«НЕБЛАГОДАРНЫЙ АРМЯНСКИЙ ЭЛЕМЕНТ»
К 108-й годовщине Геноцида армян 1915 года
В начале XX столетия на просторах Османской империи "армянский элемент" (по турецкой терминологии) был безжалостно выкорчеван, растерзан и изгнан... Скорбные толпы беженцев разбрелись по миру в поисках жизни, добра и света. Россия была одной из тех стран, где армяне вдохнули полной грудью, расправили крылья, обрели покой и светлое будущее...
Журнал "Армяне и Война", издававшийся в годы Первой мировой войны в Одессе, в 1916 г. писал: "Народ-мученик принес на алтарь всепожирающей войны большие, очень большие жертвы, своей кровью покупая себе право на дальнейшее свободное существование. Эти колоссальные жертвы армянского народа оценены всем цивилизованным миром, и сочувствие всех наших союзников окрыляет армянский народ надеждой, что за этими мрачными днями суровой войны для армян восходит заря новой жизни. И безропотно готов армянский народ испить до дна чашу с ядом смерти, не отступая ни на шаг пред своим национальным идеалом с твердой надеждой в душе на грядущее возрождение".
МЛАДОТУРЕЦКАЯ ВЕРХУШКА ВСЯЧЕСКИ СТАРАЛАСЬ УМОЛЧАТЬ И СКРЫТЬ от мировой общественности кровавые преступления против беззащитного и мирного армянского населения собственной же страны. Зачастую это удавалось. Более того, она пыталась доказать обратное: оказывается, необузданные армяне уничтожали в своих неприступных горах и ущельях мирных, безобидных турок...
В итоге в разгар мировой войны, когда уже Западная Армения фактически была очищена от армян, появилась изданная турецким правительством в 1916 г. так называемая "Белая книга", где наряду с весьма невнятным признанием (впервые!) фактов "насилий и злоупотреблений по отношению к армянам со стороны турецких военных и гражданских властей, вызванных войной", утверждается, что "армянский элемент" (у турок язык не поворачивается признать существование армянского народа) в Турции "как до конституции, так и после конституции" находился всегда даже в "привилегированном" положении по сравнению с другими подданными Порты.
"Армяне все время были в фаворе у императорского правительства, которое оказывало им благожелательное доверие, и поэтому большинство из них занимали важные посты в стране", – заявляет "Белая книга". Более того, "армянский элемент, которому непрестанно оказывалось совершенно особенное благожелательное покровительство со стороны императорского правительства, получил такие концессии и привилегии, какие никогда не давались ни одной из других народностей какого бы то ни было государства". И этот счастливый, облагодетельствованный "армянский элемент" почему-то взывал к совести цивилизованных народов, а иногда, перед еще не застывшими трупами своих соотечественников, пытался снискать себе покровительство у тех или иных государств. По мнению младотурок, армяне это делали потому, что не способны были "оценить благ правосудия и благосостояния", которыми они пользовались, но, напротив, не преминули воспользоваться случаем, чтобы "создать препятствия и затруднения внутреннему и внешнему положению Турции". Всему виной, оказывается, закрепившиеся у армян "старые привычки" – "способствовать ослаблению и падению империи". Младотурки подтверждают это аданскими событиями, балканской войной, ванским восстанием 1915 г. и т.д.
МЛАДОТУРЕЦКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СИЛИТСЯ ДОКАЗАТЬ, ЧТО АРМЯНЕ СТРЕМИЛИСЬ "на развалинах империи создать независимую Армению", изобличает армян в их "давнишних сепаратистских стремлениях" и тяге к России. А бедствия армян, мол, есть результат увлечения нарисованными перед их глазами перспективами независимой Армении. И тронутые этими бедствиями "армянского элемента", Энвер и Талаат как будто готовы всплакнуть, заявляя: "И не чем иным, как мечтою достигнуть своего национального идеала, были брошены несчастные армяне в эту гигантскую борьбу".
Армянское общество с возмущением восприняло появление столь циничного "документа", пытающегося представить цивилизованной Европе новую, "образованную" Турцию, пекущуюся о благе подвластных ей народов.
Известный общественный деятель, новонахичеванский депутат, филолог и публицист, юрист Григор ЧАЛХУШЬЯН (1861–1939), автор нескольких трудов, прекрасно знавший положение армян в Турции по тем массам беженцев, что хлынули на юг России, в частности на его родину, в Нор-Нахичеван и Ростов-на-Дону, поднял вопрос об издании армянской "Красной книги". В 1916 г. он писал: «Армянам необходимо на "Белую книгу" турок, представляющую циничное искажение фактов, ответить изданием "Красной книги", которая дала бы все неопровержимые доказательства турецких зверств... Священный долг армян – представить перед всем миром всю чудовищную картину невероятных преступлений турецкого правительства...».
"Красная книга" Григора Чалхушьяна вышла в свет в 1919 г. в Ростове-на-Дону, представив всю картину великой армянской трагедии, – положение армянского народа под турецким игом, возникновение Армянского вопроса, Геноцид 1915 года, взгляды автора на решение армянских проблем в послевоенном мире. Работу свою армянский публицист посвятил Гладстону: "Незабвенной памяти великого сына Великой Англии Вильяма Эварта Гладстона благоговейно посвящает свой скромный труд автор, сын маленького, исстрадавшегося народа, который, вот уже свыше двадцати лет подымаясь на свою Голгофу, ни разу не терял глубокой веры ни в свое возрождение, ни в человечество и культуру". А эпиграфом стало высказывание Вудро Вильсона: "Армения должна получить то, на что она имеет историческое право. Она имеет больше прав на жизнь, чем Турция...".
Чалхушьян приводит аргумент турецких государственных чиновников: "Армяне сами виноваты, что их вырезали, истребили». Они, мол, представляли государственную опасность, так как слишком сочувствовали русским, англичанам и французам. Надо было их выселить в глубь страны. Произошли "прискорбные излишества". "Некоторые чиновники" допустили "эксцессы"... А в результате... "Сотни тысяч умученных, удушенных, расстрелянных, повешенных, – негодуя пишет Чалхушьян. – Белые рабы, которых продают и выкупают по... лире за душу. Одичалые дети, отучившиеся выражать словами мысли и рвущие на проезжих дорогах руками и зубами сырое мясо падали. Сотни тысяч изнасилованных, замученных, обращенных в ислам, томящихся в гаремах девушек и женщин... Села, деревни, пашни сожженные... храмы оскверненные... святыни поруганные. Все это называется... "прискорбными излишествами" "некоторых чиновников", а не стройной германо-турецкой системой поголовного истребления армянского народа...
Новонахичеванский депутат уверен, что его правдивое слово "как горячий сургуч, жжет чуткие сердца благородных людей и расскажет им о всех несправедливостях, ужасах, зверствах, жертвой которых стал исторический маленький народ, всегда глядевший на культурный Запад и всегда стоявший на аванпосте цивилизации на Востоке, веками истекая кровью, но всегда верный идеалам христианской морали и культуры, разносил всюду с собою их семена"...
О СЕРЬЕЗНОСТИ ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННОЙ ГРИГОРОМ ЧАЛХУШЬЯНОМ ПЕРЕД СОБОЙ, и емком, многоаспектном содержании "Красной книги" красноречиво говорят заголовки: "Накануне Первой мировой войны", "В Закавказье мы не имеем друзей", "Роль армян в мировой войне", "Армянские ужасы", "Беженцы и сироты", "Тяжелые дни огорчений и искушений", "Революция и Брест-Литовский договор", главы о взаимоотношениях и проблемах закавказских народов – армян, грузин, татар (азербайджанцев), курдов и др. События, факты, люди, имена, судьбы...
Автор подробнейшим образом представляет и анализирует ход событий, о чем свидетельствует содержание глав: доказательства исторической верности России; Первая мировая война, надежды армян, их воодушевление, организация добровольческих отрядов, характеристика добровольческого движения и его героев; зверства турок и курдов при попустительстве Германии; система турецких зверств; клеветническая пропаганда против армян, подкуп прессы, проблемы беженцев и сирот; отношение российского общества и правительства к армянам; позиция Чалхушьяна в отношении революции в России и к Брест-Литовскому договору; вероломство соседних закавказских народов в отношении независимой Республики Армения, ее изоляция в регионе; бакинские события 1918 года; армяно-грузинский конфликт и др.
Спектр охваченных проблем широк, не обойден автором книги ни один из болезненных вопросов новейшей истории армянского народа. Начиная свой труд с прискорбных событий 1894-1895 гг. (Сасунская резня, избиение в шести армянских вилайетах), "озаботивших" и "всполошивших" (но, увы, не более...) Западную Европу, Чалхушьян констатирует печальную реальность: "Армяне были предоставлены самим себе"... Конституционный строй, введенный в Турции в 1908 г., вселил в сердца армян надежду на улучшение их положения в империи. Но Аданская резня и последующие события окончательно убедили, что "при всяком турецком режиме, без действительного покровительства сильной христианской державы, жизнь, честь и имущество армянского населения останутся не гарантированными от насилия, и армяне будут считаться бесправными и вне защиты закона", – подчеркивает автор. Этой сильной христианской державой он видит великую Россию. Вместе с тем Чалхушьян не мог не отметить и следующего крайне прискорбного для армян факта: "После каждой русско-турецкой войны армяне оказывались обманутыми в своих ожиданиях и чаяниях. Раздавались уже предостерегающие голоса, которые, как это ни странно, раздавались из консервативных кругов, о двойственности политики России, которой верить нельзя. Есть печатные труды, доказывающие, что со времени Петра Великого каждый раз армяне оказывались после войны у разбитого корыта и отвечали кровью за свои мечты и ожидания"...
ОДНАКО ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ВНОВЬ ВОЗРОДИЛА АРМЯНСКИЕ НАДЕЖДЫ на избавление от мусульманского ига. Воодушевление, охватившее армянское общество, было велико. "...Боже мой, какой детский, громадный, непонятный сразу по своим размерам и полету энтузиазм овладел всем армянским народом! – пишет Чалхушьян. – Он был равен по силе той безграничной печали, которая вскоре уже сковала наши сердца, умы и мысли; так высота волн часто служит мерилом глубин бездны...". Во весь свой злополучный рост встал Армянский вопрос. Пошли записи добровольцев-армян из Америки, Англии, Франции, Болгарии, Румынии, из разных углов России... Они распродавали свое имущество, пишет публицист, бросали ремесла, торговлю, дела, покупали необходимое снаряжение и спешили в сборный пункт в Тифлис. "Я провожал этих молодых, здоровых, жизнерадостных людей тысячами. Они пели наш марш "Мер Айреник" («Наша Родина») и радостно шли, словно на званый праздник", – констатирует Чалхушьян и замечает, что помимо этих добровольцев сотни тысяч армян сражались в регулярных войсках наравне с другими подданными Российской империи.
Казалось, заря наступила. Казалось, рассвет так близок... Позиция армян раз навсегда была намечена, предопределена. Не было места для каких-либо сомнений. Вместе с тем создавалось особое братское единение между армянами и русскими.
В эти сложные, но в то же время воодушевляющие дни организуются 7 армянских добровольческих отрядов, во главе которых встают легендарные личности – Андраник, Дро, Амазасп, Кери и др. Чалхушьян подчеркивает в своей работе: "Превосходное знание театра военных действий, знание языков турецкого, татарского и курдских наречий; вековая вражда и озлобление против турок и курдов в связи с мечтами и чаяниями, окрылявшими всех, – все это делало армян-добровольцев весьма ценным фактором на турецком фронте военных действий. Они были всегда в первых рядах при наступлениях и в последних рядах при отступлениях. Взятие Вана, Мокса, Копа, Хныса, Шатаха, бои под Дильманом, Битлисом, ревандузский бой, разгром курдов в Соудж-Булаке, неукротимое мужество, проявленное добровольцами при взятии высот Сорпа и Зевинских, – наполняют нашу душу гордостью и вселяют полную уверенность, что армяне дозрели до свободы".
Анализируя события того времени, Гр.Чалхушьян приходит к заключению, что роль армян во всемирной войне была "двоякого рода" – активная и пассивная: "Как активные участники армяне представляли известную физическую живую силу, которая заключала в себе особый интерес не только как боевая сила, но и была ценна по своим качествам и особенностям как местная, непосредственно связанная своей историей и жизнью с самим краем, прекрасно осведомленная о привычках, особенностях, характере, наречиях враждебных России народностей и также прекрасно знающая всю карту, где разыгрывались военные действия. Пассивная роль армянского народа заключалась в не слыханных в мире страданиях, мучениях, горе, слезах и крови его. Принято утверждать, что державы всего этого не принимают во внимание, что в их глазах только сила представляет право. Можно отчасти согласиться с этим, но несомненно, что во главу угла управления странами должен лечь здоровый эгоизм, и мы должны сказать, что история знает примеры, когда не одни материальные интересы руководили державами... Как бы государственные люди ни преследовали материальные интересы, они всегда стараются найти нравственные импульсы и основания для достижения своих интересов, и приходится все более и более считаться с общественным мнением народов".
ОСОБЕННО СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В КНИГЕ ЧАЛХУШЬЯНА ПРОИЗВОДИТ ГЛАВА "АРМЯНСКИЕ УЖАСЫ"... В январе 1916 г. Рузвельт писал в "Нью-Йорк таймс": "Из всех ужасов самые тяжелые выпали на долю армян". Все журналы и газеты 1915-1917 гг. полны мрачных, гнетущих описаний преступлений против армян, леденящих душу фотографий. Автор книги пишет: "...прежде всего в армянских ужасах поражает система, та система, которая впоследствии проводилась в сентябрьской бакинской резне выучениками Энвера-паши – Джеванширами, Хан-Хойскими и другими. Система такова, что поневоле вспоминаешь грозные и наглые слова министра внутренних дел Талаат-бея: "...за мечты и чаяния и вызывающее поведение армян в балканскую войну мы сделаем так, что они 50 лет не будут вспоминать об автономии..." Старые палачи Абдул-Гамида были человечнее, если только можно так выражаться о палачах. Новые палачи младотурки не знают ни совести, ни чести, ни жалости...".
Чалхушьян метко замечает: «Армяне мешали торжеству панисламизма. Армяне должны были быть уничтожены, как союзники русских, англичан и французов!»...
Примечательны его доводы относительно турецких планов "воспользоваться" мировой войной. Во-первых, преувеличивая значение германской мощи, Турция думала "раз навсегда обезопасить себя со стороны России, низвести ее до второстепенной державы, отнять у нее не только все то, что та завоевала у нее, но также и те области, которые никогда ей не принадлежали". Все уверения впоследствии, что она против России и русских ничего не имела и не имеет, что все это случилось благодаря царизму, вздор чистейший. Она "по-своему, по-турецки пожелала разрешить Армянский вопрос, чему очень помогало то обстоятельство, что объявлен был газават, т.е. священная война, и христианское население империи было поставлено вне закона". Турецкое правительство задалось целью совершенно искоренить "армянский элемент", так как было уверено, что "европейские державы впоследствии будут считаться не с историей, а со статистикой"...
Турецкие армяне, видя в своих друзьях Россию, Францию, Англию и Америку, относились к Германии с предубеждением, имевшим достаточные основания: султан Абдул-Гамид после армянской резни удостоился дружбы и поддержки Вильгельма, германские официальные круги считали армян "большим препятствием к германской колонизаторской деятельности в Малой Азии". «В армянах была такая опасность, – замечает Чалхушьян. – Недаром Эндрю Уайт, бывший американский посланник в Германии, говорил: "Армянский народ – самый трудолюбивый, способный, трезвый, нравственный и предприимчивый. Этот народ с большими и благородными дарованиями. Веками он поддерживал свою культуру среди притеснений, которые раздавили бы всякую иную нацию"».
В своей масштабной по охвату событий и проблем книге Чалхушьян показал весь трагизм положения армянского народа в период Первой мировой войны, вызревший в недрах абдулгамидовского режима Армянский вопрос, последовавший беспримерный в анналах истории Геноцид армян, доведя повествование до образования Первой Республики Армения и ее проблем в регионе, в котором она оказалась "без друзей".
Глава тринадцатая, последняя, весьма символична: она озаглавлена "Нашим русским братьям", и в ней, в смутное, сумбурное лихолетье гражданской войны в России, Чалхушьян призывает говорить обоим народам друг с другом "открыто, честно", "не лукавить".
"Я думаю, – пишет армянский публицист, – что пора расстаться с рассуждениями об избранных народах, которые должны господствовать, властвовать, повелевать, и о народах, которые существуют будто для того, чтобы ими управляли. Все народы – братья. Все народы – равны. Всем есть и должно быть место под солнцем ... Пусть каждый русский человек видит величие России в счастье русского народа, а не в обширности и безграничности областей, в состав ее входящих... Нынешние великие события показали и то, какое большое значение имеют маленькие народы, интересы которых так часто игнорировали. Таким маленьким народом является армянский народ, старый по историческому своему происхождению и только вот сейчас освобождающийся от многовекового рабства (Чалхушьян имеет в виду образование Республики Армения в 1918 г. – Р.Б.). И этот старый народ, только что возрождающийся для новой жизни, обращается к молодому русскому народу и говорит ему: "Русские братья, помните, что свободная Армения, дружественная, союзная, полезна для ваших же интересов. Она будет для вас связующим всегда звеном с Азией... Она разнесет там и семена вашей науки, вашей культуры и будет способствовать тому, чтобы окружить ваше имя ореолом славы и благородства...".
ОБРАЩАЯСЬ К ТЕМ СИЛАМ В РОССИИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОСТИ АРМЕНИИ и всячески мешали ее становлению, Чалхушьян писал: "И армяне глубоко верят, что русская Армения, где в сущности и русского населения нет, где никогда не было русских интересов, где веками лилась исключительно армянская кровь и которой и первоначально русские войска овладели благодаря армянским добровольческим отрядам и армянским меликам (князьям), возвращена будет Россией нам – без досады и горечи! По велению совести и здравого рассудка"...
Автор книги приводит высказывание Леруа Болье в связи с трагической судьбой армян: "История не знает, само солнце – солнце, которое, по выражению Вергилия, никто не посмеет обвинить в лживости, – едва ли когда видело в нашей печальной, окровавленной столь многочисленными злодеяниями планете столь ужасающее зрелище, какое наблюдалось... на Армянском нагорье". Но ведь ужасы, перенесенные нами за эту мировую войну, замечает Чалхушьян, далеко превзошли все те ужасы 1895-1896 гг. (о которых говорил Болье. – Р.Б.), и задается "неудобным" для русских вопросом: "Подумайте, русские братья, нет ли тут и вашей вины. Ведь если эти ужасы вызваны хотя бы частью сформированием армянских дружин, то ведь задолго еще до начала открытия военных действий со стороны Турции по распоряжению графа Воронцова-Дашкова и с одобрения... главы русского правительства были образованы эти дружины. И вот результаты. Не буду повторять: они вам хорошо известны. Остатки армянского народа жаждут теперь покоя, мира, жаждут немного счастья. Все это они ожидают получить на своей родине... Мы бы, армяне, горячо желали, чтобы в этот светлый день нашей окончательной свободы вы, русские наши братья, которым мы так верили, которых мы так любили, были с нами и радовались нашему счастью. Это счастье мы выстрадали давно...".
Написанная в 1919 году книга Чалхушьяна, как видим, все еще полна больших надежд на послевоенную Парижскую мирную конференцию, на которой, по мнению автора, должна "по справедливости" решиться судьба независимой "объединенной" Армении, включающей шесть вилайетов турецкой Армении, Киликию и русскую Армению. Пламенный патриот из Нор-Нахичевана уверенно пишет: "Моральное право Армении на независимость, которую она объявила, – неоспоримо. Единственное возражение, которое могут сделать против этого друзья Турции, может свестись к тому, что оттоманская политика истребления армян была настолько совершенна, что сейчас нет достаточно армян для составления основного ядра населения будущего государства. Но признание ценности за этим возражением означало бы не что иное, как санкционирование принципа истребления малых культурных народов и возврат к варварству... Циничное заявление Талаата о том, что он положит конец Армянскому вопросу истреблением армян, не осуществилось... Несомненно, союзники успеют в своем желании воссоздать Армению... Среди племен Востока армяне являются самыми интеллектуально одаренными, самыми даровитыми и самыми способными к промышленной культуре... Будь то в роли носителя культуры, будь то в роли материального возрождения, армяне остаются единственными наследниками той страны, которая является их исторической неотъемлемой собственностью".
ПО МНЕНИЮ АРМЯНСКОГО ДЕЯТЕЛЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫВАЮТСЯ перед родным народом "широкие, блестящие" – с победой союзников и "верной" ориентацией на них. "Дело, за которое мы боролись, – пишет Чалхушьян, – было правое и увенчалось успехом. Но этот успех пришел слишком поздно. Мы уже истекали кровью, и заря нашей свободы занималась тусклая, багровая, готовая скрыться за черными тучами". Он считает, что "как потерпевшие и как маленькие союзники победителей" являются на конференцию армяне и "просят, и требуют, и ждут – Свободы. Они желают иметь одну территорию, на которой могло бы сосредоточиться все армянство... Армяне один народ, с одним языком, с одной культурой, с одним прошлым и историей. Надо их собрать воедино".
Какой приговор уготовил нашим врагам "трибунал великих народов", то есть держав-победительниц, и как отплатил он армянскому народу за его союзническую верность и великие, беспримерные страдания – показала История: залитая кровью, опустошенная Западная Армения, разбросанный по свету народ и еле затеплившийся на одной десятой части исторической родины скромный уголок армянской жизни в Закавказье. "Объединенная", сильная Армения «от Киликии до Карабаха», не нужна была никому – ни великим державам, ни другим цивилизованным странам, ни тем более соседям по региону...
Уже в XXI веке новейшая история, увы, показывает, что подход к Армении и армянам не очень изменился...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-04-13 09:41
К 140-летию со дня рождения Карена Микаэляна Видный литературно-общественный и культурный деятель, прозаик, драматург и переводчик Карен Саркисович (в российской среде – Герасим Сергеевич) Микаэлян (1883-1941) жил и творил в исторический отрезок времени, полный бурных общественно-политических событий в Российской империи, частью которой являлась и Восточная Армения. В истории армянской литературы и культуры первой половины ХХ в. К.Микаэлян занимает достойное место своей литературно-общественной и патриотической деятельностью. Юноша родом из селeния Верин Агулис под Нахиджеванoм вступает в новое столетие, насыщенное роковыми и судьбоносными событиями: русская революция 1905 года и спровоцированная царскими властями армяно-тюркская резня, Первая мировая война и Геноцид армян 1915 года, Октябрьский переворот 1917 года, последовавший вслед хаос гражданской войны, затем постепенно набирающий силу к тридцатым годам тоталитарный режим...
-
2022-12-29 10:18
К 145-летию со дня рождения Забел Есаян Забел Есаян (урожденная Ованнисян) – одаренная писательница, тонкая переводчица, яркий публицист, занимающая уникальное место в истории новой армянской литературы и общественно-культурной жизни конца XIX-начала XX века. Будущая гордость армянского народа родилась в феврале 1878 г. в Константинополе (Стамбуле). Молодая армянка, повзрослев и обучившись в родном городе, затем "вышла на покоренье" вершин образования, изучая литературу и философию в Париже (Сорбонна, Коллеж де Франс).
-
2019-01-22 11:39
Известному литературоведу, доктору филологических наук Анушавану ЗАКАРЯНУ исполнилось 65 лет.
-
2018-11-21 15:21
К 135-летию со дня рождения Карена МИКАЭЛЯНА Видный литературно-общественный и культурный деятель, прозаик, драматург и переводчик Карен Саркисович (в российской среде - Герасим Сергеевич) Микаэлян жил и творил в период бурных общественно-политических событий в Российской империи, частью которой была и Восточная Армения.