Последние новости

ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ФРАНКОФОНИИ

Этот неординарный концерт Армянского государственного симфонического оркестра под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна в Большом зале имени Арама Хачатуряна был посвящен знаковому событию – Дню Франкофонии. Звучала исключительно французская музыка – сочинения Мориса Равеля, Франсиса Пуленка, Клода Дебюсси. Собравшаяся в огромном зале публика тоже была несколько необычной: представители посольств, Национального собрания (согласитесь, явление не столь частое!), широкая общественность, гости столицы. В зале также царила торжественная атмосфера.

В ВЕЧЕР КОНЦЕРТА ОРКЕСТР, КАК ВСЕГДА, ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ СВОИ АНСАМБЛЕВЫЕ ДОСТОИНСТВА, чистоту строя, блеск струнных и духовых групп, умение целиком погружаться в музыку, отдаваясь эмоциональному порыву. Благодаря легкости и полноте гармонии, симпатии публики сразу же завоевала одна из ранних пьес Равеля «Павана на смерть инфанты». Оркестр играл поэтично и впечатляюще. Как известно, «Павана» не была чем-то совершенно новым для французской музыки, она соприкасалась с настроением, запечатленным в произведениях Шабрие, Форе, Дебюсси, но на ней лежит печать молодого большого таланта, уже тогда проявившего черты истинной индивидуальности.

 Концерт для двух фортепиано и оркестра Франсиса Пуленка с участием известных пианистов Луи Порти и Элен Мерсье АрноДирижерский вкус Смбатяна отразился в простоте и сдержанности, точности в организующей воле, которые тем сильнее подчеркивали темперамент артиста. С большим подъемом, на высоком уровне был исполнен концерт для двух фортепиано и оркестра Франсиса Пуленка с участием известных пианистов Луи Порти и Элен Мерсье Арно. Исполнители продемонстрировали не только великолепную технику, но и проникновенное, умное, тонкое понимание сочинения. Удовольствие от осмысленного исполнения необыкновенное. И звучание редкое. Оркестр играл как один мощный с богатыми возможностями инструмент. Все как бы отмыто, сияет, сверкает, поражает первозданностью, богатством интонаций и красок. Все вдохновенно и заразительно. Как бывает только в молодости.

Зал был восхищен великолепной игрой пианистов - Элен Мерсье Арно и Луи Порти. Они дали испытать особое чувство события. Их игра была отмечена виртуозным мастерством и высоким артистизмом, редкой выразительностью. Искусство этого дуэта переполняет и бьющая через край жизненная энергия, неисчерпаемое богатство красок и нерастраченность чувств. Думается, концерт отныне будет надолго связан с их именами. Поэтому немаловажно отметить, что они очень востребованы в самых престижных залах мира.

Напомним, что Элен Мерсье выступает с разными оркестрами Европы и Северной Америки в ансамбле с разными музыкантами – со скрипачами Сальваторе Аккардо, Рено Капюсоном, Иври Гитлисом, Лораном Корсиа и виолончелистами Натальей Гутман, Готье Капюсоном, Анри Демаркеттом и Трульсом Морком. Она также играла на двух фортепиано с Борисом Березовским, Фрэнком Брэйли, Бриджит Энгерер, Сиприеном Кацарисом, Луи Лорти …

Выступала с сольными концертами с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем в Копенгагене и Париже. В дуэте с Луи Лорти Элен Мерсье выпустила несколько записей произведений Равеля, Шуберта, Моцарта, Пуленка, Рахманинова, Сен-Санса и Воана Уильямса. Они получили восторженные отзывы критиков, а также премию Diapason dOr. Со скрипачом Владимиром Спиваковым она записала диск, посвящённый Эрнесту Шоссону, под брендом Capriccio

 Луи Порти и Элен Мерсье АрноЛуи Лорти – канадский пианист, лауреат международного конкурса пианистов имени Бузони, а также ряда других национальных музыкальных премий. Среди наиболее признанных достижений Лорти – концертные исполнения и записи всех фортепианных произведений Равеля, всех сочинений для фортепиано с оркестром Листа и произведений Бетховена (не только всех 32 сонат, но и всех сонат для скрипки и фортепиано, вместе со скрипачом Джеймсом Энесом). Луи Лорти осуществил более 45 записей для лейбла Chandos, охватывая репертуар от Моцарта до Стравинского.

НЕ МЕНЕЕ ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОНЦЕРТА, в котором в исполнении оркестра под управлением Сергея Смбатяна прозвучали два шедевра одного из величайших представителей мастеров французской и мировой музыки Клода Дебюсси – симфоническая поэма – «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» и три симфонических эскиза «Море».

Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» - это первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль. Время создания оркестровой Прелюдии (1892-1894) – наиболее яркий период творчества композитора. Прелюдия отмечена утонченной и слегка печальной поэзией чувств, любований. Она явилась как бы манифестом импрессионизма в музыке. Навеяна она одноименной эклогой главы французского символизма, поэта Стефана Малларме.

Прелюдия – это следующие один за другим пейзажи, среди которых витают желания и грезы фавна в послеполуденный зной. Она была сыграна оркестром с очень глубоким и тонким ощущением стиля композитора. Соло флейты сразу же вводит в особый мир этой музыки. Чувственная мелодия развертывается в свободной импровизированной манере в свирельных тембрах высоких духовых инструментов. Особый колорит музыке придают глиссандо арфы и переклички валторн – единственных медных, используемых в Прелюдии.

 Луи Порти и Элен Мерсье АрноПрелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» в исполнении смбатяновского оркестра несла с собой свет и молодость, юношескую окрыленность души и ощущение романтической свободы. Исполнение отличает поразительная легкость, богатство нюансов, красочность, точность, филигранность штрихов.

В завершение концерта прозвучали три симфонических эскиза «Море» - самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси. В этом произведении широко развернута симфоническая пейзажность, отмеченная богатством и тонкостью звуковых красок. Атмосфера морского пейзажа, водная неистовая стихия, игра света, движение волн, их борьба в бурю… Все эта жизнь моря проецирована и на экране. Но, как мне показалось, вряд ли это следовало делать, потому что у Дебюсси живописна сама музыка. Слушая ее в великолепно-изящном исполнении оркестра, чувствуешь исключительное своеобразие воздушного пространства, драматизм, рожденный бурей, рокот, одушевленность и прозрачность пронизанных светом волн. Вместе с тем «Море» выражает контрасты человеческих эмоций.

Оркестру и его художественному руководителю и главному дирижеру Сергею Смбатяну удалось достойно передать внушительность масштабов, яркость и сочность красок сочинения. Играли проникновенно, тонко и без всяких сюрпризов, с большим интересом к партитуре и ее тайнам. И с очень заметными успехами в их постижении. Казалось, что музыка рождалась в импровизационном озарении, во вдохновенном порыве, как подлинное чудо.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
      2024-09-14 11:40

      1932 год. Это дата образования Союза художников Армении. За этой датой – годы плодотворного труда, стремительного взлета армянского изобразительного искусства, успехи на международной арене. Это, конечно, не означает, что со времени образования творческой организации все в ней шло гладко. Были и просчеты, и потери, порой сказывалось идеологическое давление. Тем не менее, расцвет армянского изобразительного искусства был налицо.

    • И СНОВА "ТУРАНДОТ" В ПЕРЕПОЛНЕННОМ ЗАЛЕ
      2024-09-11 12:43

      Начало сезона в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова было ознаменовано гастролями выдающейся певицы, одной из самых ярких звезд мировой сцены Марии Гулегиной. В день ее выступления в театре был аншлаг, как обычно происходит во время премьер. Но спектакль "Турандот" - последний оперный шедевр Пуччини - у нас идет уже второй год, и подобный аншлаг в зале приятно удивил. Чрезвычайный интерес был вызван участием в спектакле Марии Гулегиной, чьи выступления в Армении ждут с особым волнением. Публика Армении давно открыла для себя мастера высочайшей профессиональной культуры, художника с прекрасным и богатым миром.

    • ОТКРЫВАЯ СЕЗОН
      2024-09-10 09:07

      Начало нового концертного сезона – это всегда ожидание новой встречи с интересной музыкой, новыми программами, новыми исполнителями. Казалось бы, режут слух слова «имидж», «промоушн», когда мы говорим об искусстве, эстетике, но в отношении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна они вполне применимы. Ведь он современный и необычный оркестр. Ясно, что любое общество может хорошо развиваться, если властная сильная государственная вертикаль, сильная государственность - с одной стороны, и сильное гражданское общество – с другой, находятся в гармонии. Нет этого – страна испытывает дисгармонию. И вот в этой нашей слишком явно дискомфортной среде действует оркестр, который свободно парит в культурном пространстве – ярко, звучно, свежо.

    • МЫ ВАС ПОМНИМ, МАЭСТРО!
      2024-09-09 10:12

      8 сентября – день рождения выдающегося дирижера, народного артиста Армении Огана Дуряна. На фоне светящегося ряда фамилий армянских дирижеров – лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. Оган Дурян – среди них. Сколько бы времени ни прошло со дня его ухода, его имя не сотрется из нашей памяти. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно светло. Это драгоценное чувство передано нам художником, которому был дан божественный дар общения с духом музыки и людскими душами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ