Последние новости

Оник ГАСПАРЯН ОТВЕТИЛ ПАШИНЯНУ

Экс-глава Генштаба Армении Оник Гаспарян ответил премьер-министру Николу Пашиняну, ранее упрекнувшему генералитет в озвучивании нереалистичных оценок по поводу боеспособности армянской армии до 44-дневной войны.

ОН ПОСЧИТАЛ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ, связанных с подготовкой и ведением войны. По его словам, премьер должен оценивать не только деятельность Вооруженных сил, но и представлять деятельность всей системы государственного управления, отмечая положительные и отрицательные стороны, а также объективные и субъективные причины неудач.

Гаспарян подробно перечислил действия, которые предлагал для повышения боеспособности армии. В частности, он отметил, что 4 июля 2020 года в Генеральном штабе Вооруженных сил представил премьеру Армении и членам Совета национальной безопасности доклад о необходимости проведении дополнительных мероприятий в сложившейся военно-политической ситуации с целью подготовки войск к противостоянию возможной агрессии противника.

"Я предложил провести политические и дипломатические мероприятия для предотвращения войны или же поручить МИД разработать программу мер, направленных на резкое улучшение отношений с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности (особенно с Россией) и дружественного отношения соседних стран (Ирана и Грузии), для создания благоприятных условий для задействования ВС РА", – отметил экс-глава Генштаба.

Оник Гаспарян отметил, что предлагал принять меры по нейтрализации антиармянских провокаций турецкой и азербайджанской общин в ведущих странах мира и организации мероприятий против их милитаристской политики с использованием потенциала армянской диаспоры. Гаспарян отметил, что 10 июля 2020 года в ходе заседания Совета национальной безопасности доложил премьеру о проекте государственной программы развития вооружения и военной техники на 2020-2024 годы, согласно которой для решения поставленных перед Вооруженными силами задач было необходимо 8 млрд долларов США.

"На заседании Совбеза, проведенного во второй половине августа 2020 года, я доложил премьеру, что эффективность общей группировки ПВО оценивается как "слабая", силами и средствами имеющейся РЭБ невозможно эффективно подавить системы управления противника. Сообщал, что слабы возможности разведывательных органов - по оперативному руководству и передаче информации", – отметил Гаспарян.

По его словам, он сообщал, что количества беспилотных летательных аппаратов недостаточно для выполнения боевых задач. Также отмечал, что для борьбы с БПЛА азербайджанской стороны необходимы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, указывал необходимое количество беспилотных летательных аппаратов.

Гаспарян отметил, что все это было включено в проект ВВТ на 2020-2024 годы, но в основном во второй части, поскольку возможности их приобретения были минимальны из-за нехватки бюджетных средств. В тоже время экс-глава Генштаба утверждает, что говорил о необходимости приобрести современные стратегические многофункциональные разведывательные и ударные БПЛА, действующие на большие расстояния и в течение длительного времени. Он отмечал также, что необходимо посредством министерства высокотехнологичной промышленности мобилизовать ресурсы, уточнить производственные возможности компаний, количество имеющихся в настоящее время разведывательных, ударных БПЛА, возможные сроки их предоставления вооруженным силам.

"В проекте государственной программы развития ВВТ на 2020-2024 годы мы зафиксировали: чтобы иметь собственный спутник разведки и организации связи на геостационарной орбите или арендовать спутник разведки и организации связи на … драмов (не отметил сумму) , а в случае приобретения .. драмов", - написал он.

ЭКС-ГЛАВА ГЕНШТАБА ПОДЧЕРКНУЛ, что в последние два года, предшествовавшие 44-дневной войне (2018-2020), был 100% решен вопрос оснащения системами видеонаблюдения в армии обороны, однако проблемы остались на других направлениях. Он отметил, что были актуальны вопросы создания второго-третьего слоев систем видеонаблюдения.

"У нас также были проблемы с инженерным, техническим, тыловым и медицинским обеспечением", – отметил военный.

Серьезные промахи и ошибки, допущенные со стороны органов госуправления Армении, оказали существенное влияние на исход 44-дневной войны, - заявил Оник Гаспарян.

Генерал указал, что аргументированный анализ вопросов, связанных с подготовкой и ведением войны, он ранее представил в той же комиссии и следственных органах.

На слушаниях в парламентской комиссии он указал на несколько системных проблем, ставших причиной неудач в войне 2020 года, включая падение Шуши. Если говорить о дипломатической плоскости, то Армении, в частности, не удалось заручиться поддержкой геополитических центров, занявших преимущественно нейтральную позицию. Далее Гаспарян указывает преимущественно военно-технические и военно-управленческие факторы поражения.

Так, по его мнению, Армении не удалось предотвратить абсолютное качественное и количественное превосходство противника в технике и средствах поражения, в том числе в воздухе. Ей не удалось осуществить мероприятия, предусмотренные планом модернизации армии в 2018-2024 гг. Война, таким образом, началась в неблагоприятный для Армении момент.

Особое внимание экс-начальник ГШ уделяет военному управлению – неотъемлемой части системы управления в целом.

"В конце концов не стоит забывать, что вооруженные силы ведут боевые действия, а войну ведет государство. С этой точки зрения масса ошибок, проблем и неверных шагов сыграла роковую роль", - подчеркнул Гаспарян в своем заявлении.

Государство, добавил он, не смогло в полной мере обеспечить меры по соблюдению правового режима военного положения. Во многих случаях население преграждало пути и блокировало движение воинских подразделений, перебрасываемых из Армении в зону боевых действий.

Из-за фактического отсутствия борьбы с военными преступлениями в стране царила атмосфера безнаказанности, вследствие чего были массовые случаи дезертирства, повлиявшие на стабильность оборонной системы.

Из-за слабой дипломатической работы и в условиях блокады, руководству страны не удалось обеспечить регулярные поставки оружия и боеприпасов и, тем самым, восполнить потери в технике и вооружениях.

Из-за отсутствия ограничений на пользование интернетом противнику удалось с высокой эффективностью посеять панику в армянском обществе и подорвать морально и психологически, ослабив волю к сопротивлению. Гаспарян заявляет о безответственном подходе госструктур, приведшем к провалу планов по привлечению добровольцев из других стран и частных военных структур. И если изначально проблемы носили финансовый характер, то 27 октября 2020 г. Армения, ратифицировав международную конвенцию по борьбе с вербовкой, финансированием и обучением наемников, окончательно провалила процесс привлечения огромного числа добровольцев из-за рубежа.

В конце концов, не было приложено должных политических и дипломатических усилий для прекращения боевых действий на более выгодных для Армении и Нагорного Карабаха условиях.

РАЗЪЯСНЯЯ ОБВИНЕНИЯ В АДРЕС ГЕНЕРАЛИТЕТА  и допущенных им ошибок, Гаспарян отмечает, что история не знает примеров безупречного выполнения военными своих задач. Чтобы дать полноценную оценку действиям военных, необходимо тщательно разобраться в нюансах каждой военной операции, всех сопредельных факторов, количественного и качественного соотношения сил и средств, соответствия нормативно-правовой базы принципам ведения современного боя и т.д. Также необходимо уметь различать понятия "недостаток" и "преступление".

Экс-глава ГШ заявляет также о тотальной неразберихе при получении и обработке информации, поступающей с передовой, комментируя слова Пашиняна о том, что во многих случаях Генштаб опровергал ту или иную информацию, получаемую от карабахского руководства, но затем был вынужден признать ее достоверность.

По словам генерала, во-первых, муссирование противоречивой информации свойственно любой войне. Во-вторых, у руководства Нагорного Карабаха были источники информации в различных звеньях Армии обороны, к тому же благодаря сотрудникам СНБ Карабаха, многие сведения местные власти получали раньше, чем они поступали в ГШ. По сути, отмечает генерал, была создана параллельная система военного управления, что и вносило сумятицу в общий процесс руководства и мешало получить объективную информацию. Именно поэтому Гаспарян тогда предлагал Пашиняну отдать распоряжение о том, чтобы вся информация поступала в штаб Армии обороны.

При всех своих недостатках и упущениях, вооруженные силы 44 дня сражались с кратно превосходящим врагом, и нанося ему огромные потери, давали возможность властям принимать политические решения.

Отдельно Гаспарян коснулся и фразы Пашиняна о том, что заявление главы ГШ и 40 высокопоставленных офицеров с требованием отставки правительства, опубликованное 25 февраля 2021 г., было сделано под влиянием извне.

Экс-глава Генштаба со всей ответственностью заверяет, что решения принимал единолично, оценивая военно-политическую обстановку в регионе.

 

ru.armeniasputnik.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ