Последние новости

ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ

Уроки Международного арт-фестиваля в Ильичевске

Третий международный арт-фестиваль "Провинция у моря" проходил с 22 августа по 8 сентября в двух приморских городах Украины - Одессе и Ильичевске. В числе организаторов - Южнорусский союз писателей, литературный портал "Графоманам - нет", ЛИТО им. В. Домрина, мэрия г. Ильичевска.

В рамках фестиваля было проведено много разнохарактерных мероприятий: презентации книг и журналов, мастер-классы, творческие вечера, презентации литературных журналов, стрит-чтения, выставки работ художников и фотографов… По ходу арт-фестиваля было снято семьдесят шесть видеоклипов.

ПРИЯТНО УДИВИЛО ТО, ЧТО КУЛЬТУРНАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ в Одессе и в Ильичевске бьет ключом. Издаются русскоязычные газеты и журналы, книги местных поэтов, причем не только состоявшихся, но и дебютантов, альманахи и антологии с широким охватом авторов из Одессы и Ильичевска. В моей родной Армении в этом отношении – полный штиль, и это относится не только к русскоязычной литературе.

Встречи эти в первую очередь важны тем, что являются отличной возможностью аккумулировать в себе новые впечатления, контакты с интересными, творческими личностями. К тому же благодаря этим встречам осуществляется обратная связь: встречаешься с людьми, которые делают то же, что и ты, и вам всегда есть что сказать друг другу.

Для нас стали обыденными понятия "Врачи без границ", "Репортеры без границ". Не менее мотивированным представляется понятие "Поэты без границ". Поэты не должны замыкаться на своем творчестве, вариться в собственном соку.

Лет двадцать-тридцать назад Евг. Евтушенко с гордостью заявлял, что успел побывать в девяносто пяти странах. Это огромный багаж впечатлений, наблюдений, дорожных размышлений, это богатейший материал для путевых заметок. И это огромная фора, которую "пасынкам" Системы приходилось преодолевать ценой неимоверных усилий. Я говорю это к тому, что следует дорожить любой возможностью участия в поэтических фестивалях и конкурсах.

Из тридцати пяти финалистов в Ильичевск смогли приехать двадцать шесть. Среди них, на мой взгляд, не было явных, очевидных лидеров, и перед жюри стояла нелегкая задача – выделить лучших среди достойных. Организаторы фестиваля постарались охватить и поощрить всевозможными призами, дипломами и сувенирами как можно больше финалистов, участников. Гран-при фестиваля был присужден киевской поэтессе Марии Луценко.

С ОСОБЫМ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ПРИСУЖДЕНИЕ первого места в основной номинации московской поэтессе Елене Пестеревой. Ее внешне неброские, "камерные" стихи наделены полифоничностью звучания, свободным дыханием и высокой версификационной культурой. Все эти качества могли "благополучно" затеряться среди многочисленных "эпатажных" выступлений и стихов, но этого, к счастью, не случилось. Ее поэзия во весь свой рост мне открылась позднее, когда я стал перечитывать ее стихи в журнальных публикациях.

О своем участии в фестивале могу сказать следующее: как всегда, остался крайне недоволен собой. Наверно, так уж я устроен. У каждого поэта есть свои "шлягеры". Я же принципиально не хотел "подстраиваться" под вкусовые пристрастия жюри и зрителей. На конкурсе одного стихотворения прочитал миниатюру в семь строк. Вся смысловая тяжесть ложилась на последнюю строчку. Но парадокс парадоксом, а жюри и зрители были вправе ожидать чего-то более пронзительного, и если я их разочаровал, то должен пенять только на себя.

Я с удивлением отмечал, что успехом пользуются как повествовательные стихи с полным отсутствием метафор, так и стихи, в которых метафорика является самоцелью. Это в общем-то взаимоисключающие подходы, но в решениях жюри они каким-то удивительным образом "мирно сосуществовали" и уживались.

Третье место за "Приз зрительских симпатий" считаю красной ценой своим выступлениям на конкурсе. Немного, правда, смущает номинация, поскольку зрительские симпатии обычно достаются самым харизматичным, улыбчивым участникам, к числу которых себя никак не могу отнести. Мне также очень дорога другая награда – диплом Литературного объединения им. Владимира Домрина "За отменный литературный вкус".

ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ СТИХОВ. Одни и те же стихи могут произвести фурор в одной аудитории и остаться практически незамеченными в другой. Уже по возвращении домой я внимательно перечитал стихи участников и финалистов фестиваля, анализировал их, как шахматные партии, обращая внимание на структуру поэтических образов, сравнений и ассоциаций, на особенности версификации и на многое другое. Как это нередко бывает, многие стихи, казавшиеся на слух интересными, при чтении разочаровали, и наоборот, внешне неброские, непритязательные стихи обнаружили новые, не замеченные поначалу смысловые пласты.

Главным же уроком Третьего международного фестиваля "Провинция у моря-2013" считаю знакомство с удивительным городом Ильичевском, который примечателен тем, что не спешит открещиваться от своей истории, не мстит ей, не выкорчевывает ее из своего сердца, а склоняется перед ней, принимает ее как данность.

Искусство не может делиться на "столичное" и "провинциальное". Провинциальным могут быть мировоззрение, подход, мышление, но искусство, литература, поэзия могут быть только хорошими или не очень - либо могут не быть вообще. Вот такую славную культурную и литературную традицию заложил Ильичевск, город добрых людей.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕ ВЗДУМАЙ ОКОЛЕТЬ!
      2020-12-21 16:59
      3430

      Цена прозренья слишком велика. В ней преломились сотни тысяч судеб. Горбатый вождь, ты проклят на века. Ты - подлая душонка, мразь и студень.

    • ОВАНЕС ТУМАНЯН В ХЬЮСТОНЕ
      2016-03-02 14:49
      3679

      Армянская община четвертого по величине американского города Хьюстон (штат Техас), население которого составляет около 5 миллионов человек, по сравнению с Лос-Анджелесом небольшая, от силы три с половиной тысячи человек. Но, как и во всех других странах мира, наши соотечественники сплотились вокруг Святой Армянской Апостольской Церкви, которая здесь носит имя Святого Георгия. А так как в этом мегаполисе пока еще нет национально-культурных объединений, основная нагрузка ложится на организации литературной и общественной жизни церковных должностных лиц и членов Приходского совета. 

    • ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ
      2015-11-25 15:13
      2477

      Армянская поэзия в прочтении Марка Рыжкова В Екатеринбурге увидела свет внушительная по своему объему и с большой любовью подготовленная книга "Поэзия Армении в переводах Марка Рыжкова".  Книга издана тиражом в тысячу экземпляров, что в условиях сегодняшней "нелетной" погоды для литературы и в особенности для поэзии тоже очень хороший показатель. 

    • ОТРАЖАЯ ПУЛЬС ВРЕМЕНИ
      2015-10-07 15:14
      1841

      Вехи творчества Александра ТЕР-ТАДЕВОСЯНА Я далек от мысли подводить итоги творчества русскоязычного армянского прозаика Александра Тер-Тадевосяна. Однако время подоспело для того, чтобы говорить об определенных вехах, о художественных и стилевых особенностях его произведений, круге его интересов и пристрастий.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФРЕСКИ ДАДИВАНКА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВНОВЬ
      2021-10-22 09:15
      1757

      Известные реставраторы из Италии Ара Зарян и Кристин Ламуре преподнесли на днях прекрасный подарок всем, кто интересуется армянской историей, культурой и работает над популяризацией наших ценностей в мире. Просто роскошная книга-альбом "Монастырь Дади - Дадиванк", составленная Ара и Кристин и рассказывающая на неполных 500 глянцевых страницах историю обнаружения и процесс реставрации фресок знаменитого арцахского монастыря, стала третьим их масштабным трудом, посвященным уникальному, но малоизвестному широким кругам фресковому искусству Армении.

    • НЕ ПЕТЬ ОН НЕ МОГ…
      2021-10-19 09:51
      1998

      В зале Малого театра при Национальном центре эстетики на днях прошла презентация книги воспоминаний Заслуженного артиста Арм.ССР, певца, которого по праву прозвали «патриархом русского романса», - Эдуарда Сергеевича Багдасаряна. Называется книга «Не петь я не мог».

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      3954

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
      2021-10-04 09:19
      6577

      На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.