МЕСЯЦ В САЛЕРНО
Начавшаяся несколько лет назад история, описав круг, вернулась на исходную точку, чтобы начать новое движение на новом уровне. Когда-то история творческой дружбы нашего Маленького театра при Центре эстетического воспитания с итальянскими коллегами, уже принесшая немало плодов, началась именно со спектакля Ваана БАДАЛЯНА "Записки сумасшедшего". А уже сегодня на афишах и в буклетах флорентийского Teatro Cantiere Florida стоит анонс: "19-20 апреля на сцене театра состоится показ спектакля "Записки сумасшедшего" ереванского Маленького театра".
Между прочим, билеты уже почти все зарезервированы, и театралы прекрасной Флоренции ждут встречи с ереванским театром с нетерпением. И это вовсе не результат правильной рекламной политики. За последние три года спектакль "Седьмое чувство", поставленный Вааном Бадаляном по "Книге скорбных песнопений" Григора Нарекаци при участии артистов итальянской труппы Versiliadanza, выдержал не один показ в семи городах Италии и принес молодому режиссеру, а с ним и армянскому театру заслуженную славу. Сам режиссер буквально на днях вернулся из Салерно, куда в качестве grande regia dal Armenia - большого режиссера из Армении - был приглашен преподавать.
"Полгода назад, после показа спектакля "Седьмое чувство", я получил приглашение из театральной школы Салерно поработать в качестве преподавателя с их выпускным курсом, - рассказывает Ваан Бадалян. - Это трехлетний курс обучения, который предполагает своих постоянных преподавателей, но по ходу процесса они приглашают известных и интересных, на их взгляд, режиссеров со всего мира читать курс. Я провел в Салерно месяц, каждый день мы работали по четыре часа в день. Студенты этой школы – люди вполне сложившиеся, лет под тридцать. Это были и лекции, и ворк-шопы – упражнения, репетиции. Перед отъездом у меня были большие опасения – не очень представлял, с каким контингентом предстоит работать. Все-таки преподавать – дело очень ответственное. Но все прошло просто прекрасно – и для них, и для меня. Результатом были довольны все – и организаторы, и курс. Теперь вот получаю полные бурных итальянских эмоций письма… За месяц нашего общения старался познакомить их с той методологией, по которой я работаю со своими маленькими и молодыми актерами. За столько лет работы с детьми в нашем театре выработалась какая-то техника, дающая интересные результаты. Еще - конечно, в рамках собственных представлений - я попытался по мере возможности познакомить их с какими-то направлениями современного театра – специально повез записи спектаклей, наиболее явно отражающие современные тенденции. Нам действительно было интересно друг с другом. Я по-настоящему чувствовал себя счастливым – такое состояние гармонии, когда ты видишь, что иностранец тоже вовлекается в процесс, который так волнует тебя. Говорить о великой итальянской культуре – банальность, но в эту поездку я открыл для себя блистательных итальянских актеров – не только современных, но и их мастеров сцены, гремевших на всю Европу, о которых нам ничего не известно. Ну и, естественно, по мере сил старался представить им Армению. Так что теперь они все хотят приехать в Ереван, побывать в нашем театре".
По ходу работы с итальянскими студентами родился не только творческий контакт и взаимная симпатия, но и спектакль, который планировался как дипломный, а показан был неоднократно – "по многочисленным заявкам".
"На этот спектакль - "Сон ночного фонаря" - меня вдохновило стихотворение немецкого поэта Борхарда, которое все – из сегодняшних ритмов жизни, так отдаляющих друг от друга людей. На поклоне последнего показа у всех актеров в глазах стояли слезы. Честно говоря, я сам себе удивился: даже не представлял, что это окажется для меня так важно – увидеть вот такие глаза людей, с которыми работал. У меня родилось большое желание привезти сюда этих замечательных молодых актеров, с которыми мы сразу поняли друг друга, и сделать совместный проект. Тем более что еще в ноябре прошлого года здесь, в нашем Маленьком театре, я провел 12 занятий с нашими выпускниками театрального института. И старшая группа нашей студии – это уже не дети, им по 20 – 22 года, и у них уже большая база и желание совсем иных спектаклей. В последние годы у меня все сильнее возникает стремление собрать команду из молодых актеров, чтобы в нашем театре иметь возможность чаще осуществлять серьезные, недетские проекты. Это, конечно, очень сложно, ведь Маленький театр – это учебный центр для детей, актерских штатов у нас не предусмотрено. Но мы и не ждем, чтобы кто-то что-то преподнес нам все на блюдечке с голубой каемочкой. Надо просто взяться и делать. Так что к осени, надеюсь, удастся пригласить итальянских актеров на совместный проект. Итальянская сторона уже изъявила готовность взять на себя часть расходов. Теперь надо искать финансирование здесь и тогда уже определиться, каким этот проект будет по своему масштабу. Исходя из этого, выбирать материал. Идей множество", - говорит молодой режиссер.
Словом, армяно-итальянское театральное сотрудничество цветет буйным красочным цветом, суля перспективы и обещая очередной успех "Записок сумасшедшего" во Флоренции. Но есть еще перспективы армяно-французские… Театральная земля полнится слухами, что в ближайшие год-полтора на сцене Национального академического театра им. Сундукяна планируется осуществить два совместных проекта, продюсером которых выступит компания "Шарм". Один – спектакль по поэме Туманяна "Ануш", для которого Серж Аветикян, потенциальный постановщик, собирает актеров-армян по всему миру. Второй – масштабное действо "Саят-Нова", посвященное 300-летию великого ашуга. Ваану Бадаляну предстоит быть режиссером, а труппе Национального театра в связи с таким громадьем планов – отправляться "на зимние квартиры". Мнения по поводу "правомочности" подобных проектов разделились, и неудивительно, что публику лихорадит.
"Честно говоря, по сей день ничего определенного и окончательного по этому поводу мне не известно, - комментирует Ваан Бадалян. - Мне как режиссеру было предложение от компании "Шарм" делать такой спектакль, который предполагает музыкальную форму. Но ничего конкретного, даже на уровне работы над сценарием, за этим не последовало. Ни о каких сроках вопрос тоже не стоял – как бы рассматривалась сама возможность такой постановки, где все должно только начаться".
Так что пока молодой режиссер репетирует Гоголя и готовится к очередным гастролям Маленького театра. Пожелаем ему очередного большого успеха.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...