Последние новости

БОРЬБА БЕЗДАРИ С ТАЛАНТОМ

Нормально мыслящему человеку должны представляться непостижимыми упорные и целенаправленные действия определенных кругов нашего общества (самого разного профиля) по уничтожению культурного наследия армянского народа, в частности, архитектурных памятников советского периода. Действия этих сил, по существу, мало чем отличаются от варварского разрушения, или "преобразования" армянских исторических сооружений нашими соседями, получившими памятники армянского зодчества в незаконное наследство.

СНЕСЕННЫЕ В ЕРЕВАНЕ НА КОРНЮ ГОСТИНИЦА "СЕВАН", Дворец молодежи, далее остервенелые попытки уничтожить один из лучших образцов советского конструктивизма – летний кинотеатр "Москва", а теперь и красу проспекта Маштоца – Крытый рынок никак не укладываются в примитивную схему получения экономической выгоды. На самом деле иррациональное с точки зрения простого здравого смысла, непреодолимое и, в сущности, неосознанное влечение к уничтожению Красоты имеет под собой гораздо более основательную и прискорбную причину. Ее наименование – ожесточенная война бездарности против таланта. А бездарь на самом деле есть самый страшный в мире варвар.

Позволю себе привести несколько на первый взгляд не имеющих ничего общего с сегодняшними проблемами примеров из нашего недавнего прошлого. В 1972 году была подожжена мастерская художника Минаса, в которой сгорело 300 его работ, ожидающих персональной выставки в Париже (за свою короткую жизнь художник создал всего около 500 полотен); в 1968 году при голосовании на Всесоюзном конкурсе кинематографистов только представитель Армении выступил против присуждения второй премии армянскому фильму "Треугольник"; в 1975 году кинорежиссер Эдмонд Кеосаян включил в свой фильм "Когда наступает сентябрь" дорогую для сердца каждого армянина "Песню фидаи", и сразу же цензору в Москве не откуда-нибудь, а именно из Еревана пришло подметное письмо с доносом на "пропаганду национализма" в советском армянском фильме.

Примеры такого рода можно множить и множить. Притом безоглядная, беспощадная война бездари с талантом идет по всем азимутам: искусство, литература или архитектура вовсе не являются какими-то особыми или исключительными сферами ее, так сказать, активности, она может проявиться и при подметании улиц.

Например, в 1966 году талантливый ученый и инженер Карапет Сираканович Чобанян подал в Государственный комитет по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР (Госкомизобретений) заявку на регистрацию в качестве открытия разработанный им принципиально новый метод сварки, и сразу же против него со стороны самых могущественных сил республики началась такая ожесточенная война, что в течение 12 лет комитету, который сразу же признал выдающееся достижение армянского ученого, товарищи из армянской же Академии наук просто не давали законно оформить данное открытие. В конце концов это все же произошло, и Карапет Сираканович получил диплом на открытие под N102 (единственный в Закавказье!), но эта победа слишком дорого обошлась принципиальному ученому, он умер (фактически погиб) почти сразу после своего триумфа в 51 год.

АРМЯНЕ В ЭТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ (ТОЧНЕЕ, АНТИЧЕЛОВЕЧЕСКОМ) ПРОЯВЛЕНИИ вовсе не являются каким-то исключением или особым случаем – cальери всегда и везде не могли примириться с гениальностью Моцартов и не долго думая подсыпали недрогнувшей рукой яд в их бокалы.

Особенностью бездарности является то, что она с равным ожесточением воюет не только с живущим рядом с ней сегодняшним творцом и его творчеством, но и с творениями давно минувших дней, ибо ее неосознанная цель – уничтожение самой Красоты, ее перманентная задача – оставить место пусто. Пусть сорняки, но свои, на которых будет выгравировано ее "бессмертное" имя.

Благодарение богу - за последние годы в Армении сформировалось довольно активное гражданское общество, которое борется в том числе и за сохранение полученного нами от предков наследия. От исхода этой борьбы за чистую Армению зависит очень, очень многое. Долг каждого честного армянина - будь то рабочий у станка, программист у компьютера или президент страны – поддержать гражданских активистов, когда они ставят и пытаются решить действительно важные для страны вопросы. Что же мы на самом деле видим?

На днях по телевидению прошла информация о заседании правительства, на котором по предложению депутатов Давида Арутюняна и Арпине Ованесян (при чем здесь депутаты – для авторитета, что ли, или для отмазки?) было принято решение, в соответствии с которым Крытый рынок спасти уже невозможно, зато правительство обещает в дальнейшем ужесточить требования к владельцам сооружений, имеющих особое историческое и художественное значение. Буквально мертвому – припарки, по-другому не скажешь.

С этого дня я как будто болен. Что же это получается - государство, общество народ в конце концов прогнулись под тугой мошной? Полагаю, не я один, живущий за тридевять земель от Еревана, испытываю чувство глубокого унижения и разочарования. Гораздо более острые аналогичные чувства, несомненно, испытывают те, перед глазами которых происходит это чудовищное изнасилование. Зря кто-то думает, что это частный вопрос. Если в итоге армянский народ в совокупности не сумеет отстоять оставленную ему в наследство Красоту, это будет иметь действительно катастрофические последствия, пусть и не сразу видимые.

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПОНИМАТЬ ПРОСТУЮ ВЕЩЬ: на карту поставлен именно ее авторитет, и народ, особенно молодежь, именно по таким явлениям судит, действительно ли мэрия, правительство, президент контролируют ситуацию в стране или же это прерогатива невежественных денег. И, соответственно, принимает решение – жить и работать далее в этой стране или убежать куда глаза глядят. Вопрос намного важнее, чем многие его себе представляют. Опомнитесь, господа!

Основная тема:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПИСЬМО
      2024-05-10 10:21

      Решил написать Деду. Все знают, чего он напортачил за все эти тысячелетия, так что я решил не церемониться и изложить ему все, что я о нем думаю, и точно - не только я. Я был откровенен также и потому, что знал - письмо, где я излил все "нежные" к нему чувства, все равно не дойдет до адресата, так что бояться мне нечего. А хоть бы и дошло: разве не самых мерзких людей он все время брал под свое крыло, так пусть хоть раз простит и правдолюба. И я припомнил ему все, начиная от великого потопа и далее все его "художества" по порядку, вплоть до Варфоломеевой ночи, уничтожения целых культур по всему миру и особенно - геноцидов двадцатого века.

    • ПРИЙТИ К КОНСЕНСУСУ
      2023-06-17 10:43

      Хочу внести предложение. Второе в нашу эпоху всплывшей на чистую поверхность дурно пахнувшей субстанции. Кому интересно, может найти первое предложение здесь. Как показала жизнь, то предложение, которое касалось адекватного наказания супостата, было несколько преждевременным – должно быть, автору, как и всем остальным нашим людям, не хватило прозорливости правильно оценить степень помощи извне навязанному нам режиму, устраивавшему всех, кроме самого армянского народа. Засим мы и получили то, чего заслуживали за свою наивность – ту самую субстанцию на самом верху, и сегодня имеем то, что имеем, а именно – полный швах. Но даже не это самое страшное – нет! Оценим трезвым  взглядом сложившуюся ситуацию.

    • ПРАВО ВЫБОРА
      2022-03-08 10:53

      Миссия всякого сообщества людей, претендующего на то, чтобы называться народом – сотворение собственной уникальной Красоты; все остальное по своей глубинной сути - лишь усилия, потуги по обеспечению максимально благоприятных условий для выполнения этой миссии, для творчества. Конечно, у каждого народа свои критерии, свои представления о красоте, свои источники вдохновения, и слезы от переполняющих душу эмоций на глазах одного порой могут вызвать лишь кривую усмешку, а то и язвительный смех у другого из иной культурной среды. Именно потому особую ценность найденные данным народом крупицы Красоты приобретают, когда их принимают в качестве таковой и другие народы – тогда мы называем их общечеловеческими ценностями, и это могут быть достижения человеческого духа в любой сфере его активности – науке, искусстве, философии, литературе и т.д. Красоту творят индивидуальности, но она приобретает общественное звучание и признается собственно красотой, когда принимается таковой обществом, народом. А само общество, сам народ формируется вокруг этих самых символов красоты – в этом также состоит их великое предназначение и взаимосвязь с народом.

    • ДЕНЬ И ВЕК ПАМЯТИ
      2021-10-06 10:28

      На днях Эмануилу Егиаевичу Долбакяну исполнилось бы 80 лет. Увы, уже более пяти лет его нет с нами. Наверное, не только у меня до сей поры (и, видимо, уже навсегда) сохраняется такое ощущение, что наш любимый Манвел по-прежнему скромно, без пафоса и лишних слов там, у себя в Москве все тянет свою лямку, тащит свой нелегкий груз, который сам же и взвалил на свои плечи, сам же определил для себя его объем и содержание – определил как гражданин, как патриот, как армянин.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРОЦИД: УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      2021-03-04 11:27

      24-25 февраля состоялась конференция-круглый стол "Карабахский конфликт: к миру через культуру", СПб, Москва, Лондон, Париж, Ереван, Гюмри, Степанакерт. В мероприятии обсуждались доклады руководителя Центра репарации и реституции, члена Научного совета РАН, академии РАХ, РАЕН, МАДЕНМ, WAEN, номинанта Нобелевской премии Мартика Гаспаряна, президента Ассоциации "Миротворцы и Мир" генерал-полковника, академика РАЕН Михаила Лавриненко, сопредседателя Научного центра АРМАЕН академика РАЕН Левона Бекларяна. По итогам мероприятия были выдвинуты инициативы, доведенные до участников круглого стола. Текст предложений.

    • НИКИТА ШАНГИН - АЗЕРБАЙДЖАНУ: КТО ГРОМЧЕ ВСЕХ КРИЧИТ "ДЕРЖИ ВОРА!"?
      2021-02-27 10:50

      "Голос Армении" начинает публикацию серии материалов архитектора, профессора МАрхИ Никиты ШАНГИНА о политике присвоения Азербайджаном культурных ценностей и извращении истории Кавказа.

    • ААЦ займется вопросом культурно-духовного наследия Арцаха
      2020-11-24 12:07

      Католикос Всех армян Гарегин Второй распорядился создать Офис по вопросам культурно-духовного наследия Арцаха, сообщает пресс-канцелярия Св.Эчмиадзина.

    • Российские деятели культуры обратились к ЮНЕСКО по христианским памятникам Карабаха
      2020-11-19 19:01

      Российские деятели культуры, в числе которых дирижеры Владимир Спиваков и Теодор Курентзис, музыкант Борис Гребенщиков и режиссер Александр Сокуров, обратились к ЮНЕСКО с просьбой включить памятники христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха в список всемирного наследия. Об этом говорится в открытом письме на имя организации, сообщает РИА Новости.