Последние новости

СПАСТИ ГАНДЗАСАР И АМАРАС: РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ МОГЛИ БЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ ОХРАНЫ АРМЯНСКИХ СВЯТЫНЬ

Судьба российского миротворческого контингента в Арцахе продолжает оставаться неопределенной - заявления, звучащие из Кремля и МИД РФ, не вносят никакой ясности. С одной стороны, практическое отсутствие армян делает дальнейшее присутствие РМК бессмысленным, с другой – есть некоторые признаки того, что Москва договорилась с Баку об пребывании миротворцев до окончания оговоренного срока, т. е. примерно до лета 2025 г.

МЕЖДУ ТЕМ ЕСТЬ КАК МИНИМУМ ОДИН ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС, который может стать обоснованием для продолжения российской миссии. Это сохранение армянского культурного исторического наследия, включая такие бесценные шедевры, как Гандзасар и Амарас, а также оказавшиеся под азербайджанской оккупацией ранее Дадиванк, храм Казанчецоц Аменапркич в Шуши, Цицернаванк, Гтчаванк, Тигранакерт, как и множество древних церквей в городах и селах Арцаха. Речь в целом - о сохранении богатейшего христианского наследия, являющегося неотъемлемой частью не только армянской, но и мировой цивилизации.

О том, в какой опасности оказались великие святыни армянского народа, говорить излишне: достаточно просто сказать, что они остались под властью страны, для которого вандализм, осквернение и присвоение чужого наследия являются частью политики и поощряются на государственном уровне. Вот всего два примера из событий трехлетней и двухнедельной давности.

Сразу после подписания в ночь с 9 на 10 ноября 2020г. соглашения о прекращении огня в Арцахе вторгшиеся в Шуши азербайджанские банды осквернили собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя). Фотографии оставленного вандалами «следа» на внешних и внутренних стенах церкви позже появились в соцсетях. Буквально несколько дней назад агентство Франс Пресс распространило кадры нынешнего состояния сакрального для армян храма – в строительных лесах, лишенного куполов и других известных атрибутов. В июле прошлого года появились свидетельства разрушения другого шушинского храма – Канач жам.

А пару недель назад - 27 сентября, когда трагический исход арцахских армян был еще в самом разгаре, уже были зафиксированы случаи осквернения памятников. Как сообщил сайт monumentwatch.org, азербайджанские военные с трассы Мартакерт-Карвачар открыли прямой наводкой огонь по монастырю Чаректар. На следующий день видеокадры этого обстрела появились в соцсетях.

Что ждет вековые святыни армянского народа, учитывая многолетние поползновения азербайджанцев на те же Гандзасар и Дадиванк, догадаться нетрудно. Особенно с учетом того, что нынешние армянские власти вряд ли будут прилагать серьезные усилия по их спасению: достаточно сказать, что по сей день Министерство, ведающее в том числе вопросами культуры, ни слова не проронило об оставшихся под оккупацией сокровищах.

ЛИШЬ 10 ОКТЯБРЯ ОБ ЭТОМ ЗАГОВОРИЛ ПОСТПРЕД АРМЕНИИ В ЮНЕСКО, и лишь 12 октября замминистра затронул эту тему – да и то лишь по случаю встречи с делегацией ЮНЕСКО. Ни одного заявления о том, что величайшие святыни армянского народа оказались под серьезной угрозой, до сих пор не озвучено и ни единого практического шага с целью привлечь к проблеме внимание международного сообщества не предпринято.

 И если в первые после 44-дневной войны месяцы такие заявления время от времени звучали, то впоследствии МОНКС напрочь «забыл» об оставшихся во власти варваров памятниках. «Воюющей» с Гарегином Нжде ханум по фамилии Андреасян, вместе с муженьком удобно пристроившейся под филейными частями их любимого «варчапета», нет дела до Дадиванка, Цицернаванка, Гандзасара и Амараса. Зато ее и сотрудников МОНКС сильно интересует состояние азербайджанского "наследия" на территории Армении, для изучения которого, как недавно стало известно, выделен щедрый госгрант.

 Понятно, что на ЮНЕСКО нет никакой надежды – ООН, судя по последним заявлениям, с потрохами куплена Азербайджаном, да и эффективность со знаком минус всех этих "авторитетных" организаций налицо. РМК, безусловно, провалил свою главную миссию, но охрана армянских святынь может стать для русских весьма уважительной причиной для дальнейшего пребывания в Арцахе. Если, конечно, они этого действительно хотят. Что касается необходимых правовых оснований, они в определенной степени присутствуют.

 14 ноября 2020 года Путин в телефонном разговоре с Алиевым обратил внимание на то, что в районах, перешедших под контроль Баку, расположены христианские храмы и монастыри. «В этой связи он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь. Президент Азербайджана проявил на этот счет понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона", - сообщала пресс-служба Кремля. В каком именно «ключе» действовала азербайджанская сторона в реальности – говорить излишне.

 В тот же день российские миротворцы взяли под охрану храм Дадиванк в Карвачарском районе, там также продолжали оставаться священнослужители ААЦ. Сегодня армянские священники покинули храм, надо полагать, свернули пост и русские, и один из самых любимых и почитаемых храмов армянского народа оказался полностью во власти варваров.

20 НОЯБРЯ 2020 ГОДА ЮНЕСКО СООБЩИЛА, ЧТО «ХОЧЕТ ПОМОЧЬ сохранить объекты культурного наследия в Нагорном Карабахе и направить туда специальную миссию». Это желание организации так и осталось на бумаге, ибо за 3 года ее руководство оказалось не в состоянии хотя бы раз добиться доступа на оккупированные территории Арцаха, уже не говоря о мониторинге и охране.

 17 ноября того же года организация «Архнадзор» обратилась к Владимиру Путина с просьбой отправить миротворцев охранять памятники культурного наследия в Карабахе. Открытое письмо подписали несколько десятков экспертов, кавказоведов и градозащитников, которые призывали президента РФ сделать миссию по спасению этих объектов темой межгосударственных переговоров. Они также предлагали направить в НКР специалистов по культурному наследию, а до появления экспертов – привлечь к мониторингу миротворцев.

 Сегодня все эти вопросы еще более актуальны, нежели 3 года назад, потому что в оккупации оказалось куда больше армянских памятников, и среди них, повторюсь, признанные шедевры. Если Россия хочет остаться в Арцахе, их спасение и сохранение - прекрасный повод и шанс для христианской страны выполнить свою миссию хотя бы по части мониторинга и сохранения культурного наследия армянского народа.

 Но куда более важный и решающий в данном случае вопрос - хочет ли сама Армения спасти и сохранить свои святыни, без которых невозможно представить культурную, историческую и духовную идентичность нашей нации.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЕСЫ
      2024-05-15 10:56

      Тот факт, что оккупационный режим Армении практически с первых дней прихода к власти инициировал борьбу с Армянской Апостольской Церковью, давно не вызывает сомнений. Как и то обстоятельство, что одним из фундаментов, на который опирались стоявшие за госпереворотом 2018-го внешние силы, были деструктивные секты, долгие годы активно работавшие против ААЦ и вербовавшие своих членов в том числе за счет ее прихожан. И было бы поистине странно, если бы власть и ее приспешники яростно не ополчились и не ощетинились против Церкви на фоне происходящих сегодня событий. Но чтобы вот так - откровенно до бесовства, до сатанизма?

    • НАЦИЯ-АРМИЯ, НАЦИЯ-КРЕПОСТЬ, НАЦИЯ - ХРАМ
      2024-05-13 09:36

      Этот человек каждый день выдает нам нечто новое о нас самих - о том, какими мы, армянское государство, должны стать. Он говорит простым языком, но и очень часто формулами, которые вроде бы витали в воздухе, но мы их не понимали и не улавливали. Он буквально за две недели сделал нас совершенно другими, буквально преобразил еще совсем недавно потерянный, покорившийся безжалостной судьбе, не знающий - как и что делать, чтобы предотвратить окончательную катастрофу своей Родины, государства и самого себя, отчаявшийся и не верящий никому народ. И превратил его обратно в нацию.

    • ДОРОГА К ШУШИ НАЧИНАЕТСЯ С КИРАНЦА
      2024-05-08 12:00

      Вновь настал этот день – 8 мая. День, когда была осуществлена уникальнейшая военная операция – «Свадьба в горах». День, который прежде был для нас совершенно особым, вернувшим нам Шуши, праздником, переполнявшим гордостью, ликованием, невыразимым счастьем. Вновь настал день, который вот уже четвертый раз полон горечи, ощущения огромной, исторически масштабной утраты и невыносимой тоски по любимому городу. Катастрофы, которая будет сопровождать нас постоянно – до тех пор, пока мы не вернемся в 8-9 мая 1992 года и опять не почувствуем выполненной историческую миссию – освобождение Шуши.

    • CРБАЗАН
      2024-05-06 10:05

      "Я верю: духовная Армения победит "новую Армению", дух победит "духов", триколор победит разделение на "черных" и "белых" - эти слова архиепископа Баграта Галстаняна уже стали крылатыми, стали лозунгом и квинтэссенцией начавшегося в Тавуше и превратившегося в общенародное движения. Как образ этого человека стал символом веры, борьбы и Родины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ