ПОЛИГОН ТОКСИЧНЫХ ОТХОДОВ ПРЕВРАЩАЕТСЯ…ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЗЕЛЕНУЮ ЛУЖАЙКУ
«Росатом» представил правительству Армении свой опыт по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Говорят, нет ничего более постоянного, чем временное. Эта фраза как нельзя лучше описывает историю создания и функционирования полигона «Красный Бор», предназначенного для размещения и хранения промышленных химических отходов предприятий. Расположен он в 30 км от центра Санкт-Петербурга, а его расстояние до ближайшего населенного пункта составляет всего 1,3 км. Опасное соседство, не правда ли?
НО В ДАЛЕКОМ 1969 ГОДУ, КОГДА, СОБСТВЕННО, И БЫЛ ВВЕДЕН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭТОТ ПОЛИГОН, промышленность СССР активно развивалась, и стояла задача найти место для хранения химотходов, образующихся в результате деятельности промпредприятий нефтехимической, машиностроительной, фармацевтической и других отраслей.
«А поскольку Ленинград в то время считался промышленной столицей, где действовало большое количество промпредприятий, то было подобрано именно это место, расположенное в низине, недалеко от самого города. Однако главным фактором стала уникальность этой территории, поскольку здесь есть огромный пласт голубой кембрийской глины, которая ничего не пропускает через себя. То есть это та глина, из которой делают кирпичи», - рассказал предысторию создания полигона первый заместитель гендиректора «Красный Бор» Андрей Старков.
Предполагалось, что «Красный бор» прослужит всего пять лет, а потом полигон переведут на новое место. Но построенный на пятилетний срок, полигон проработал почти полвека вплоть до 2014 года, когда прием отходов прекратился. После начался следующий этап – поддержание объекта в безопасном для окружающей среды состоянии. А сейчас дан старт процессу ликвидации накопленного вреда окружающей среде, о чем детально рассказали армянским журналистам в ходе пресс-тура на полигон «Красный Бор», организованного Госкорпорацией «Росатом».
О том, как будет происходить рекультивация и ликвидация этого объекта, и чем все это может быть интересно для Армении, в материале «ГА».
В толще кембрийских глин
На полигоне «Красный Бор», расположенном на территории более 67 гектаров, находится сейчас порядка 1,7 млн тонн токсичных отходов, которые свозились сюда практически со всех советских республик, в том числе из Армении. География в общем-то широкая. Правда, на первый взгляд и не скажешь, что находишься на опасном объекте, потому что пейзаж ну явно не кажется промышленным.
«НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛИГОНА ВАМ МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ БОБРЫ, ЛИСЫ, И ДАЖЕ ЛОСИ И КАБАНЫ», - сразу предупреждает у входа на «Красный Бор» Сергей Штолин, инженер по охране труда Дирекции по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Вокруг раскинулся лес, впереди асфальтированная площадка, чисто выметенные дорожки…Где тут отходы?
Выяснилось, что груды отходов собирались в карты – это специальные котлованы, выкопанные в толще кембрийских глин. «Голубые глины есть во многих местах, но именно такой нет нигде, разве что небольшой участок в Канаде. Уникальность ее в том, что она не пропускает через себя вообще ничего и не разрушается. Слой залежей кембрийской глины здесь достигает более 10 метров в глубину», - вводил в курс дела С.Штолин.
Так вот, на полигоне таких карт 70, и все они разного объема и предназначения (кислотные, щелочные, органические). На 65-ти были собраны твердые отходы, причем, их рекультивировали еще в советские времена по мере заполнения, засыпая большим слоем глины и плодородной почвы, на которой сейчас растет сочная трава. А вот оставшиеся пять карт предназначались для жидких отходов. Вырыты они в массиве кембрийских глин и уходят довольно глубоко – до 24 метров в самой низкой точке. Внешне все выглядит вполне живописно. Впрочем, идиллию нарушает неприятный химический запах, который выдает истинное предназначение карт, в которых накоплен своего рода химический коктейль из отходов промпроизводства.
«Сразу скажу, радиоактивных отходов на полигоне нет. Но химический состав отходов многокомпонентный и самый разнообразный: фенолы, ртутьсодержащие отходы, нефтепродукты, спирты и многое другое. В общей сложности в состав отходов входит свыше 250 опасных компонентов», - пояснил первый заместитель гендиректора полигона А.Старков.
Несколько лет назад карты с жидкими химотходами накрыли понтонами – геомембраной из специального полиэтилена высокой прочности, дождевую воду с которых удаляют во внутреннюю систему дренажных канав. Делается это для того, чтобы вода не накапливалась и не разрушила дамбы обвалования котлованов. Ведь если вдруг что случится, Нева здесь совсем близко, и по системе каналов и ручьев жидкие отходы могут попасть в реку, потом Финский залив, ну а дальше – в Балтийское море.
Научная база, высококлассные инженеры, плюс современные технологии
Укрытие карт изначально являлось временной мерой. Потому что хранение токсичных отходов, даже при самом жестком контроле, - это всегда потенциальная угроза экологического загрязнения. И во избежание этого риска надо ликвидировать накопленный за многие десятилетия экологический ущерб. Но чтобы осуществить столь масштабные работы, нужны серьезные ресурсы, и не только финансовые, кстати. Нужна научная база, высококлассные инженеры, применение современных технологий.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ РЕШИЛИ, ЧТО ВСЕМИ ЭТИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ в полной мере обладает госкорпорация «Росатом» и в феврале 2020 года назначили предприятие, входящее в структуру «Росатома» - ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) - исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на полигоне.
«Эти работы были включены в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология» и по планам должны быть завершены до 2025 года. Готовых технических решений, естественно, не было, поскольку направление ликвидации накопленного экологического вреда в России находилось на начальной стадии своего развития. И нам пришлось выступать в роли первопроходцев по целому ряду направлений. Поэтому все те решения, которые мы применяем сегодня на наших объектах, - это лучшие решения, объединяющие как наиболее эффективные мировые практики и подходы, так и весь накопленный в «Росатоме» научно-технический задел и компетенции, сформированные в процессе решения сложных вопросов обращения с радиоактивными отходами. Хотел быть скромным, но не буду, потому что применяемые нами решения действительно эффективны: они передовые, экологичные и позволяют достичь того результата, который ставит перед нами государство», - отметил Станислав Жабриков, советник первого заместителя гендиректора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО».
Старт работам по ликвидации накопленного экологического вреда на полигоне «Красный Бор» был дан в конце апреля прошлого года, когда был заключен госконтракт с ФГУП «ФЭО». По словам С.Жабрикова, работы проводятся сразу по нескольким направлениям. Речь, в частности, о создании вокруг полигона противофильтрационной сорбирующей завесы, которая позволит изолировать территорию полигона от потоков грунтовых вод и пресечь тем самым миграцию загрязняющих веществ на сопредельные с полигоном территории.
«То есть грунтовые воды, которые проходили через полигон, теперь такой возможности иметь не будут и соответственно начнут обходить его чистыми и течь дальше», - объяснил он.
ВТОРОЕ РЕШЕНИЕ СВОДИТСЯ К ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ЖИДКИХ И ПАСТООБРАЗНЫХ ОТХОДОВ ОТКРЫТЫХ КАРТ ПОЛИГОНА. Этот процесс будет осуществляться с помощью технологии, позволяющей работать со сложными составами отходов. А на выходе будет получаться очищенная до установленных норм вода и безопасный геокомпозитный адаптивный материал, применимый для последующей рекультивации полигона.
«И третье ключевое решение – это укрытие всей территории полигона многофункциональным рекультивационным покрытием, которое, с одной стороны, отсечет возможность проникновения в «тело» полигона атмосферных осадков, а с другой - не позволит образуемому фильтрату выдавиться наверх и загрязнять поверхностный сток. После завершения всех работ полигон будет выглядеть как зеленая лужайка», - пообещал представитель ФГУП «ФЭО».
При согласии правительства Армении готовы приступить к работе
Помимо полигона «Красный Бор» «Росатом» на сегодня ведет также работы по приведению в безопасное состояние таких сложнейших объектов накопленного экологического вреда, как промплощадка «Усольехимпрома», Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат в Иркутской области, плюс городская свалка в г. Магнитогорск Челябинской области.
«УЧИТЫВАЯ ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ в республиках Советского Союза, данные объекты во многом схожи с объектами, расположенными на территории РФ. Это позволяет говорить о том, что применяемые нами сегодня решения и технологии по ликвидации накопленного экологического вреда могут быть применимы на объектах, находящихся, в том числе, на территории Армении», - отметил С.Жабриков, говоря о том, насколько возможно применение подобных технологий у нас в стране.
К слову, в начале этого года представители дочерних предприятий Росатома ФГУП «ФЭО» и АО «Русатом Гринвэй» посетили территории двух ныне бездействующих армянских химических предприятий - ЗАО «Наирит» и ЗАО «Ванадзор-Химпром», собрав первичную информацию. Правительству Армении в рамках пакетного предложения по развитию сотрудничества в области атомных технологий и других сферах было представлено предложение о сотрудничестве по направлению ликвидации химических отходов на предприятии «Наирит».
«С армянской стороной мы поделились своими подходами и своим опытом. И если будет согласие правительства Армении, то мы готовы приступить к работе и обеспечить ликвидацию накопленных химотходов и рекультивацию территории не только на промплощадке "Наирит", но и других подобных объектах в Армении», - заключил советник первого заместителя генерального директора по реализации проектов ФГУП «ФЭО».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-07 10:12
Власти Гегаркуника избегают вопросов безопасности региона Медиа-тур в Гегаркуникскую область обещал быть насыщенным. Инициаторы поездки в лице организации «Армянский Каритас» изначально заявили, что главная цель – выяснить, какова в приграничных общинах (в частности, в селах Сотк и Кут) миграционная ситуация. Да и вообще, существуют ли какие-либо программы занятости для местного населения, учитывая то, что единственным крупным предприятием в области было Сотское золотоносное месторождение, обеспечивающее несколько сот рабочих мест. Но после 44-дневной войны в Арцахе часть рудника вместе с Кельбаджарским районом перешла под контроль Азербайджана, в результате чего имеющиеся в Сотке рабочие места подверглись существенному сокращению.
-
2024-11-02 09:58
Главное - не объемные показатели роста экспорта, а количество экспортеров Безусловным является тот факт, что невозможно достигнуть в обозримом периоде существенного роста экономических показателей без перехода на экспортоориентированную модель экономического развития Армении. Казалось бы, азбучная истина, но наш собеседник - иностранный член Инженерной академии Армении, член Российской инженерной академии, президент НП "Европейская инвестиционная финансовая группа" Эрнест АРУСТАМЯН - вот уже долгое время пытается донести ее до людей, принимающих сегодня решения у нас в стране.
-
2024-10-17 09:47
Объявлен старт проекта «Моя Америя, моя Армения» Презентация проекта – это совершенно отдельная история, в которой важны абсолютно все нюансы, вплоть до выбора места, где собственно и будет это происходить. Именно поэтому Америабанк решил весьма своеобразно подойти к этому вопросу и под сводами музея «Мегерян карпет», в окружении роскошных ковров, отражающих историю и искусство Армении, представил и анонсировал старт своего нового проекта «Моя Америя, моя Армения». Заодно в рамках того же проекта запустил масштабные инициативы, направленные на поддержку различных сфер общественной жизни и развитие молодежи.
-
2024-10-11 09:46
Правительство в ходе своего недавнего заседания одобрило поправки в закон «О накопительных пенсиях», согласно которым, в частности, действующие в Армении пенсионные фонды смогут напрямую инвестировать в реальный сектор экономики страны. Мы попытались разобраться, о чем конкретно новый законопроект, насколько он будет способствовать развитию местной экономики, а главное – какие риски содержит.