НА РУБЕЖЕ ЭПОХ С ЭДУАРДОМ ПАШИНЯНОМ
«Есть люди, встреча с которыми превращается в праздник и остается с тобой навсегда. Это особенный дар тех, кто сам пережил немало – войну, горечь потери, но сумел сохранить внутреннюю доброту, теплоту и любовь к ближнему. Таким был Эдуард Пашинян. Мне посчастливилось быть его учеником, а позже – коллегой...».
«Очень важно в начале пути встретить настоящего педагога, которого будешь уважать, любить, ценить. Мне, как и всем студентам Пашиняна, в этом отношении повезло. У Эдуарда Рубеновича было редкое умение совмещать строгость и доброжелательность. Это заставляло нас быть более ответственными».
«ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА, КОРИФЕЙ АРМЯНСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ – той его части, которая относится к фундаментальным основам музыкальной теоретической науки. Его вклад в музыкальную теорию, и не только относящуюся к национальному искусству, неоценим. Созданные им учебники полифонии и гармонии являются образцами учебных пособий для высшей школы музыки самого высокого достоинства...»
Эти мнения, высказанные известными композиторами Мартином Вардазаряном, Арамом Сатяном, Михаилом Кокжаевым – лишь часть прекрасных воспоминаний коллег и учеников Эдуарда Пашиняна. Видный армянский музыковед, педагог и композитор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР, профессор Эдуард Рубенович прожил в музыке больше полувека и подарил миру не только прекрасных музыкантов, но и значимое наследие в области музыкальной теории.
Разработанный им учебник «Гармония», изданный в двух частях в 1960 г., до сих пор остается единственным авторским учебником по данному предмету, написанным на армянском языке, а его научно-методические труды, вылившиеся в учебник «Полифония», изданный в 1998 г. усилиями и при личном финансировании архиепископа Шаге Ачемяна, являются самыми востребованными у теоретиков музыки, педагогов и студентов. Эдуард Рубенович также является создателем теории универсальной суперладовой тональной системы в музыке, автором научных трудов по теории музыки, сочинений для хора, фортепианных и инструментальных пьес.
Совсем скоро исполнится 100 лет со дня рождения Эдуарда Пашиняна. Появившись на свет 24 апреля 1923 г., он с детства не ощущал праздника в этот трагический для всего армянского народа день. Быть может, такая причастность к общенациональной трагедии и выковала в нем человека, посвятившего себя общенародной цели – развитию музыкального искусства в Армении. Эдуард Пашинян родился и вырос в Кировакане (ныне Ванадзор) и с детства проявил талант к музыке, мечтал стать пианистом. Уроки фортепиано не прошли бесследно: юный Эдуард справлялся со сложными произведениями, но стремился к лучшим результатам, надеясь однажды выйти на большую сцену и подарить публике великолепную музыку Баха, Моцарта, Шопена, Брамса и других композиторов в собственном исполнении.
НО ЖИЗНЬ РАСПОРЯДИЛАСЬ ИНАЧЕ. НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. На фронт отправлялись практически все совершеннолетние мужчины. К началу войны Эдуарду Пашиняну уже исполнилось 18 лет, и он оказался в первых рядах призывников. Воюя в составе знаменитой Таманской дивизии, он, не колеблясь, исполнял свой долг гражданина, воина, патриота, и лишь в редкие минуты передышки обращался мыслями к Баху, Моцарту, Шопену, мечтая вновь сесть за рояль. Однако судьба опять преподнесла ему неудачный сюрприз: после тяжелого ранения под Севастополем в руку и бок молодой Эдуард оказался в госпитале, на операционном столе. Будущему пианисту грозила ампутация, и пришлось буквально умолять врачей сохранить руку, а с ней и свое будущее в музыке.
«Помню, дед рассказывал, что, очнувшись после операции, он первым делом потянулся правой рукой к левой, боясь обнаружить ее отсутствие, как вдруг ощутил прикосновение к пальцам. Свершилось чудо: хирург сделал все, чтобы спасти руку, а с ней и будущее молодого бойца Пашиняна, - рассказывает внук Эдуарда Рубеновича, писатель и журналист Рубен Пашинян. – Этот день – 9 мая 1944 года стал для моего деда вторым днем рождения, который он отмечал как истинный праздник, а после Первой Карабахской войны праздновал наряду с нашим национальным Ератоном».
Рука была спасена, но играть, как прежде, Пашинян уже не мог. Не сдаваясь, он придумал и разработал необычную конструкцию – нечто наподобие перчатки, которая позволяла ему играть левой рукой. Это позволило ему подать дела в Ереванскую государственную консерваторию и в 1946 г. поступить на теоретико-композиторский факультет, изучать гармонию, полифонию, композицию. Однако вскоре он принял неожиданное решение – уйти из консерватории. Это были годы «борьбы с формализмом», и группа музыковедов-консерваторцев решила бойкотировать кампанию Политбюро СССР «за чистоту рядов в культуре». Среди опальных композиторов оказался и Арам Хачатурян, в поддержку которого и выступили консерваторцы.
Будучи ветераном войны, Эдуард Пашинян имел льготы в сфере образования и подал заявления на обучение в вузах сразу по трем разным специальностям - медицина, радиотехника, философия, но в итоге выбрал медицину, получил специальность офтальмолога и параллельно занимался музыкой, писал научные музыковедческие статьи, а с 3 курса начал работу над «Гармонией». Как только борьба «за чистоту рядов» в музыке прекратилась, Эдуард Рубенович окончательно вернулся в музыку. С 1951 г. он преподавал в музыкальном училище им.Р.Меликяна, в 1961 г. стал старшим преподавателем Ереванской консерватории, где в 1971 г. получил звание доцента.
«Эдвард Мирзоян часто советовал моему деду работать над получением докторской степени, на что тот отвечал: «У меня нет времени, я учу детей», - вспоминает Рубен Пашинян. - Но в итоге Эдуард Пашинян стал сразу профессором, в обход докторской степени. Случилось это после того, как он разработал суперладовую тональную систему в армянской музыке, которая впоследствии была высоко оценена в Москве. Кандидат искусствоведения Эдуард Пашинян был удостоен звания профессора Ереванской государственной консерватории. Вскоре он также получил звание Заслуженный деятель искусств Армении.
По словам Рубена Пашиняна, Эдуард Рубенович сник после смерти жены Седы – дочери режиссера, народного артиста Армянской ССР, основателя Ереванского ТЮЗа Тиграна Шамирханяна. Он стал неразговорчивым, погрузился в себя. Но стоило ему перешагнуть порог консерваторского класса, как он преображался, увидев студентов, начинал говорить о музыке. Из класса Пашиняна вышел цвет армянского музыкального искусства: Константин Петросян, Светлана Навасардян, Лусине Закарян, Роберт Амирханян, Армен Ананян, Арам Сатян, Рузанна Степанян, Арташес Карталян, Давид Азарян, Артур Сатян и другие, многие из них получили признание и за рубежом.
Сегодня в музыкальном училище им.Романоса Меликяна, у входа в класс, где работал Эдуард Пашинян, висит мемориальная табличка. В сентябре Союз композиторов Армении и НАН РА планируют провести научную конференцию, посвященную этому выдающемуся ученому, педагогу, композитору. В память о нем внук Рубен снял фильм «Сынок, а где Евфрат?», начинающийся с паспортного дня рождения Эдуарда Пашиняна – 24 апреля. Стоило бы в связи с юбилеем переиздать его учебник по гармонии, который сохранился в небольшом количестве потрепанных экземпляров, был также растиражирован и учебник по полифонии. Ведь это не просто ценные книги по теории музыки, а важные пособия для подготовки нового поколения армянских музыкантов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.