ДЕТСКИЕ КАРТИНЫ В ДУХЕ ПИКАССО И КЛЕЕ
Знаменитый испанский художник Пабло Пикассо как-то заметил: «Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Что имел в виду этот эпатажный мастер кисти, пытаясь вернуться к истокам, сбросив с себя груз прожитых в искусстве лет?
ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС ДАЛИ ЮНЫЕ АРМЯНСКИЕ ХУДОЖНИЦЫ Нане Асцатрян из Шуши и Сатеник Арзуманян из Еревана, совместная выставка работ которых открылась 27 марта в фойе Ереванского государственного кукольного театра им.Ов.Туманяна. Выставка по-своему уникальна и построена вокруг концепции создания истинного искусства, рожденного без воздействия академизма и образовательных клише. Девочки, не имея художественного образования, рисуют, создавая непринужденную живопись и умело лавируя в мире красок. И если созданные на бумаге рисунки 7-летней Сатеник еще отдают детской наивностью, то работы на холсте 12-летней Нане ни в чем не уступают картинам зрелых художников.
Более того, некоторые работы Нане практически на 90% повторяют картины Пауля Клее, Пабло Пикассо, Василия Кандинского и других именитых мастеров кисти, однажды отказавшихся от классического живописания в угоду кубизму, абстракционизму или детскому авангардизму. Если учесть, что девочка не видела многих работ великих предшественников, но сумела в юном возрасте повторить их на уровне интуиции и создать неосознанное искусство в их духе, то можно с уверенностью сказать: Нане Асцатрян доказала, что гениальные художники смогли преодолеть рамки академизма и научились на пике своего творчества рисовать, как дети, – искренне и непринужденно.
Уроженка города Шуши Нане Асцатрян переехала с семьей в Ереван после оккупации родного города в результате Арцахской войны 2020 года. Однако жизнь, повернувшаяся на 180 градусов, не дала угаснуть в ней искре к рисованию. Нане продолжила писать картины, выплескивая в них все, что накопилось за годы после войны, и что дало ростки новым чувствам в ее хрупкой душе. Рисовать же Нане начала с совсем раннего детства, как и все дети, но в отличие от «всех», она не только умела проникать вглубь явлений, видеть в привычных вещах их глубинную суть, но и тонко чувствовала цветовую гамму всего, что ее окружало. Отец Нане, основатель Шушинского музея ковров Вардан Асцатрян вспоминает, как водил 2-летнюю дочурку в свой музей и замечал нечто необычное. Нане за считанные минуты выбирала самый красочный ковер, тут же ложилась на него и начинала хохотать, поддавшись ощущению счастья и вступая в некое действо, игру с содержанием ковровых рисунков.
«ОНА СЛОВНО НАХОДИЛА В УЗОРАХ И КРАСКАХ ПОЛЮБИВШИХСЯ КОВРОВ СВОЙ МИР, родные образы с их неповторимыми цветами и ощущала себя их неразрывной частью. Уже тогда я стал замечать, что в душе Нане живет искусство, однако всерьез отнесся к этому только через пару лет, когда однажды она нарисовала не совсем детскую картину, - рассказал на открытии выставки Вардан Асцатрян. – Я поделился этим с другом, художником Робертом Абрамяном, который посоветовал попросить Нане повторить рисунок. «Если она сможет повторить то, что уже однажды нарисовала, значит у нее действительно есть талант к живописи», – сказал мне Роберт. Нане не просто повторила работу, а создала несколько подобных, причем каждый рисунок получался лучше предыдущего. Я решил поддержать в дочери дарование и начал создавать ей условия для рисования: покупал холсты, краски, кисти, не вмешивался в ее общение c искусством, а, наоборот, предоставлял ей полную свободу».
Вардан Асцатрян решил не определять юную Нане в художественную школу, во всяком случае, до более зрелого возраста. Знаток и коллекционер живописи, он постоянно изучал историю искусства и обнаружил интересный факт: многие именитые художники не посещали школ рисования вплоть до 14-15 лет, что позволило им на протяжении всего творчества не терять былой свободы и, наоборот, создавать свободную авторскую живопись на базе академических знаний.
«Однажды, прочтя слова Пикассо, я понял, что на верном пути и позволил Нане рисовать непринужденно, не ограничиваясь рамками художественного образования», - признался Вардан Асцатрян.
Нане рисует не каждый день, а когда ее посещает муза. В этот момент, по признанию родителей, она становится серьезной, замолкает, вмиг создает для себя живописный уголок и начинает творить. Что интересно, девочка рисует не на мольберте, а разместив холст на полу, столе или коленках – на горизонтальной поверхности, словно следуя наказу именитого американского художника Джексона Поллока, который любил повторять: картина должна сопротивляться художнику, то есть иметь твердую опору.
У Нане нет жанровых предпочтений, в ее живописном арсенале можно обнаружить картины-подражания работам абстракционистов, кубистов, экспрессионистов и мастеров других направлений. Главное для юной художницы - умение объективно видеть содержание, не придавая особого значения форме, рисовать, следуя интуиции и чувственному наитию, а не канонам, в которых художники творили еще две сотни лет назад. И, конечно, бесподобное чувство цвета и способность играть оттенками, позволяя одному проникнуть в другой и при этом не растворяться друг в друге. Вероятно, это и привлекает поклонников творчества Нане Асцатрян, которая в свои 12 лет уже продала порядка 10 своих полотен. На выставке в кукольном театре выставлены картины Нане, созданные в возрасте от 7 до 12 лет.
ВТОРАЯ УЧАСТНИЦА ПРОЕКТА, САТЕНИК АРЗУМАНЯН, ТАКЖЕ рисует с раннего детства, создавая детские композиции, натюрморты, просто тематические рисунки и также умело орудуя красками. Любимый вид рисования для Сатеник – это изображение собственного настроения, которое бывает разным.
«Нынешняя выставка – пилотный проект, концепция которого построена по принципу сравнения картин детей с работами именитых живописцев и доказательства того, что великие мастера, дойдя в своем творчестве до некоей точки, решили вернуться к истокам и показать, что лучшее и искреннее искусство – это непосредственное, неосознанное творчество, лежащее в основе детского подхода к рисованию. Наши же дети, Нане и Сатеник доказали правоту их мировоззрения на деле, в своих картинах. Подобная концепция нова для мира живописи, и я уверен, будет иметь дальнейшее развитие», - сказал на открытии экспозиции Вардан Асцатрян.
Добавим, что выставка продлится всего 5 дней – до конца марта, и ждет посетителей.
-
Артур ,искусствовед 30-Мар-2023мастера живописи могут рисовать как дети, но это не значит, что дети рисуют как мастераОтветить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.