ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ
Недавно Институт молекулярной биологии НАН РА принимал огромное число гостей, в том числе и очень почетных. Участниками проходившей в институте Летней школы по молекулярной и теоретической биологии стали авторитетные ученые и школьники старших классов из разных стран мира. В интервью «ГА» председатель совета директоров Летней школы, профессор Института науки и технологий города Окинава (Япония) Федор КОНДРАШОВ рассказывает о задачах и работе Летней школы.
- Г-н Кондрашов, какие цели преследует проведение Летней школы по молекулярной и теоретической биологии?
- Цель нашей школы, которая проводится с 2013 года, – показать школьникам старших классов настоящую науку, сделать так, чтобы выбор будущей профессии стал осознанным. Дело в том, что многие школьники, которые хорошо учатся и предполагают связать свое будущее с биологической наукой, далеко не всегда адекватно представляют себе специфику исследовательской деятельности. Многие из них полагают, что заниматься наукой – это освоить те знания, которые уже накоплены человечеством. Но задача науки – иная, это поиск и создание новых знаний, а путь этот тернистый. Это множество неудач и экспериментов, не подтвердивших первоначальные предположения по тому или иному вопросу. Причем провалившийся эксперимент тоже считается результатом, поскольку отвергает ошибочные предположения и становится стимулом для дальнейшего научного поиска. Но молодым людям, которые всегда хорошо учились в школе и привыкли к тому, что их успехи зависят только от их способностей и усилий, примириться с неудачей бывает особенно сложно. Они тяжело переживают подобные провалы, испытывают разочарования, хотя неудачный эксперимент – норма и распространенное явление в работе ученого. Это и есть долгий и очень нелегкий путь к знанию. И молодой человек, который намерен связать свое будущее с наукой, должен быть психологически готов к этому. Поэтому наша задача – не только заинтересовать школьника той или иной научной проблемой, но и примирить его со спецификой работы ученого.
- На каком языке проводятся занятия Летней школы?
- Преимущественно на английском, который уже давно стал языком научного общения, но используется и русский язык, которым владеют многие школьники постсоветского пространства и Восточной Европы. Поэтому участниками нашей школы становятся старшеклассники, владеющие английским или русским языками.
- Вы работаете преимущественно со школьниками Восточной Европы?
- Мы работаем со всем миром, но у нас пока слабо представлены Африка и Южная Америка. А вот из Северной Америки и Западной Европы школьников много. Но география участников нашей школы постоянно расширяется, мы получаем заявки из все большего числа стран, что, разумеется, свидетельствует о растущих популярности и авторитете нашей школы. Одна из наших важных задач – привлечь в школу тех молодых людей, которые по тем или иным причинам не могут использовать альтернативные возможности, принять участие в других школах. А у школьников Восточной Европы и постсоветского пространства такой альтернативы практически нет.
- Ваша школа ориентирована только на школьников?
- Да, только на школьников. И это ограничение обосновано. Дело в том, что школьники еще только пытаются определиться со своими интересами и возможностями, им необходимо понять, подходит им профессия ученого или нет, ведь от того, насколько правильно сделан выбор профессии, зависит будущее. А наша школа – это не только профориентация, но и апробация определенного образа жизни и мышления. Студенты уже сделали свой выбор. И чтобы избежать ошибок на этапе обучения в вузе, лучше сделать обоснованный выбор еще в старшей школе.
- Как проходят занятия в Летней школе? Школьников знакомят с научными достижениями?
- С научными достижениями и перспективными направлениями их тоже знакомят, но, на мой взгляд, самое важное – сформировать у школьника достаточно адекватное представление об исследовательском процессе. Вообще у школьников постсоветского пространства нет тех возможностей выбора, которые есть, например, у американских сверстников, которые уже в старшей школе могут сами выбирать предметы для изучения в следующем семестре. А на постсоветском пространстве делать выбор приходится еще при переходе в старшую школу, решать, идти в физ.-мат. школу, в биологический класс и т.д. В американской и западноевропейских школах время выбора отодвинуто, что позволяет принять более обоснованное решение относительно будущей профессии.
- Вы считаете, что американская система школьного образования более совершенна?
- Вообще образование – очень сложная и многомерная система, которую трудно описать линейными параметрами. При этом американскую систему образования не следует воспринимать как некую однородную структуру. Там все по-разному, причем не только в разных штатах, но и в разных школах одного города. И то, как финансируется та или иная школа, как строится в ней процесс обучения определяется на муниципальном уровне. Но даже если в рядовых школах не все идеально, а элитарная школа время от времени выпускает будущих нобелевских лауреатов, то науке этого вполне достаточно.
- Вернемся к Летней школе. Как организована ее работа?
- Мы даем школьникам полную информацию о том, какие проекты они могут выполнять во время прохождения школы, причем очень многое они делают сами, то есть реально включаются в исследовательский процесс, участвуют в проводимых экспериментах. В этом году у нас было 12 проектов, и сделать выбор было достаточно сложно.
- Участники вашей школы должны сразу определиться с интересующей их тематикой или сначала их знакомят с имеющимися направлениями?
- У нас есть несколько этапов выбора. Сначала заведующие лабораториями представляют участникам школы проекты, кроме того, они знакомятся с буклетом, где представлены эти проекты, а потом уже определяются с выбором.
- Как происходит отбор в вашу школу?
- У нас конкурс, причем большой, примерно 8-10 человек на место, и уже с ноября мы начинаем готовиться к Летней школе, принимаем заявки, просим школьников в письменном виде представить свои интересы.
- Как финансируется ваша школа?
- У нас есть несколько источников финансирования, но главный источник – Zimin Foundation, семья, которая основала компанию Билайн. Школа длится 18 дней, и мы полностью оплачиваем как приезд специалистов, так и участие школьников, то есть они проходят школу абсолютно бесплатно. А это очень важно, поскольку не все семьи в состоянии оплатить участие своих детей в других такого же рода школах.
- Они получат какой-то документ о прохождении школы?
- Да, они получают сертификат, но те знания и навыки, которые им дает школа, адекватное представление о специфике исследовательской деятельности гораздо важнее.
- Среди участников нынешней школы есть школьники из Армении?
- Да, их пять человек.
- Почему было принято решение провести нынешнюю Летнюю школу в Армении?
- Тут сыграли роль как конкретные, так и общие причины. В связи с введенными против России санкциями в этом году мы не можем привезти российских школьников практически никуда, кроме Армении и еще нескольких стран. Кроме того, мы всегда ищем новые площадки. В Армении у нас нет языковых проблем, плюс географическая близость и приемлемая стоимость. Например, проведение такой школы в Швейцарии обошлось бы в 20 раз дороже. А поскольку наша миссия – распространять этот формат обучения, мы любим приезжать в разные страны, чтобы другие ученые могли увидеть, как мы работаем и использовать этот опыт. Со своей стороны, мы всегда готовы помочь в организации таких школ.
- Как вы оцениваете результаты проведения ваших Летних школ?
- За одиннадцать лет проведения нашей Летней школы ее прошли 700 человек из 40 стран. Мы приобрели большую известность, и есть основания полагать, что это самая сильная из биологических Летних школ в мире. Нам удается успешно ориентировать школьников на занятия наукой, что подтверждается тем, что более 50% наших выпускников после окончания университета поступают в магистратуру и аспирантуру. А это очень высокий процент. А на уровне университета специальность биолога выбирают 95%. Но тут трудно сказать: это мы удачно отобрали участников или Летняя школа так на них повлияла.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.