанцев с их "древнейшей" историей тогда еще не было).

Общественно-политическая жизнь, деятельность АРФД и других партий, распространение марксистских идей - это уже реалии конца XIX - начала XX века. Согомонян освещает протестную реакцию шушинцев на антиармянский царский закон о конфискации земель и доходного имущества ААЦ. Этот документ, принятый 12 июня 1903 года, был направлен против всего народа, его национальной самобытности и культуры, против школ, большинство которых содержалось на средства церкви. Полиция и казаки арестовали активистов демонстраций, в ходе акций в Шуши был убит 12-летний ученик Реального училища, в ответ выстрелами из толпы уложили 4-х казаков. Протестующих жестоко разогнали. В Шуши, Елизаветполе, Нухе ситуация крайне обострилась, многих упекли в тюрьмы (в Шуши - 129 человек). Самодержавие подавило сопротивление армян, развернувшееся во многих городах и селах Закавказья. Убивали безоружных крестьян, защищавших церкви. Позже царизм все-таки отменил закон 1 августа 1905 года и вернул имущество церкви. Только вот все ли вернули, известно одному Господу.

В книге отслеживаются события в Шуши после Февральской и Октябрьской революций 1917 года, резня армян мусаватистами в конце марта 1920 года. В письмах мусульман (взятых из архивов) изверги похваляются друг перед другом скольких армян зарезали, сколько домов сожгли. Грузинская газета на фоне трагедии тогда писала: "На Кавказе был один бриллиант. Турки его разрушили".

Ну а через месяц, 28 апреля 1920 года, кавказские татары единодушно поклялись в верности Москве и Советской власти и остались безнаказанными.

...Листая страницы книги, убеждаешься, что мы очень мало знаем об истории Шуши, этого крупнейшего армянского города. При населении порядка 30 тысяч к 1917 году он играл важнейшую роль в армянской культурной жизни после Тифлиса и Баку. Доказательств тому много не только в книге Микаела Согомоняна. Покажите мне город во всей   Стране Советов, который при таком мизерном количестве населения дал столько лауреатов Ленинской премии (все армяне), сколько Шуши. Не найдете.

Рубен Мелконян в предисловии выделяет мысль автора: "Шуши - это Ани Арцаха". И надеется, что город освободится из плена, как это уже бывало.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЛЕД ХУДОЖНИКА ШАНТА АВЕДИСЯНА В ЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
      2024-04-18 10:35

      Сын армянских беженцев Шант Аведисян родился в Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина "Читательский уголок", владельцем которого был Джордж Микаелян, один из основателей комитета "Друзья армянской культуры". Это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе Шанта. Он дружил с четырьмя сыновями Джорджа, делал с ними первые шаги в живописи. Их учительницей в студии была Нора Азадян, помогавшая юноше организовать первые выставки.

    • ДВА СЕРГЕЯ, И ОБА ТЕРЯНЫ
      2024-04-12 09:35

      У армян принято называть новорожденных по имени известного в роду человека. Ну а о ком именно идет речь, можно разобраться по отчеству и дате рождения. Два Сергея Теряна родились в селе Бананц (Гардман) в разное время. Оттуда же корнями Татьяна Минасян - автор ряда публикаций в "ГА". Из ее рассказов сложились образы этих незаурядных личностей.

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ДВЕ КАРТЫ ОТ ОДНОГО "КАРТОГРАФА"
      2024-04-05 10:13

      Похоже, вы забыли про свой замечательный паспорт, многоуважаемые граждане Армении. Он называется "Паспортом гордого гражданина Республики Армения", был напечатан тиражом в 500 тысяч экземпляров и призывал граждан сказать "да" на референдуме по изменению Конституции в части, касающейся Конституционного суда РА. Референдум был назначен на 5 апреля 2020 года. Что было дальше помните, гордые мои?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ