Последние новости

7 ПРЕМЬЕР ФЕСТИВАЛЯ ARMMONO+

У нишевого ереванского Международного театрального фестиваля ARMMONO есть еще и "специальный выпуск" под названием ARMMONO+, который возьмет старт 29 октября и покажет любителям жанра 7 премьер. Директор фестиваля Марианна Мхитарян уверена, что именно в придумывании новых программ - залог развития. И не только жанра.

- Кажется, ARMMONO - единственный наш театральный фестиваль, который проходит как бы в два тура. Чем обусловлен такой формат?

- Первый, или основной этап фестиваля - международный, и нам удавалось провести его в даже самые тяжелые периоды. И в период пандемии в режиме онлайн, и после войны в нем участвовали настоящие мастера жанра со всего мира, не просто играли спектакли, но реально нас поддерживали...

Второй этап - местный, я бы даже сказала республиканский, поскольку он не ограничивается Ереваном. За семь лет, что существует ARMMONO+ мы с большими программами выезжали в разные регионы страны, были в Тавуше, Лори, Шираке. Или к нам приезжали спектакли, скажем, из Сюника, Гориса и Капана. Для многих создателей этих спектаклей это был некий старт-ап не только для того, чтобы участвовать в международном формате, но развиваться дальше. Что касается конкретно нынешнего ARMMONO+, то у него есть своя концепция - это все премьеры. Ну, не совсем все, скажем так, за некоторым исключением.

- И какие это исключения?

- Днем 29 октября мы откроем фестиваль сказками, которые со сцены Маленького театра будет рассказывать детям из Арцаха Виктория Риедо-Ованнисян. Если честно, для меня это такое страшное дежавю: предположить не могла, что нам придется этот формат повторять... Когда-то Вита начала осваивать жанр, ездя по больницам и рассказывая сказки детям, пережившим землетрясение. А как совместный проект мы делали его после 44-дневной войны, и я никогда не забуду глаза детей из Дадиванка три года назад. И в самом страшном сне не снилось, что нам вновь придется к этому вернуться - хотя бы на час возвращать этих детей в безоблачное детство, дарить им сказку. Театр действительно может служить психо-терапевтическим инструментом, и я надеюсь, что сказки, которые будет рассказывать такая действительно волшебница, как Вита, ее способность потрясающе взаимодействовать с самой младшей аудиторией, даст не только детям возможность (пускай на короткое время) отвлечься от той реальности, в которой мы все существуем.

Еще одно наше "исключение" - это "Сны Гамлета", последний спектакль, который поставил Ваге Суренович Шахвердян. Его премьера состоялась полтора года назад, и тогда никто не предполагал, что это прощание Мастера. Я рада, что спектакль сохранился, что на нем будет присутствовать вся семья Шахвердян. Думаю, соберутся люди, для которых этот вечер станет вечером памяти Ваге Суреновича - мы играем спектакль в канун его ухода. Я считаю, что почтить память выдающегося армянского театрального режиссера - наш, в том числе, мой личный долг.

- Теперь о "концептуальных" спектаклях. Это ARMMONO+ кинул клич о премьерах для стимуляции жанра, или набрались спектакли, способные сложиться в целую фестивальную программу?

- Это вопрос типа "что было раньше - яйцо или курица". Смею надеяться, что фестиваль ARMMONO располагает достаточным количеством "стимуляторов" для развития моножанра в Армении.

Так или иначе, у нас 7 премьер. Два спектакля в театре "Амазгаин", который с завидным постоянством обращается к нашему формату. Первый - это практически дебют в жанре молодого режиссера Мэри Маркарян. Вместе с актрисой Зарой Акопян, которая недавно влилась в труппу, они сделали спектакль с длинным названием "Я, моя хандра, дорогая Капочка и иные взгляды" по рассказам Михаила Зощенко. Это совсем не тот случай, когда "обаяние молодости прощает недостатки" - спектакль уже вошел в репертуар театра. Это очень яркая, веселая, полная молодого задора постановка, в которой актриса работает и с куклами. И все это переплетается с великолепным профессионализмом, я бы сказала, не по годам своих создателей.

Второй спектакль - это уже мастер, один из ведущих актеров "Амазгаин" Гагик Мадоян. В тандеме со студентом выпускного курса режиссуры ЕрГИТиК-а Мушегом Бабаяном они обратились к знаменитой монопьесе Евгения Гришковца "ОдноврЕмЕнно". Гришковец на армянском языке - уже эксперимент, а в исполнении такого актера, как Гагик Мадоян, - это эксперимент успешный.

Дальше у нас спектакль "Я - дочь Распутина", международная европейская премьера которого очень неожиданно состоялась 10 дней назад в Литве. В связи с событиями в Израиле выпали два спектакля, и организаторы фестиваля попросили привезти две работы. Ну, и мы решили совместить два в одном, поскольку в Литву направлялся спектакль "Варечка" - совместное творчество Елены Варданян и Лилии Мукучян, которая недавно участвовала на фестивале в Кинешме и была удостоена приза "за лучшую женскую роль". Творческий тандем Лена-Лиля продолжил совместную работу. На сей раз это "Я - дочь Распутина" по пьесе нашего драматурга Рафаэля Акопджаняна, который живет в США и чьи пьесы идут в разных театрах мира. В том числе, "Комментарии непристойного Тома" в нашем театре кукол.

Еще в программе фестиваля Нвард Дудукчян, которая еще в годы учебы в студии Национального театра сделала "Целлофановое счастье" по пьесе Карине Ходикян и побывала на трех международных фестивалях. Сейчас у нее новая работа и тоже о женщине. Ну, и конечно, "Шорох в городе" - спектакль двух учеников Ваге Шахвердяна, уже маститого актера Армена Кушкяна и режиссера Галуста унаследовавшего от своего учителя взгляд на творчество и в какой-то мере его эстетику.

- Судя по программе, на спектакле "Сны Гамлета" будет присутствовать автор пьесы Нина Мазур - художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST», инициатор, консультант и селектор многих европейских театральных фестивалей. Она приезжает только на свой спектакль?

- Нет-нет! Чуть не упустила важный момент. Это будет такой армянский шоу-кейс спектаклей одного актера для одного международного зрителя. Нина Зиновьевна не смогла приехать весной на международный формат, и срок нынешнего ARMMONO+ мы согласовали с ее графиком. Она наш специальный гость, и мы заранее уже обсуждали какие-то фестивали, на которые можно рекомендовать новые армянские спектакли.

За этот год спектакли ARMMONO уже участвовали в 8 международных фестивалях. География довольно обширная - Польша, Литва, Германия, Албания, Белоруссия и, конечно, несколько монофестивалей в России. Со многих наши артисты возвращались с наградами. И это все работа, которая служит не только престижу армянского театрального искусства, но его постоянному развитию.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ