"ШУШИ В 1902 ГОДУ"
Так называется сборник материалов, подготовленный сотрудником Института истории НАН РА и МОНКС, публицистом, Арменом АСАТРЯНОМ. В нем представлена летопись событий в армянском Шуши именно в 1902 году. Сведения, собранные из прессы того времени, публиковались в газете "Аравот" в 2021 году. Автор намерен продолжить работу по годам и довести ее до марта 1920 года, когда кавказские татары из новоиспеченного государства Азербайджан осуществили резню в городе, предав огню и мечу тысячи армян.
В ПРЕДИСЛОВИИ АРМЕН АСАТРЯН КРАТКО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ возникновения города-крепости, появление в нем новых кварталов по имени переселившихся из других регионов Армении: Мегрецоц, Агулецоц, Казанчецоц. После окончания русско-персидской войны 1826-1828 гг. город интенсивно развивался, обрел заметную роль в Закавказье. Появились общественные, культурные, духовные учреждения и организации. Особым прогрессом отметилась вторая половина XIX века. Театр, газеты, основание филиала Армянского благотворительного общества, библиотека-читальня. Построенное в 1891 году на средства Мкртича Хандамиряна здание театра вмещало 350 человек. С гастролями в Шуши выступали выдающиеся армянские артисты Сирануйш, Ованес Абелян, Ваграм Папазян, Арус Восканян и другие, а великий Петрос Адамян приезжал и до них. К сожалению, театр разрушили и сожгли турки в 1905 году.
В период с 1828 по 1920 гг. в Шуши действовали 5 типографий, были изданы тысячи книг, выходили более двух десятков газет и журналов, 3 из которых - на русском языке.
С 1864 года действовало Девичье училище "Мариамян", в 1875-м основали городскую школу, были и другие учебные заведения при Арцахской епархии ААЦ, церквах. В школах преподавали будущие академики АН Армянской ССР Грачья Ачарян, Манук Абегян, Арсен Тертерян, писатели Перч Прошян, Казарос Агаян, Вртанес Папазян и многие другие.
В статьях, опубликованных в 1902 году, представлена жизнь города, быт, погода, проблемы, происшествия. Автор черпает информацию не только из шушинской прессы, но и из тифлисских изданий "Мшак", "Нор Дар".
В январских газетах рассказывается о церкви Св. Богородицы в квартале Мегрецоц, построенной на средства Ахумяна в 1833 году. Азербайджанцы окончательно разрушили ее в 1960-е годы, приспособив часть для летней сцены. В январе 1902-го открыли городскую больницу, 31 января произошло сильное землетрясение, по счастью, обошлось без жертв.
А в Шамахи разрушения были очень большими, поэтому в феврале шушинцы организовали сбор средств в помощь соотечественникам. 22 февраля в театре Хандамиряна руководство реального училища организовало вечер к 50-летию смерти Гоголя. (Интересно, знают ли в России о любви шушинских армян к российскому классику? И помнят ли, к примеру, всякие там пресмыкающиеся в захваченном Шуши перед Алиевым марковы и коротченки, в какой церкви отпевали и кто в Москве нес гроб Льва Николаевича Толстого?)
В СТАТЬЯХ ЗА МАРТ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ЦЕРКВИ св. ОВАНЕСА (Канач жам), построенной в 1818 году на месте прежней, деревянной. Канач (зеленая) ее называли из-за цвета купола. После оккупации Шуши в ноябре 2020 года азербайджанцы разрушили купол и колокольню. В апреле нагрянувшие холода сильно повредили расцветшие плодовые деревья. В мае завершились экзамены в школах. Реальное училище окончили 20 человек: один русский, один поляк, остальные армяне. В городском училище: один русский, три турка, остальные 17 - армяне. В июне шушинцы аплодировали знаменитой актрисе Сирануйш, сыгравшей Гамлета. Труппа блистала в спектаклях "Король Лир", "Дама с камелиями", "Мадам Сан-Жен" и др. Приехал и ашуг Дживани, написавший здесь одну из своих пьес.
Театральная жизнь не замерла и в июле, порадовали горожан оперные певцы Аршак Костанян, Степан Демурян. Губернатор Гандзака (Елизаветполя) выразил благодарность жителям Мартакерта за то, что они помогают обустроиться российским переселенцам. В августе открывают построенную на средства шушинца Ованеса Жамгаряна трехэтажную больницу. Кстати, братья Жамгаряны, банкиры, купили в Москве, на Лосином острове, землю, соорудили искусственный пруд и подарили участки земли художникам И. Левитану и К. Коровину. Летом О. Жамгарян организовывал на своей земле отдых детей заключенных и детдомовцев. Жамгаряны мечтали основать Единный армянский банк, но грянул 1917-й...
В августе в город приехал на гастроли цирк. Языковед Грачья Ачарян встретил в Шуши свою первую любовь Арусяк, которой потом посвятил знаменитый толковый словарь. В сентябре одним из пяти новых священников был назначен Аршак Тер-Восканян, который служил в церкви Св. Воскресенья в Гадруте. Церковь была построена в 1621 году. Отремонтировали в 1819 году, потом в 2007-м, на средства благотворителя Михаила Багдасарова. Ныне в полуразрушенном состоянии.
В октябре в Шуши появилась труппа из Малороссии, зрителю она понравилась. А в последнем спектакле сыграли с местными артистами. 27 ноября в храме Казанчецоц отслужили литургию в память о погибших в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. воинах, а на следующий день прошла служба к 25-летию освобождения болгарской Плевны. Весь Шуши был украшен флагами. В декабре весть о злодейской убийстве в Москве одного из братьев Жамгарянов Исаака потрясла Шуши. Соболезнование выразил и Католикос. Исаак был убит на ступеньках у входа в армянскую церковь несколькими ударами кинжала. Злодея схватили. Священник, прервав молитву, вышел, чтобы совершить причастие, но было уже поздно. Убийца представился гражданином Ирана, армянином. О причине злодеяния ничего не сказано. Жамгаряны продолжили свою благотворительную деятельность и после трагедии.
РЕДАКТОР КНИГИ, ПУБЛИЦИСТ ГАРЕГИН КАЗАРЯН, высоко оценивая работу А. Асатряна, кратко представляет то, что было сделано нами в Шуши после освобождения с 1992 по 2020 гг. Город развивался усилиями властей Армении и Арцаха, всего армянства. Сегодня он опять оказался в плену. Что дальше?
Что будет дальше в этом и других вопросах зависит от каждого из нас. Желая автору продолжения работы, хочется завершить рецензию словами крупного промышленника и благотворителя Микаела Арамянца (1843-1922 гг.): "Деньги заканчиваются, слава - тоже. Но Армения - наша единственная. Не забывайте об этом. Творите во имя вашей страны и во имя счастья ее народа".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".