«ОТСУТСТВУЮЩИЙ» ПЕЛЕШЯН В ФИЛЬМЕ ГРАНТА ВАРДАНЯНА
Документальный фильм «Отсутствующий образ» Гранта Варданяна вновь поднялся на отечественный экран. На этот раз картине рукоплескали в Большом зале столичного Дома кино, где собрались как друзья и ценители творчества Варданяна, так и поклонники его старшего коллеги, мэтра армянской и мировой документалистики Артавазда Пелешяна. Ведь фильм, не первый раз собирающий аншлаговую аудиторию, посвящен именно ему – Мастеру, сумевшему разбить стереотипы в кинематографии и научить публику видеть на экране феномен, названный им же «отсутствующий кадр».
«Я ЗНАЮ, ЧТО В МОИХ ФИЛЬМАХ ЗА КАЖДЫМ КАДРОМ СЛЕДУЕТ ОБРАЗ, КОТОРЫЙ ОТСУТСТВУЕТ. Я диктую фильму эти отсутствующие кадры, но объяснить их не могу», - сказал однажды сам Артавазд Пелешян. Эта уникальная особенность пелешяновского кино – способность заставлять зрителя видеть то, что скрыто между кадрами, и привлекла Гранта Варданяна, решившегося на отважный шаг – нацелить на Пелешяна камеру. Известно, что маэстро Пелешян отказывает практически всем, кто хочет сделать его героем своего фильма, а снятые о нем картины в большинстве сделаны по принципу пазлов из фрагментов его фильмов, интервью, встреч и других материалов.
Но Гранту Варданяну улыбнулась фортуна: Пелешян не просто не отказал ему, но и не пожелал посмотреть картину до ее выхода на экраны. Как признался Варданяна, теплые коллегиальные отношения с Пелешяном сложились у него задолго до съемок «Отсутствующего образа» и переросли в дружбу на основе доверия к нему Мастера.
«Все началось с моего фильма «Сон белого ягненка» - гротескного трагифарса о жертвоприношении и моем протесте против данного ритуального действа в широком смысле. Артавазд Пелешян увидел фильм и с тех пор не скрывал симпатий к моему творчеству. Для меня же уважительное отношение большого авторитета открыло дверь в его мир и позволило получить от самого Пелешяна «добро» на съемки фильма о нем, - отметил Грант Варданян, подчеркнув, что обычно Маэстро всегда держит руку на пульсе всего, что связано с ним. – Он ответственен и к себе, и к работе других, и в случае с моим предложением он словно переложил ответственность на меня, ни разу за весь период съемок, не спрашивая о картине».
Работа над фильмом «Отсутствующий образ» длилась 5 лет. В картине изначально не было конкретной сюжетной линии, да и сами съемки не проводились по заранее намеченному плану. Этот фильм не о биографии, истории фильмов или деятельности Артавазда Пелешяна. Камеры Гранта Варданяна и оператора Ваагна Тер-Акопяна просто передвигались за Маэстро по Парижу, Лиону, Лиссабону, Венеции, Амстердаму, Дублину, Еревану, словно следя со стороны за встречами Пелешяна, участвуя в его мастер-классах, всматриваясь в лица зрителей на показах его фильмов, подлавливая его меткое слово в процессе общения с залом и пытаясь проникнуть в его таинственную душу, рождающую неповторимые философские сюжеты о самом главном.
ВСЕ СНИМАЛОСЬ КАК ДАННОСТЬ, ФАКТ, СВЕРШАЮЩИЙСЯ НА ГЛАЗАХ У АВТОРОВ ФИЛЬМА, которые просто шли за Артаваздом Пелешяном, заходили с ним в кафе, посещали кинозалы, побывали в Музее братьев Люмьер – создателей «монстра по имени кино», как однажды выразился сам Маэстро. Грант Варданян и Ваагн Тер-Акопян встречались с поклонниками его творчества в разных городах, пытаясь прочувствовать зерно, рождающее феномен Пелешяна, проникнуться его гением и раскрыть именно того Пелешяна, который живет в «отсутствующем кадре».
Грант Варданян снял картину в черно-белой версии, близкой киномышлению и мировосприятию Мастера – без прикрас, в контрасте и с очерченными психологическими линиями. В фильме использованы отрывки из картин самого Пелешяна, которые не раз демонстрировались в разных странах. Грант Варданян сделал «персонажами» своей картины замечания, комментарии, объяснения самого Маэстро относительно фильмов и их философии, секретов знаменитого пелешяновского дистанционного монтажа. В «Отсутствующем образе» нет интервью или намеренного обращения в Мастеру, а даны лишь высказывания зарубежных кинематографистов о творчестве Пелешяна и его фильме «Природа». Здесь царит гармония сменяющихся кадров и музыки Эдварда Мирзояна, Арутюна Делаляна, Армена Боямяна, Баха, сквозь которую режиссеру и удалось подловить пелешяновское «отсутствие» и показать его широкой публике.
ДЕБЮТНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМА В ЕРЕВАНЕ СОСТОЯЛСЯ В КОНЦЕ НОЯБРЯ 2023 г. в рамках программ празднования 100-летия армянского кино, организованных Национальным киноцентром Армении. В «Красном зале» столичного кинотеатра «Москва» собрался весь кинематографический бомонд Армении. Отсутствовал лишь сам «виновник» Артавазд Пелешян. Следующий показ фильма (официальная премьера) прошел в том же зале спустя три месяца и был приурочен к 85-летию Маэстро Пелешяна. На этот раз юбиляр занимал почетное место среди коллег и зрителей, а в фойе кинотеатра «Москва» состоялось торжественное открытие памятного бюста Артавазду Пелешяну (автор Виген Аветис).
Выход «Отсутствующего образа» на экран Дома кино был продиктован успехом картины, которую успели посмотреть не все. И вновь полный зал и теплый прием.
«Отсутствующий образ» - попытка заговорить об Артавазде Пелешяне его языком, и, думаю, она удалась, - сказал Грант Варданян. – За два года «блужданий» за Маэстро я узнал его ближе, с разных сторон, и пожелал показать в фильме именно этого Пелешяна – величину мирового кинематографа, не просто занявшего в нем свою нишу, но и выработавшего собственный почерк, киноязык. Благодаря Пелешяну я понял, что кино может быть бессловесным, но понятным публике. Главное, чтобы автору было что сказать зрителю и чтобы он не боялся ломать клише и находить новые средства выразительности».
Отметим, что фильм создан при поддержке МОНКС РА, в копродукции киностудии документальных фильмов «Айк» и студии фильмов «Арев».
«Мне хотелось, чтобы молодежь – будущее поколение, смогли услышать Пелешяна, узнать его, извлечь уроки из его фильмов, понять, как он монтировал кадры, что хотел сказать в их промежутках отсутствующими образами», - подчеркнул Грант Варданян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.