Последние новости

НЕ ФУТБОЛЬНЫЙ ИНЦИДЕНТ

"Давай, до свидания!" и национально-освободительный "Талышский карнавал" в Азербайджане

На днях во время футбольного матча "Хазар" (Ланкаран) - "Нефтчи" (Баку) в городе Ленкорань, компактно населенном талышами так называемой южной зоны Азербайджанской Республики, произошли жестокие столкновения между болельщиками местной команды, этническими талышами, и прибывшей из Баку группой болельщиков "Нефтчи". Обстановка в Ленкорани настолько накалилась, что гости из Баку долго не могли покинуть город. Недавно мы обсуждали талышскую проблематику с основателем радиостанции "Голос Талышистана", завкафедрой иранистики ЕГУ профессором Гарником Асатряном. Были затронуты, в частности, вопросы, касающиеся Талышского национального движения и перспектив его развития. Как расценивает профессор последние события в Ленкорани?

- Какова полная картина этого футбольного инцидента?

- К сожалению, вся информация об этнических развитиях в Азербайджане, будь то в Талышистане или других регионах страны, населенных лезгинами, аварцами, татами и т.д., тщательно фильтруется властями, и поэтому получить более или менее цельную картину о тех или иных событиях бывает подчас очень трудно. События в Ленкорани, спровоцированные футбольным матчем, вскоре действительно приобрели характер межэтнического противостояния. В столкновениях с правоохранительными силами, по некоторым источникам, были ранены более десяти человек; в течение двух дней все дороги в город были перекрыты. Согласно информации, полученной из кругов слушателей "Голоса Талышистана" через третьи страны, огромные массы народа, собравшись в общественных местах, выкрикивали различные патриотические лозунги в контексте антиазербайджанской риторики. Громче остальных лозунгов звучал "Ланкон Толышистони пайтахтэ", т.е. "Ленкорань - столица Талышистана". В народе местную команду называют уже не "Хазар Ланкаран", а на талышский лад - "Каспи Ланкон". Какова была объективная картина этого явно межэтнического столкновения, с точностью восстановить невозможно. В частности, каков был характер репрессивных мер со стороны властей, сколько человек было арестовано и т.д., насколько я знаю, не сообщается ни в одном азербайджанском информационном органе. Вообще на Талышистан и талышский вопрос в Азербайджане наложено довольно строгое табу.

- Но почему вы думаете, что это было проявление именно межэтнической розни? Ведь столкновения, порою даже кровавые, между болельщиками команд стали обыденным явлением во всем мире.

- Когда в обществе есть дискриминация по национальному признаку, когда полностью игнорируются права коренных народов, когда жестко подавляется всякое проявление их этнической самобытности, то любой повод, особенно зрелищные мероприятия - будь то свадьба или похороны, религиозные праздники или траурные шествия, госмероприятия, концерты и, конечно же, футбольные матчи - становятся очень удобным фоном для проявления подавленных чувств народа, группового идентитета. Маленькая искра - и возгорается огонь. Футбольные казусы в Европе - совершенно иные по сути своей явления. Это, скорее, пьяные драки, столкновения ошалевшей от чрезмерного употребления алкоголя молодежи, изливающей внутреннюю агрессию под видом клубной солидарности. В этих пьяных дебошах, часто приводящих действительно к трагическим последствиям, нет ничего этнического.

Случай, подобный ленкоранскому, ни в коей мере нельзя считать обычным мордобоем между болельщиками двух конкурирующих футбольных клубов. Это даже не протест против угнетающей системы дискриминации, а в первую очередь подходящая арена для демонстрации собственного национального "я". Это, скорее, сродни средневековому карнавалу, в котором стираются все грани условности, возникает атмосфера свободы... Не случайно же народ на стадионе и на улицах города скандировал "Толышимон-хестимон, талишимон-хестимон" (т.е. "Мы-талыши, мы-есть, мы-талыши, мы-есть"), а иногда, привязывая этот лозунг к "карнавалу", -"Талишимон-хестимон, Каспи Ланконэ пештимон", т.е. "Мы-талыши, мы-есть, мы-за Каспи Ланкона" (т.е. за команду "Хазар Ланкаран").

А чтобы получить хоть отдаленное представление о том, что творится в Азербайджане и какая в этой стране царит атмосфера вокруг нацменьшинств, достаточно прочесть книгу воспоминаний вдовы известного талышского писателя, редактора газеты "Голос Талыша" Новруз-Али Мамедова, замученного по ложному обвинению в застенках азербайджанской политической охранки. Эта книга, кстати, доступная в интернете, - правдивая история женщины-аварки Марйам-ханум Мамедовой, потерявшей не только мужа, но и двух сыновей в борьбе за элементарные права национального самовыражения. А вы знаете, в чем истинная причина ареста другого редактора той же газеты - Гилала Мамедова? В раскручивании в интернете известной групповой песни "Ты кто такой? Давай, до свидания!", через которую многомиллионная русскоязычная аудитория в кратчайший срок узнала, что есть такой народ - талыши. Но не в этом боязнь властей, а в том, что подлинно татско-талышский песенный жанр мейхана, десятилетиями забытый, вдруг стал популярным, почти обрядовым действом, при котором всегда может возникнуть чувство единения, выкристаллизироваться самосознание, проявиться "карнавальная" свобода, способная вмиг разнести механизмы подавления неуклюжей искусственной миниимперии.

- Кстати, как освещала радиостанция "Голос Талышистана" события в Ленкорани?

- Очень объективно. Как я уже неоднократно говорил, наша главная задача - способствовать развитию талышской культуры и языка. И только. Но не буду лукавить: при полном отсутствии собственных национальных институтов промотирования этнической самобытности и культуры в собственной стране радиостанция "Голос Талышистана" является для талышей на сегодняшний день единственным источником "карнавальности", отражающим прошлое, настоящее и будущее народа. Сейчас уже талыши говорят: "Толишистони садо радио-чыма радио", т.е. "Радио "Голос Талышистана" - наше радио" или "Толишистони садо радио - чыма миллати аламдарэ", т.е. "Радио "Голос Талышистана" - знаменосец нашего народа". И это высшая оценка деятельности радиостанции.

- Вы много занимались проблемами курдов, заза и других народов региона, долгие десятилетия ведущих национально-освободительную борьбу. Как бы вы сравнили Талышское национальное движение с движениями этих народов? Что общего между ними и что их отличает?

- Все эти движения нацелены на приобретение народами права самим распоряжаться собственной судьбой. Но курдское движение - не монолитное явление; это, скорее, борьба по сути разных субэтнических групп, выступающих под общим обозначением "курды", за суверенитет в Турции, Ираке, Сирии. Курдское движение (или, правильнее, движения) не имеет четко оформленной реалистичной идеологии и концептуальной основы, к тому же оно во многом держится на трайбалистских традициях - всей его движущей силой по сей день является племенная аристократия. Национальное движение заза сформировалось в основном в течение последних двух-трех десятилетий и имеет явные тенденции развития. Но и здесь конфессиональные различия (часть заза - алевиты, часть - сунниты) и проблемы с самоидентификацией создают определенные барьеры на пути объединения всего потенциала народа. Талышское же движение - монолитный конструкт с четкой идеологией и реалистичным видением будущего и, что важнее всего, со своим общепризнанным национальным лидером.

- Как бы вы вкратце охарактеризовали последние события в Ленкорани? Если это, как вы считаете, не футбольный инцидент, то что же? Всплеск национального самовыражения?

- Образно говоря, это, возможно, начало "Талышского карнавала".

ИА REGNUM

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАТАРСКИЙ ДНЕВНИК: АЗИАТСКИЙ ТРИУМФ И СЕРБСКИЙ АЭРОДРОМ
      2022-12-03 15:04
      347

      2 декабря на чемпионате мира по футболу в Катаре состоялись заключительные матчи в группах G и H. В группе H Уругвай победил Гану со счетом 2:0, но этой победы оказалось недостаточно для выхода в плей-офф, поскольку в параллельном матче Южная Корея уже в добавленное время вырвала победу у Португалии (2:1) и вместе с ней вышла в 1/8 финала. В группе G Швейцария победила Сербию (3:2) и заняла второе место, а Камеруну для решения этой задачи не хватило даже победы над Бразилией со счетом 1:0.

    • КАТАРСКИЙ ДНЕВНИК: БЕЛЬГИЯ И ГЕРМАНИЯ ЕДУТ ДОМОЙ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ
      2022-12-02 14:22
      442

      На чемпионате мира по футболу в Катаре 1 декабря стали известны участники плей-офф в группах E и F. В группе F Марокко победила Канаду со счетом 2:1 и неожиданно для многих вышла в 1/8 финала, причем с первого места, Обладатель второй путевки определился в матче Хорватия – Бельгия (0:0) в котором хорватов устраивала ничья. В группе E Япония преподнесла очередную сенсацию, обыграв на этот раз Испанию (2:1). Вторая сенсация чуть не произошла во встрече Коста-Рика – Германия, где костариканцы к 70-й минуте вели 2:1. В итоге немцы переломили ход матча в свою пользу (4:2), но этот результат вывел в плей-офф Испанию.

    • КАТАРСКИЙ ДНЕВНИК: ПОЛЬША ОБРАДОВАЛАСЬ ПОРАЖЕНИЮ, МЕКСИКА ОГОРЧЕНА ПОБЕДОЙ
      2022-12-01 11:46
      849

      На чемпионате мира по футболу в Катаре 30 ноября были сыграны заключительные матчи в группах C и D. В группе C Аргентина победила Польшу со счетом 2:0, а Мексика взяла верх над Саудовской Аравией (2:1). В плей-офф вышли Аргентина и Польша. В группе D Тунис и Австралия с одинаковым счетом 1:0 обыграли Францию и Данию. Дальше проходят Франция и Австралия.

    • КАК ИГРАЛИ ХОЗЯЕВА МУНДИАЛЕЙ
      2022-12-01 09:04
      931

      Сборная Катара не смогла выйти из группы A на домашнем для себя чемпионате мира, заняв последнее место и проиграв все три матча сборными Нидерландов (0:2), Сенегала (1:3) и Эквадора (0:2). Как же выступали хозяева предыдущих мундиалей?