ПИСЬМО
Решил написать Деду. Все знают, чего он напортачил за все эти тысячелетия, так что я решил не церемониться и изложить ему все, что я о нем думаю, и точно - не только я. Я был откровенен также и потому, что знал - письмо, где я излил все "нежные" к нему чувства, все равно не дойдет до адресата, так что бояться мне нечего. А хоть бы и дошло: разве не самых мерзких людей он все время брал под свое крыло, так пусть хоть раз простит и правдолюба. И я припомнил ему все, начиная от великого потопа и далее все его "художества" по порядку, вплоть до Варфоломеевой ночи, уничтожения целых культур по всему миру и особенно - геноцидов двадцатого века.
Отправил письмо, как полагается, на деревню дедушке. Реально ответа, естественно, не ждал - просто по случаю чуть-чуть, лишь чуть-чуть выпустил из себя малую часть душившего меня ядовитого пара.
Но когда, по прошествии некоторого времени, в неурочный час вдруг раздался звонок в дверь, сердце мое почему-то екнуло в предчувствии чего-то нехорошего, и на ум помимо моей воли пришла строчка из того самого письма - "Чем ты отличаешься от тех убийц, которых помещаешь в ад?" И внутри у меня похолодело.
Но открыв дверь, я обнаружил за ней вовсе не Деда, а какого-то плюгавого мужичка с потертым рюкзаком за плечами и непонятной бейсболкой на голове с какой-то надписью на иностранном языке (мне показалось, что я разобрал там какие-то матерные слова). Такой контраст между ожидаемым и действительностью меня едва не рассмешил.
- Вам кого? - не очень приветливо поинтересовался я.
- Вот, - он достал из рюкзака мое помятое письмо, - Вы писали. (Все-таки предчувствие было не совсем ложным.)
- Я писал Дедуле, - холодно отреагировал я. Мне вовсе не хотелось продолжать беседу с очевидным бомжом только потому, что на какой-то помойке он нашел мое письмо с обратным адресом. Я уже собирался без церемоний закрыть перед его носом дверь.
- Я за Дедулю! - с вызовом и с едва скрываемой обидой почти прокричал плюгавый. Видимо, он всерьез рассчитывал, что я сразу узнаю и признаю его.
- А как вы это докажете? - постепенно абсурдная ситуация стала меня развлекать; даже если этот тип действительно от Него, и он пожалуется на меня, что мне может сделать Дед, у которого такие ничтожные заместители! - Где ваши верительные грамоты?
- Разве вера требует доказательств?" - кажется я не был первый, кто готов был дать этому прохиндею от ворот поворот; явно у него ощущался определенный опыт противостояния, то есть демагогии.
- Многие даже относительно Деда по сей день требуют реальных доказательств, а уж твой тощий рюкзак вряд ли кого впечатлит. Не говоря о запахе, - от гостя шел ужасающий запах гнили.
- Поверили, однако, - он недобро усмехнулся.
Препирались мы недолго, привыкший к лизоблюдству окружающих он очень скоро не выдержал политеса и взорвался.
- Чего ты хочешь, в конце концов?! Письмо же ты написал! - его бесцеремонный переход на "ты" сам по себе свидетельствовал о явном душевном кризисе.
Я, в свою очередь, не стал церемониться.
- Я хочу, чтобы тебя не было, - мой осуждающий палец сам по себе направился ему прямо в лоб, - вот именно тебя! Не знаю уж, чей ты заместитель, или душеприказчик; по мне так, скорее всего, Вельзевула, но убираться тебе все равно надо.
- А меня и нет, - на сей раз он парировал довольно легко, можно сказать, весело - должно быть, это было признанием либо победы, либо поражения, - я фантом, чужая воля, просто физическое воплощение чьих-то ожиданий, тайных страстей, заговоров. И потому бороться со мной очень непросто, ох, не просто, дорогой (под конец он позволил себе даже фамильярность) - считай, даже бесполезно! Я сейчас уйду, растворюсь в воздухе тебе на радость, но что ты будешь делать с теми тысячами, что сотворили меня? Пока они есть, я неистребим - Бог, или Дьявол, как хочешь называй!
Он разразился жутким невеселым хохотом и действительно растворился в пространстве. Вонь после держалась, правда, долго. Невыносимо долго. А у меня в голове осталась одна-единственная мысль: может было бы правильнее, если бы исчез я?
Последний свидетель его явления
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-06-17 10:43
Хочу внести предложение. Второе в нашу эпоху всплывшей на чистую поверхность дурно пахнувшей субстанции. Кому интересно, может найти первое предложение здесь. Как показала жизнь, то предложение, которое касалось адекватного наказания супостата, было несколько преждевременным – должно быть, автору, как и всем остальным нашим людям, не хватило прозорливости правильно оценить степень помощи извне навязанному нам режиму, устраивавшему всех, кроме самого армянского народа. Засим мы и получили то, чего заслуживали за свою наивность – ту самую субстанцию на самом верху, и сегодня имеем то, что имеем, а именно – полный швах. Но даже не это самое страшное – нет! Оценим трезвым взглядом сложившуюся ситуацию.
-
2022-03-08 10:53
Миссия всякого сообщества людей, претендующего на то, чтобы называться народом – сотворение собственной уникальной Красоты; все остальное по своей глубинной сути - лишь усилия, потуги по обеспечению максимально благоприятных условий для выполнения этой миссии, для творчества. Конечно, у каждого народа свои критерии, свои представления о красоте, свои источники вдохновения, и слезы от переполняющих душу эмоций на глазах одного порой могут вызвать лишь кривую усмешку, а то и язвительный смех у другого из иной культурной среды. Именно потому особую ценность найденные данным народом крупицы Красоты приобретают, когда их принимают в качестве таковой и другие народы – тогда мы называем их общечеловеческими ценностями, и это могут быть достижения человеческого духа в любой сфере его активности – науке, искусстве, философии, литературе и т.д. Красоту творят индивидуальности, но она приобретает общественное звучание и признается собственно красотой, когда принимается таковой обществом, народом. А само общество, сам народ формируется вокруг этих самых символов красоты – в этом также состоит их великое предназначение и взаимосвязь с народом.
-
2021-10-06 10:28
На днях Эмануилу Егиаевичу Долбакяну исполнилось бы 80 лет. Увы, уже более пяти лет его нет с нами. Наверное, не только у меня до сей поры (и, видимо, уже навсегда) сохраняется такое ощущение, что наш любимый Манвел по-прежнему скромно, без пафоса и лишних слов там, у себя в Москве все тянет свою лямку, тащит свой нелегкий груз, который сам же и взвалил на свои плечи, сам же определил для себя его объем и содержание – определил как гражданин, как патриот, как армянин.
-
2021-09-21 10:59
Нам чрезвычайно важно, хотя и очень трудно, нынче руководствоваться именно этим напутствием великого философа Бенедикта Спинозы. Трудно потому, что именно понимая, что происходит, хочешь и смеяться, и плакать одновременно, и не можешь понять, что горше - смех или слезы!