БАГАЖНИК КАК ОРИЕНТИР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
В интервью «ГА» участник проходившей в Ереване международной конференции по теоретической физике, профессор Университета Гамбурга (Германия) Глеб АРУТЮНОВ говорит о проблемах образования и науки, связанных со сменой системы ценностей.
- Г-н Арутюнов, что вы считаете наиболее актуальной проблемой науки сегодня?
- Более всего меня беспокоит отношение общества к фундаментальной науке, непонимание ее роли. Я никогда не жил в Армении, не знаю, как обстоят дела здесь, но, думаю, что во всем мире происходят аналогичные процессы. К сожалению, многим кажется, что фундаментальная наука теряет свою первостепенную роль и можно получить прикладной результат, разработать новые технологии и т.д., не основываясь на последних и полученных прежде результатах фундаментальных исследований. То есть ставятся тактические, а не стратегические задачи, что является серьезной ошибкой. И это, в свою очередь, крайне негативно сказывается на состоянии системы образования, которая в той или иной степени деградирует во всем мире. Нужен другой подход, иная стратегия развития науки, в противном случае уровень системы образования неизбежно снижается, что приводит к негативным последствиям, как это происходит в Германии.
- В Армении также масса претензий и к школе, и к вузам, но неужели эта проблема актуальна и для Германии, система образования которой считалась образцовой?
- Да, так было еще лет десять назад, но потом все круто изменилось в худшую сторону. Меняется, деградирует общество, оно уже исповедует другие ценности и, естественно, другим становится отношение к знаниям. Образованность, профессионализм перестали считаться важными характеристиками личности. Поэтому то, что происходит в системе образования Германии, начиная со школы, не может не вызывать беспокойства. Немецким учителям значительно повысили зарплату, но они стали хуже учить. Немцы – рациональный народ, великая нация, и я не понимаю, почему они воспитали потерянное поколение, преобладающая часть которого не стремится к приобретению знаний.
- Но, может быть, надо улучшить учебные программы?
- Проблема не в этом. Надо изменить идеологию. Люди должны осознать ценность знаний, образования, их роль в развитии общества и всех сфер профессиональной деятельности. Если еще в школе ребенок овладел азами фундаментальных наук, по крайней мере получил о них некоторое представление, то в дальнейшем его можно научить всему. Но надо понять, зачем нужно учить детей, нужна мотивация образования. Я думаю, что, если общество осознает важность знаний и образованности, это поможет справиться со многими негативными социальными явлениями. Но школьные учителя стали плохо учить детей. Произошла смена системы ценностей и новые приземленные интересы оказались сильнее стремления к достижению стратегических целей.
- Но, может быть, учителям просто не хватает знаний, может, они не в состоянии обеспечить высокий уровень обучения?
- Проблема в том, что современное общество не хочет ставить перед собой сложных задач, оно не готово затруднять себя получением серьезного образования. Люди стремятся к легкой, максимально комфортной жизни и хотят неограниченно потреблять. А стремление к простоте всегда крайне опасно, оно неизбежно приводит к краху. И если не овладевать новыми знаниями, не созидать, не двигаться вперед, то через какое-то время потребление начнет сокращаться по объективным причинам. Но большинство людей не хотят этого осознавать. Как я уже говорил, изменилась идеология, а с ней и критерии. Прежде человека считали глупым, если он мало знал, теперь умным считается тот, кто может много купить. Но человек не багажник, в который можно напихать как можно больше вещей и решить все проблемы. То, что происходит сегодня, весь этот опасный процесс деградации – результат формирования общества потребления и его идеалов. Но, не прилагая усилий, долго потреблять невозможно.
- Но ведь в Германии все-таки есть прекрасные научные центры, работающие на самом высоком уровне…
- Да, такие центры в Германии есть, но там работают нестандартные, по нынешним меркам странные люди, не утратившие интереса к знаниям. Это особая и очень небольшая группа людей, не присоединившихся к большинству. Они пробиваются к знаниям, но добиться поставленной цели удается лишь очень немногим из них. Такова специфика исследовательской деятельности.
- Но ведь так было всегда. Преобладающая часть человечества – средние люди, не наделенные выдающимися способностями, которые не ставят перед собой высоких целей…
- Да, но когда нужно решить какую-то проблему, сделать это могут только особые люди. Ученые пытаются достичь высот даже там, где это практически невозможно. Мы ищем выходы, решения. Иногда их находим, иногда нет. Но во всех случаях наши интересы лежат в другой области. А путь к познанию очень тяжелый, и мы лишь частично можем реализовать свои цели. Все еще существует много вопросов, на которые мы не знаем ответа. Иногда мне говорят: вот вы профессор физики, скажите, что было до Большого взрыва? А я не знаю, и никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Существуют только неподтвержденные предположения.
- Но, представьте состояние человечества, если бы оно имело ответы на все вопросы…
- С этим трудно не согласиться.
- И все-таки ученые - эти очень немногие люди – выполняют стратегические задачи, научный прогресс продолжается…
- Да. Научное развитие, разумеется, продолжается. Делаются новые открытия. Но Германия, где я живу и работаю уже много лет, теряет прежние ведущие позиции. Центр развития перемещается в другие страны, в частности, в Китай. Там приоритет знаний и профессионализма сохраняется. Это другая идеология, определяющая развитие.
- Вы родились в СССР, учились в советской школе. Стоит ли всех учить по одной программе, как учили тогда?
- Советская школа действительно была очень хорошей, она давала прекрасную подготовку и, думаю, это лучший образовательный опыт, кстати, основанный на немецкой системе образования.
- Какие задачи стоят сегодня перед фундаментальной наукой?
- В общем-то эти задачи никогда не менялись. Можно сказать, что это наука ради науки. Фундаментальные исследования не ставят прикладных задач. Они открывают законы природы, формируют концепции и модели, по которым функционируют природа, общество, мышление. Но некоторое время спустя эти законы и модели находят практическое применение. Развитие прикладной науки, решение тех или иных практических задач возможно только на основе фундаментальных знаний.
- А что вы считаете наиболее актуальной задачей науки сегодня?
- Сегодня основные усилия ученых всего мира направлены на поиск новых источников энергии.
- Вы имеете в виду термоядерный синтез?
- Не думаю, что это реально. Скорее будет доминировать обычная ядерная реакция. На мой взгляд, попытки создания термоядерной энергетики не дадут результатов. Это мое мнение. Но задачи науки этим не исчерпываются. Останавливаться нельзя. Это конец развития, путь в никуда. Мы еще слишком мало знаем об окружающем нас мире. Преобладающая часть человечества довольствуется ролью багажника, их единственная цель – потребление, но, к счастью, все еще есть эти странные люди, которые работают в науке и стремятся проникнуть в неведомое. И пока они есть развитие продолжается.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.