Последние новости

Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"

"За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

 САТИ СПИВАКОВА: 'АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА'СКОРЕЕ ВСЕГО, ПОКАЗЫ В НАШЕЙ СТОЛИЦЕ СПЕКТАКЛЯ "КАНАРЕЙКА" КУЛЬТОВОГО московского Театра Наций - часть этих "деловых предпосылок". И уж точно каждый приезд в Ереван четы Спиваковых становится событием - их ждут не как высоких гостей, а как родных, дорогих сердцу людей, чье присутствие вселяет веру в человека и веру в себя.

Последний - нет-нет, очередной - визит великого скрипача и дирижера, маэстро Владимира Спивакова в Ереван состоялся в конце ноября 2022 года. Три концерта Национального филармонического оркестра России, сбор с которых был направлен на оказание помощи реабилитационному центру «Дом солдата». Тогда маэстро и подарили скрипку, отлитую из осколков, извлеченных из тел участников 44-дневной войны за Арцах...

«Армения давно стала мне родным домом. Ваша боль откликается в моём сердце, поэтому мне важно поддержать вас тем, чем умею!, - говорил тогда Владимир Теодорович, закончивший свою речь словами - Вещи созданы, чтобы ими пользовались, а люди – для того, чтобы их любили».

О роли женщины-музы, женщины-causa salutis в творческом взлете великих артистов и художников сказано-пересказано. До конца оценить роль изысканной супруги и хранительницы удивительного семейного очага Спиваковых, наверное, может только сам Владимир Теодорович. Но ее роль в отношении Маэстро и истинного носителя больших и настоящих идей гуманизма к Армении вряд ли нуждается в комментариях.

Совершенно очевидно, что во все наши черные дни, на которые всегда откликался маэстро, Сати Спивакова не просто вдохновляла мужа. Вот и во время последней - да-да, последней! - трагедии, не в пример многим, она и сама высказывалась открыто и однозначно.

«На исконную территорию суверенного государства Армения напало соседнее государство. Ну и где вы все, гуманисты и борцы за права человека, где ваши возмущенные возгласы? Где армянский триколор на ваших аватарках? А, ну да, в Армении нет ни нефти, ни газа, ни выхода к морю, Армения – не центр Европы, и там человеческие жизни, включая жизни мирного населения, не так важны для всего мирового сообщества!

Однако, многие из вас в последние месяцы рванули именно в Ереван (почему не в Баку, кстати?)… Когда в октябре 2020-го года я корчилась в слезах от бессилия и отчаяния, видя, как погибают мои соотечественники, как кладбище Ераблур превращается в город мёртвых, большинство из вас просто равнодушно наблюдало … Россия – моя страна, Россия дала мне образование, профессию, семью, любовь, друзей! Никто и ничто не заставит меня её предать. Армения – моя Родина, и я буду её любить и защищать до последнего вздоха. Бог рано видит, но поздно говорит … На этом всё …», - написала Сати Зарэевна.

О ЗАРЭ СААКЯНЦЕ, ОТЦЕ САТИ, В ЗАРАЖЕННОЙ ДУХОМ СОПЕРНИЧЕСТВА И НЕ СЛИШКОМ щедрой на комплименты артистической среде по сей день вспоминают не только как о блестящем скрипаче, но как о замечательном, тонком и мудром человеке. И если прав Фрейд, это так красиво объясняет личный выбор Сати - тот, в ком Талант и Человек равны, тот, кто равен сам себе, прекрасное тождество, венец гармонии!

В день рождения отца, который, наверное, по сей день остается для Сати Спиваковой одним из главных собеседников и советчиков, она опубликовала следующий текст. «Папочка, тебе сегодня было бы 87 лет. По современным меркам, мог бы ещё быть рядом, живым и здоровым... И наверняка, ответил бы мне на всё, что последние полтора месяца взрывает мозг и разрывает сердце, ведь ты обладал мудростью философа и смирением христианина... У армян уже отнимали и земли, и жизнь, но достоинства нас лишили впервые... Я не примкну к разноголосому хору, поющему последние два дня риторический канон «Кто виноват и что делать»... Мне хочется обнять по очереди каждую мать, потерявшую сына, каждую овдовевшую жену, каждого осиротевшего малыша... Единственный, кем я горжусь сегодня - это армянский воин... Ещё ты часто вспоминал слова из Евангелия: Бог взыщет за кровь ...С днём рождения, папочка ...».

Но грех уныния - это явно не про Сати Спивакову. Еще два года назад, будучи в Ереване, на вопрос "Спутник"-а "Вы считаете, что искусство должно обязательно оставлять надежду, или же безысходность имеет такое же право на существование?", она ответила: "Хороший вопрос, но сложный. Dum spiro spero - пока живу - надеюсь. Функция искусства - нести надежду. Мы сталкиваемся с таким количеством безысходности, когда, казалось бы, нет никакой надежды. И вдруг она появляется! И, казалось бы, с теми испытаниями, которые выпадают на долю каждого человека и человечества в целом, жить нельзя, но ты просыпаешься и живешь. У меня внутреннее убеждение, что искусство - это единственное, что может нести утешение и надежду, и единственное, что переживет всех нас".

 Искусство как единственно возможный путь, казалось бы, был для дочери музыкантов предопределенным. Но она предпочла музыке как профессии судьбу актрисы. Очень нетривиальную судьбу. С одной стороны, старт, о котором можно только мечтать (студентка ГИТИСа мастерской Иосифа Туманова успела сняться в кино, в том числе в принесшей ей известность "Ануш"). С другой - нежелание давать ей роли в выпускных спектаклях, потому что "Спиваков и так замолвит за нее словечко и обеспечит попадание в любую труппу". А ей хотелось доказать, что она чего-то стоит.

 САТИ СПИВАКОВА: 'АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА'И САТИ СПИВАКОВА ДОКАЗАЛА - С ЛИХВОЙ! ТОК-ШОУ "НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА" НА КАНАЛЕ "КУЛЬТУРА" не просто принесло ей популярность, а заодно и телепремию ТЭФИ. Оно явило зрителю ведущую, наделенную всеобъемлющим арт-кругозором и владением мировой культурой, умеющую презентовать гостя в самых разных ипостасях. Оно стало основой к написанию двух книг. В 2002-м Сати Спивакова опубликовала «Не все» - книгу воспоминаний о встречах с легендарными артистами и личностями, такими, как Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Булат Окуджава. А через 18 лет в свет вышел сиквелл - «Нескучная классика. Еще не все».

Поставленная на паузу актерская карьера "перезагрузилась" в 2012 году с «Последней сказкой Риты» Ренаты Литвиновой. Дальше были «Письмо Сальмы», «Девушка с коробкой»... Театр улыбнулся Сати Спиваковой в 2014-м улыбкой великого Романа Виктюка, доверившего ей главную роль в спектакле "Нежность". Наверное, у Романа Григорьевича была легкая рука - за "Нежностью" последовали работы с культовыми режиссерами - Василий Бархатов, Кирилл Серебренников, потом появились «Тайные сказы Урала» и «Пер Гюнт. Музыка норвежских фьордов».

С 2018 года Сати Спивакова начала активное сотрудничество с Театром Наций Евгения Миронова - в спектакле «Метафизика любви» она сыграла Полину Виардо, любовь всей жизни Тургенева и примадонну.

И теперь - снова примадонна, божественная Мария Каллас, в роли которой Сати Спивакова выступит в спектакле "Канарейка" в Ереване.

"Последние годы приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой - будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость", - говорила Сати Спивакова два года назад. Хочется надеяться, что зрительский прием снимет это "гостевое" ощущение. Ведь Владимира и Сати Спиваковых в Ереване всегда ждут не как высоких гостей, а как родных, дорогих сердцу людей, чье присутствие вселяет веру в человека и веру в себя.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ