ИГРЫ В ДЕМОКРАТИЮ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
В интервью «ГА» директор Ереванского НИИ средств связи, доктор технических наук, профессор Мгер МАРКОСЯН говорит о проблеме вынужденных переселенцев из Арцаха и причинах трагических событий последнего времени.
- Г-н Маркосян, сегодня перед Арменией стоит целый ряда актуальных и тяжело решаемых вопросов: как помочь людям, изгнанным из Арцаха? Как обеспечить их жильем и работой? Что сделать, чтобы они не рассеялись по миру, как это уже случилось с беженцами из Азербайджана, потом с сирийскими беженцами? Но, судя по всему, печальный опыт прошлого ничему наше государство не научил.
- Вопросы действительно очень тяжелые, но их надо решать. А поскольку преобладающее число арцахцев – сельские жители, то государство должно безотлагательно разработать программу развития сел с учетом нынешних реалий. Заброшенных, необрабатываемых земель в Армении много, и при оперативном и грамотном решении юридических и других сопутствующих вопросов этот ресурс можно эффективно использовать.
- Дело в том, что большая часть этих заброшенных земель имеет собственников, которые давно уехали из Армении и вряд ли вернутся, но сейчас передать эти земли арцахцам, видимо, невозможно. Урегулирование юридических вопросов потребует немалого времени, а людям, лишившимся всего, надо как-то жить сейчас.
- Случаются ситуации, когда надо принимать экстренные, неординарные и жесткие решения, и государство должно уметь с такими ситуациями справляться. Если на протяжении многих лет эти земли никак не использовались, значит они не нужны их хозяевам. Не знаю, какое решение в этом случае предложат юристы, но не сомневаюсь, что его можно найти. Эти заброшенные земли должны быть бесплатно переданы тем, кто прошел через тяжелейшие испытания и лишился всего. Но, разумеется, не стоит сразу же передавать эту землю арцахцам в собственность, потому что найдутся люди, которые тут же ее продадут и уедут в другие страны. Те, кто заинтересован в приобретении земли, должны подтвердить, что у них она будет работать и только после этого стать ее собственниками.
А владение землей удерживает человека на месте, создает серьезные мотивации для ее эффективного использования. К тому же есть еще один важный момент – насколько это возможно, нужно обеспечить этим людям состояние психологического комфорта. Если они будут становиться наемными рабочими в сфере аграрного производства, это будет унижать их человеческое достоинство, а они уже пережили много испытаний и потрясений. Кроме того, государство должно предоставить этим людям субсидии, беспроцентные кредиты, чтобы они могли построить дома.
- Принято считать, что в Армении дефицит рабочих мест, многие утверждают, что не могут найти работу. С приездом арцахцев эта проблема еще более обострится. Что вы скажете по этому поводу?
- Думаю, все мы заметили, что в Армении появилось много трудовых мигрантов из Индии и других стран Азии, и их число растет. Как получается, что для них работа есть, а для наших нет? Люди, которые говорят, что работы нет, или вообще не хотят работать, или имеющиеся рабочие места их не устраивают. Но работы много. Нужны и рабочие аграрной сферы, и инженеры высокой квалификации, и другие специалисты. Сегодня в селах Армении появляется все больше пастухов и работников ферм иностранцев. Причем эти люди как-то умудряются не только здесь жить, но и посылать деньги своим семьям. А наши не хотят идти на такую работу. Значит, имеют другие источники существования.
- Армяне всегда считались трудолюбивым народом, почему в последние годы многое изменилось?
- Начнем с того, что эта тенденция усиливается во всем мире. Люди хотят хорошо жить, не прилагая усилий. В развитых странах на тяжелых факультетах университетов учится много китайцев, корейцев, индийцев, многие европейцы вообще не хотят получать высшее образование. Не будем пытаться анализировать причины такой ситуации в развитых странах, но в годы независимости в Армении критерий профессионализма утратил первоначальную ценность, многим удавалось занимать высокие должности независимо от знаний и опыта. Решающую роль стали играть другие характеристики, что и привело к очень печальным последствиям, кризису управления. Но дурные примеры заразительны.
В последнее время многие, не зависимо от квалификации, считают, что работать можно только за очень большую зарплату. Я знаю массу примеров, когда молодой человек вроде бы хочет найти работу, обращается в какое-то учреждение, но единственное, что его интересует – размер зарплаты. Однако потом выясняется, что у него нет ни знаний, ни навыков, соответствующих зарплате и должности, на которые он претендует. А кто будет платить, если нет соответствующей отдачи? Рабочие места - относительное понятие. Что же касается трудолюбия армян, то, когда один китайский предприниматель приехал в Армению и увидел, как здесь работают, он усомнился, в том, что мы трудолюбивый народ.
- Есть ли какое-то представление о том, кто приехал, какая квалификация у этих людей?
- Если рассматривать вопросы трудоустройства вне сферы аграрного производства, то среди вынужденных переселенцев мало специалистов высокой квалификации.
- Но ведь среди выходцев из Арцаха было много известных ученых, военачальников…
- Тогда были совершенно другие условия, другая страна, которая предоставляла возможности роста всем своим гражданам. Кстати, мы знаем примеры, когда арцахцы успешно делали карьеру и в Российской империи. В Арцахе, ставшем независимом государством, практически не было производства, действовало всего несколько небольших предприятий, выпускавших алкогольные напитки, консервы, молочные продукты. У этих людей практически не было возможности профессионального роста. Те, кто хотел стать хорошим специалистом, уезжали в Армению или в Россию. До последнего времени, пока не закрылась дорога, я преподавал в Шушинском технологическом университете. Многие студенты плохо учились, но были и те, кто действительно стремился овладеть знаниям, имел способности. Но поскольку в силу сложившихся условий этим ребятам приходилось сочетать учебу со службой в армии, они не могли полностью включиться в учебный процесс. А когда студент приходит на занятия с боевого дежурства, то требовать от него глубоких знаний просто не получается. Война очень влияет на все сферы жизни.
- Наверное, нужны какие-то государственные программы по адаптации и интеграции арцахцев?
- Такие программы – образовательные, по развитию сел и повышению уровня аграрного производства, развитию предпринимательской деятельности должны быть обязательно разработаны и реализованы.
- Армянский народ пережил многого тяжелейших испытаний, но никогда не был так унижен, как сегодня. Что привело нас к нынешнему плачевному состоянию?
- Некомпетентное управление и отсутствие адекватной идеологии. На протяжении всех лет независимости решения принимали дилетанты, которые думали, что достаточно перенести в наши условия западные модели и начнется процветание. Нашу страну губят некомпетентные экономисты и люди, для которых личные интересы, стремление к обогащению важнее национальных интересов. За более, чем 30 лет независимости так и не появилось адекватной программы развития нашего государства. Сама роль государства понималась неправильно. Считалось, что государство должно только создавать инфраструктуру, а все остальное сделают сами люди. Но это не так.
Государство должно ставить задачи, определять приоритетные сферы развития и всячески их поддерживать. Например, правительство Кубы приняло решение превратить свою страну в один из крупных мировых центров по лечению ряда онкологических заболеваний. В развитие этой сферы вкладывались большие средства, велась подготовка специалистов, и цель была достигнута. Сейчас туда едут лечиться пациенты из многих стран. Приведу обратный пример. У нас очень успешно развивалась стоматология, наши соотечественники из разных стран приезжали решать стоматологические проблемы в Армении, цены и качество их устраивали. Но потом государство решило, что стоматологи зарабатывают слишком много, им повысили налоги, соответственно возросли цены и число зарубежных обращений резко снизилось. То же самое произошло и с пластической хирургией. Наше государство так и не научилось поддерживать перспективные направления и стратегически мыслить.
Другой пример: у нас был завод «ЕрАЗ». Да, качество продукции оставляло желать много лучшего, значит, надо было увеличить вложения в эту отрасль, повысить требования к продукции и всячески поддерживать местного производителя. Вместо этого стали покупать микроавтобусы из других стран. В таких условиях на развитие рассчитывать не приходится. Продукция развивающейся страны не может конкурировать с изделиями известных состоявшихся фирм. А у нас интересы местного производителя игнорируются, каждый что хочет, то и завозит, но идея открытого рынка не подходит для стран, которые только начинают развивать экономику в изменившихся условиях.
Попробуйте ввести товар в Китай, где государственная политика всячески поддерживает местного производителя. Вам придется оплатить таможенные пошлины в таком размере, что попытка экспорта сразу провалится. А кого поддерживает наша внутренняя политика? Крупные зарубежные фирмы, конкуренцию с которыми наш производитель не выдержит? Но целая армия наших экономистов так и не осознала эту простую истину, что и привело нашу экономику, а значит и страну в нынешнее состояние. Игры в демократию в развивающейся стране крайне опасны. А без грамотного развития экономики, производства мы не сможем обеспечить ни обороноспособность страны, ни нормальных условий жизни для вынужденных переселенцев.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.