«МАРЛЕНКА» НА КОРОЛЕВСКОМ СТОЛЕ
Каждый раз, когда узнаешь об успехах наших соотечественников, уехавших за рубеж, конечно же, испытываешь за них чувство гордости, но тут же возникает тревожный вопрос: почему они добились этого не в Армении? Претензии к самим этим людям бессмысленны и несправедливы, ведь принять решение покинуть родину очень трудно, значит обстоятельства и сложившиеся условия вынудили их к отъезду.
НО ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО ТАК ЛЕГКО И БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ в течение всех лет независимости теряло свой важнейший ресурс – людей, которые могли быть полезны Армении? Сколько перспективных ученых, специалистов высокой квалификации, светлых умов и золотых рук, людей, наделенных талантом предпринимателя, умеющих создавать, созидать, находить правильные решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях, уехало из Армении и, преодолев множество трудностей, добилось успеха в чужой стране! Почему они оказались невостребованными на родине? Почему здесь их не заметили, не оценили, не создали условий для реализации их способностей и талантов?
Геворк АВЕТИСЯН - владелец чешской кондитерской фирмы «Марленка», одной из самых известных в Европе - уехал из Армении в 90-е годы. Уезжал, чтобы выжить, но не просто выжил в чужой стране, а, не имея ни знакомых, ни денег, создал свой бизнес, который принес ему финансовый успех и мировую известность.
Окончив театрально-художественный институт как дизайнер и, воспользовавшись тем, что в 1986 году в Армении был принят Закон о предпринимательской деятельности, он основал в Ереване производство мебели и быстро добился успеха. Сумев обеспечить высокое качество и привлекательный внешний вид производимой продукции, он получал много заказов, дела шли отлично. Параллельно Геворк занимался и чисто дизайнерской деятельностью. Но вскоре настали суровые 90-е годы. Война, блокада, энергетический кризис… Выполнять заказы при отсутствии электроэнергии было уже невозможно. Производство остановилось. Геворк уже был женат, имел двух детей, надо было на что-то жить, содержать семью, но никаких возможностей для этого не было. Отключив электроснабжение, закрыв предприятия и отдав их на разграбление новым владельцам, власти парализовали страну, лишили людей работы и фактически изгнали значительную часть населения.
Еще в студенческие годы Геворк Аветисян побывал в Праге. Своей красотой этот город произвел на него сильное впечатление, и оказавшись в тяжелой ситуации, он решился на, казалось бы, легкомысленный шаг. Располагая весьма скромными средствами, не имея ни знакомых, ни связей, он взял мать, жену, двух детей и поехал в чужую страну в надежде обосноваться в чешской столице. В поезде он случайно разговорился с русским попутчиком, который убедил его отказаться от идеи попытаться устроиться в Праге, где жизнь гораздо дороже, чем в маленьких городах, а найти работу намного труднее. И тогда Геворг принял еще одно рискованное решение. В два часа ночи холодной снежной зимой, вместе с семьей он сошел в Остраве, взял такси и поехал в гостиницу. Однако, оценив свои финансовые возможности и необходимые траты, он сразу же понял, что деньги закончатся через несколько дней. Рассчитывать было не на кого и не на что.
АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ НЕ БЫЛО, ОН ЗАШЕЛ В КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ и просил Бога о помощи. И молитва была услышана. Нет, он не получил наследства от родственницы-миллионерши, не нашел клад, но принял решение, на первый взгляд достаточно странное, которое стало первым шагом к успеху. Взяв на себя ответственность за семью и оказавшись в практически безвыходном положении, он пригласил к себе из Еревана сестру - Асмик, которая была филологом, а не профессиональным кондитером, но прекрасно пекла для семьи медовые торты. Ответственности прибавилось, гарантий успеха не было никаких, но Геворк был уверен, что сможет переломить ситуацию. Перебиваясь случайными заработками дизайнера в кафе и барах, он стал предлагать их владельцам приготовленные сестрой торты. Но на коробки не было денег, а упакованная в простую бумагу кондитерская продукция не вызывала доверия у потенциальных клиентов. Однако Геворку все же иногда удавалось уговорить некоторых владельцев кафе не купить, а просто попробовать торт. Впечатления дегустаторов превзошли все ожидания. Так стали появляться заказы и через два месяца уже упакованные в коробки эти торты стали пользоваться повышенным спросом. Потом заказы стали поступать из Праги, Брно… Сегодня, когда произведенная фирмой Геворка продукция в огромных объемах поставляется в разные страны, он говорит, что ни один из дальнейших крупных заказов не обрадовал его так сильно как тот, когда одно из кафе заказало ему первые 10 тортов.
Число ценителей медовой продукции постоянно росло. Семья уже не справлялась с выполнением такого большого объема работы. Пришлось нанимать людей, которых Асмик сначала обучала сама, а потом, овладев мастерством кондитера, они сами становились наставниками новых учеников. Геворк смог снять первое небольшое производственное помещение. Так в старинном городе Фридек-Мистек появилась фирма «Марленка», которую Геворк назвал на чешский манер в честь матери, которую звали Марлена. Теперь первый взятый в аренду цех превратился в музей истории фирмы, а сам городок стал принимать порядка 35000 туристов в год, приезжающих посетить знаменитое предприятие. Причем на экскурсию приходится записываться за несколько месяцев. Кстати, этот туристический центр Геворк Аветисян тоже организовал сам.
СЕГОДНЯ «МАРЛЕНКА» ВЫПУСКАЕТ 50 ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, КОТОРАЯ В ОГРОМНЫХ ОБЪЕМАХ экспортируется в 55 стран мира – во Францию, Германию, США, Канаду, Южную Корею, арабские страны… В числе индивидуальных заказчиков министры и президенты стран. А к 90-летнему юбилею королевы Елизаветы II английский двор тоже заказал торт у «Марленки». С ответственным и престижным заказом фирма справилась с блеском, безупречного вкуса торт был изготовлен в виде английской короны.
У Геворка Аветисяна практически нет конкурентов. Но чем же объясняется огромный успех в странах Европы, где к пищевой продукции предъявляются особые требования? Испеченные по традиционным армянским рецептам торты и пирожные от «Марленки» неизменно вызывают восторг, но дело не только в этом. В этих кондитерских изделиях используются только натуральные продукты самого высокого качества. «Марленка», ежемесячно использующая в своем производстве 20 тонн натурального меда, является самым крупным потребителем этого продукта в Европе.
Еще одно важное преимущество - при температуре до 25 градусов эти торты и пирожные сохраняют свои качества в течение трех месяцев, в холодильнике 9 месяцев, в морозильнике 3 года. Но как получить такой результат, не используя консервантов? Это старинный секрет, известный только двум работникам фирмы.
Сегодня «Марленка» мощное, прекрасно оснащенное предприятие, на котором работают сотни людей, но некоторые операции выполняются только вручную, что еще более повышает качество и цену продукции. А бренд «Марленка» настолько популярен сегодня, что его стали покупать производители пива и йогурта. Многие страны, в том числе и Китай, где рынок огромный, предлагают владельцу фирмы открыть у себя филиалы. Однако Геворк пока еще не принял окончательного решения, но, поскольку число заказов из разных стран постоянно растет, он купил в Фридек-Мистек 5 гектаров земли со старинной застройкой и собирается создать еще одно предприятие.
Геворк Аветисян много сделал для города, в котором живет, приложил большие усилия и вложил средства в открытие в Праге Армянской церкви, приобрел известность и огромный авторитет в самых высоких кругах, приложил много усилий для признания Чехией Геноцида армян и распространения информации о нем в чешском обществе.
ВОЗМОЖНО, КТО-ТО СКАЖЕТ, ЧТО ГЕВОРКУ АВЕТИСЯНУ ПРОСТО ВЕЗЛО, что судьба благоволила к нему, поэтому он добился успеха. Но организовать мощное предприятие, завоевать огромный рынок в условиях конкуренции и обеспечить высокое качество продукции очень и очень трудно. Это многолетний напряженный труд каждый день. Своим умом, настойчивостью, талантом организатора этот человек достиг поставленной цели. Но удалось ли бы ему добиться такого успеха в Армении? Вряд ли. Конечно, такой человек даже в Армении не пропадет. Но можно не сомневаться, что здесь было бы сделано все, чтобы максимально ограничить его успехи и создать множество самых нелепых трудностей. Ведь еще до того, как наше общество поделили на «черных» и «белых», оно разделилось на своих и чужих. Шел исключительно негативный отбор. На ключевые должности назначали людей, не имеющих знаний, опыта и способностей. Они губили, проваливали все, за что ни брались, потом на их место назначали таких же, а этих переводили на другую престижную должность. И люди уезжали, причем, не только потому, что в других странах выше зарплата.
Многие, особенно молодые, приняли непростое решение, осознав, что на родине они практически лишены перспектив и возможностей добиться успеха, что здесь не оценят их способностей и талантов, а если, даже, пробивая головой стену, им удастся чего-то достичь, то на то, чтобы отбиваться от тех, кто захочет им помешать, придется потратить слишком много усилий. Поэтому мы пришли к такому плачевному состоянию.
В армянской истории было много трагических и печальных страниц, но еще никогда мы не были настолько унижены. Наше государство, народ повисли над пропастью и, если внутренняя политика коренным образом не изменится, если у нас в конце концов не научатся ценить, поддерживать и продвигать достойных людей, наше будущее очень печально. Конечно, такие люди, как Геворк Аветисян, смогли бы многое изменить, найти правильные решения, не допустить того, что случилось, но, даже если бы они остались в Армении, им бы этого не позволили.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.