Последние новости

ПРИТЯЖЕНИЕ ИМЕНИ

О триаде Арама Хачатуряна на Ереванской сцене

В ряду памятных музыкальных дат текущего года одной из самых значимых и дорогих для нас является юбилей Арама Хачатуряна – 120-летие со дня рождения. И поэтому неудивительно, что все художественные и музыкальные события пройдут под знаком этого имени.

 ВОТ УЖЕ КОТОРЫЙ ГОД ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХАЧАТУРЯНА ЗНАМЕНУЕТСЯ Международным конкурсом музыкантов, носящим имя композитора. Естественно, не пройдет мимо знаменательной даты и Национальный академический театр им. А. Спендиарова. Если позволит погода, театр ко дню рождения композитора в Центре креативных технологий Тумо на открытой площадке представит зрителям три балетных спектакля: «Гаянэ», «Маскарад» и «Спартак». В октябре нынешнего года со спектаклем «Маскарад» балетная труппа выступит во Франции.

 Юбилей Арама Хачатуряна на Ереванской сценеВ Санкт-Петербурге в июле этого года состоится гала-концерт звезд балета: в концерте принимают участие Иван Васильев, артисты балета Армянского национального театра оперы и балета и Оркестр Михайловского театра. За дирижерским пультом - Карен Дургарян.

Музыка, по излюбленному журналистскому штампу, не нуждается в переводе. Эта мысль, несмотря на тривиальность, абсолютно неопровержима. Музыка Арама Хачатуряна открыта для любого сердца и, конечно, не знает национальных границ. Композитор уверенно и стремительно завоевал мир, став символом своей родины.

Говоря об искусстве Арама Хачатуряна, мы прежде всего отмечаем мощь его творческого гения. Этот дар загадочен, необычен. Благодаря ему Хачатурян мог общаться со всем человечеством. За его творениями - особая красота, глубина, величие совершенства. Это не замкнутый в себе, а широко раскрытый художественный мир, постоянно перетекающий из прошлого и настоящего в будущее. Хачатурян словно парит над временем. Без его имени невозможно уже представить не только музыку XX века, но и музыку последующих эпох. В современном мире он занимает огромное пространство. Трудно сказать, есть ли музыкант, который так или иначе не соприкоснулся бы с его искусством. Все мероприятия, которые проходят в Армении, за рубежом, еще раз подчеркивают, что в мире уже давно признано выдающееся значение Хачатуряна для современной музыки.

 Празднование юбилея великого композитора - крупнейшее событие не только для Армении, России, но и в мировом масштабе. Его музыка оказала революционизирующее влияние не только в Закавказье: ее влияние было многонациональным, многообразным. Кроме чисто творческого влияния, он много ценного сделал как педагог. У Арама Ильича учились армяне, русские, грузины, студенты из Японии, Латинской Америки. К каждому ученику он подходил индивидуально, ничего не навязывая, а пытаясь в каждом выявить его особенности, его внутреннее я. И, конечно, опыт Арама Ильича был особенно мощным и художественно-убедительным в плане плодотворности культурного взаимодействия Востока и Запада. Те семена, которые были им посеяны, дают всходы. Его опыт будет осваиваться, озвучиваться в новых условиях и формах. Кроме того, Арам Ильич вывел Армению на широкую мировую арену.

 СТИХИЯ ТАНЦА ВЛЕКЛА ХАЧАТУРЯНА С ЮНЫХ ЛЕТ. Во многих сочинениях композитора, непосредственно не связанных с танцем, можно ощутить почти зримую конкретность пластических движений, выраженных музыкой. Народное песенно-танцевальное начало заложено в самой природе хачатуряновской музыки.

Юбилей Арама Хачатуряна на Ереванской сценеВ начале 1939 г. Хачатурян получает предложение написать музыку к балетному спектаклю "Счастье" для Декады армянского искусства в Москве. Этот балет был написан на либретто Г. Ованесяна и поставлен на сцене Ереванского оперного театра в октябре 1939 г., а затем показан в Москве на сцене Большого театра. Образы, рожденные музыкой "Счастья", получили в "Гаянэ" более полное (драматически и симфонически) убедительное развитие. 3 декабря 1942 года в Перьми состоялась премьера балета. Спектакль, в котором приняли участие лучшие силы прославленной балетной труппы Ленинградского театра им. Кирова, шел с громадным успехом и вызвал горячие отклики прессы.

 На сцене нашего оперного театра балет «Гаяне» впервые был осуществлен в 1947 году в постановке Анисимова, а затем в разные годы к нему обращались М. Мартиросян, Ев. Чанга, В. Галстян. Несколько лет назад Вилен Галстян вновь обратился к этому балету, и он с огромным успехом идет до сих пор. В памяти ереванцев остались не только письменные восторги по поводу первой постановки этого балета. Осталась легенда о ярком зрелище, проникнутом неистовым оптимизмом и страстностью, энергией борьбы и надежды.

 Прекрасными были и пламенные декорации Минаса. Конечно, наивно пытаться увидеть ныне их в полном объеме. Сейчас они восстановлены сыном художника Нареком. Несомненно, они в недостаточной мере передают буйство, свежесть красок, экспрессию формы, покоряющую оригинальность декораций Минаса. Да это и невозможно. Как любое выдающееся явление, Минас неповторим. Даже в случае полного безукоризненного сходства с оригиналом кто-то непременно скажет: "Замечательно, но..." И это естественно: слишком велика магия имени художника, который, к чему бы ни прикасался, на всем оставлял печать своей фантазии, ничем не скованной, властной, увлекающей за собой. В последней постановке - новый суперзанавес, в качестве которого Нарек использовал одну из фресок Минаса, создав вариацию, которую, как нам кажется, сам художник вполне бы одобрил. Поэтому и нынешние декорации волнуют, как волнует в целом постановка Вилена Галстяна, вряд ли претендующего на звание основателя традиции. Он просто ставил спектакль на гениальную музыку, которая покорила многие театры.

 Юбилей Арама Хачатуряна на Ереванской сцене Балетмейстер предлагает хореографию отнюдь не поверхностную, а основанную на соединении профессионального расчета с горячностью творческого темперамента, свойственного Галстяну - танцовщику и балетмейстеру. В музыке Хачатуряна балетмейстер в первую очередь искал основу для создания народного характера, обобщенного до символа, не ограничиваясь лежащей на поверхности этнографической достоверностью, стараясь проникнуть в композиторский замысел. Он тонко чувствовал стиль хачатуряновского творения, его яркую национальную характерность, огненный темперамент и буйство мелодического языка. В соответствии с этим выстраивал весь спектакль. Богатейший арсенал классического танца он органично сочетал с характерными особенностями армянского национального танца.

Около трех часов, разделенных двумя антрактами, танцоры в радужных костюмах создают картину, полную жизни, движения, радости, кажется, напрочь исчезнувшей из нашей жизни. Можно сказать, что в целом нынешние артисты обладают рядом достоинств, особой пластичностью, гибкостью, умением ясно прочертить каждое движение и красиво завершить танцевальную фразу. Здесь хорошо владеют искусством поддержки и легко переходят от классического стиля к характерным танцам.

 Свежо, по-новому ярко выглядят костюмы, созданные по эскизам Р. Ованесян в органичном единстве с декорацией и замыслом постановщика, передавая характерность образов и внутреннюю динамику.

 К СОЖАЛЕНИЮ, ДРУГАЯ ПОСТАНОВКА ВИЛЕНА ГАЛСТЯНА - «МАСКАРАД» МЕНЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ. Еще при жизни А. Хачатуряна велась работа по созданию либретто «Маскарада», шли переговоры с композитором по созданию музыкально-хореографической композиции. Это естественно, так как замечательная музыка Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», хоть и была написана для драматического театра, в то же время, несомненно, обладала яркой хореографичностью. Сейчас, когда уже осуществлен балет «Маскарад», кажется, совершенно естественным сценический танец не только на музыку «Вальса» или «Мазурки», или чисто балетные гротесковые вариации «Галопа». Такие фрагменты, как «Романс» или «Ноктюрн», полностью отвечают требованиям балетных лирических дуэтов и монологов. Создается полная иллюзия, что Арам Ильич писал всю эту музыку именно для балета, причем для большого балетного спектакля, так как в отдельных номерах Сюиты к «Маскараду» заложен немалый заряд симфонического, драматургического развития музыки.

Юбилей Арама Хачатуряна на Ереванской сценеКак известно, после смерти Арама Ильича работа по созданию балетной партитуры "Маскарад" Министерство культуры СССР поручило одному из верных учеников и последователей Хачатуряна, народному артисту Армении, лауреату государственных премий СССР и Армянской ССР, композитору Эдгару Оганесяну, который отнесся к этой непростой задаче с высочайшим чувством ответственности перед наследием и памятью великого мастера с абсолютной художнической отдачей.

 В партитуру балета «Маскарад» вошли все части из Сюиты («Вальс», «Ноктюрн», «Мазурка», «Романс», «Галоп»), некоторые фрагменты из драматической музыки к спектаклю (Пролог и Финал), а также два фрагмента из музыки Хачатуряна к спектаклю «Лермонтов» (по пьесе Б. Лавренева).

 Безусловно, для создания единого драматургического целого понадобилась и немалая композиторская работа. Так, целые картины написаны Эдгаром Оганесяном - "Монолог", воспоминания Арбенина, «Клевета» и «Полонез» из III акта, представляющий самостоятельную развернутую симфоническую картину. Столь подробную историю создания «Маскарада» когда-то мне поведал незабвенный маэстро Акоп Восканян, который в свое время дирижировал первой постановкой «Маскарада». В нынешней постановке есть нежелательные купюры.

 И, наконец, третий спектакль фестиваля - это легендарный балет «Спартак», который в постановке Юрия Григоровича и в декорациях знаменитого Симона Вирсаладзе идет на нашей сцене. Он впервые был поставлен на сцене Ленинградского оперного театра им. Кирова в 1956 г. Это, бесспорно, выдающееся произведение великого композитора, удостоенного в 1956 году Ленинской премии. Автор монографии о композиторе Георгий Хубов писал, что исполинская фигура Спартака стала для Хачатуряна живым символом интернациональной борьбы народных масс против рабства и колониализма, символом несгибаемой воли и свободы.

 Эти спектакли всегда будут украшать афишу Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    • ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2024-10-30 09:48

      31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ