КОНЦЕРТ В МИНОРЕ
Памяти Гегама ГРИГОРЯНА
В День театра на сцене Национального академического театра оперы и балета был исполнен «Реквием» В.А. Моцарта – одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Творцу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.
В исполнении участвовали оперный симфонический оркестр под управлением итальянского дирижера Алессандро Бонато, приглашенного в эти дни дирекцией театра, мощный хор (Академическая капелла Армении под управлением Оганеса Чекиджяна) и солисты – Ирина Закян (сопрано), Кристина Саакян (меццо-сопрано), Тигран Оганян (тенор), Айк Тигранян (бас). Концерт был посвящен памяти выдающегося певца Гегама Григоряна, чей несравненный голос, казалось, навсегда поселился в стенах этого зала. Но разве только этого зала? Певец редчайшего дарования нашел путь к сердцам людей многих стран планеты.
ПОЛНЫЙ ФИЛОСОФСКОЙ ГЛУБИНЫ, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ, СЕРЬЕЗНОСТИ РЕКВИЕМ прозвучал проникновенно, трепетно и свежо в неповторимой манере, с напряженным течением музыкальной мысли, затаенной душевной болью, прорывающейся в трагических кульминациях. Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в трагические и светлые тона, прекрасно были воплощены исполнителями.
Минорность и какая-то медитативная отрешенность этого исполнения создавали особую атмосферу в зале. Образные пики Реквиема столь полнокровны и взаимосвязаны, что, отзвучав, не уходят, а вбираются памятью, делая услышанное многомерным, неоднозначным. И никакой натуралистичности: трагический взрыв едва намечается, наивысшая точка страдания лишь угадывается, но этот скрытый драматизм оказывает глубокое психологическое воздействие, не подавляя физиологическим импульсом.
Успех гениального творения Моцарта во многом зависел и от искусства дирижера Алессандро Бонато, духовный аппарат которого тонок и чуток. Он весь отдался музыке, которая захлестнула все его существо. В этот день даже аллегро звучало с какой-то особой воздушной камерностью, деликатностью и теплотой, своеобразной редуцированностью траурных акцентов. Оркестр хорошо передавал классицисткую ясность, возвышенную лирику и катарсис. Четко ощущалось сопоставление грозной, неумолимой карающей силы и смятенного, страдающего человечества. Дирижер также молниеносно реагировал на малейшие вибрации в интонации той или иной части хора.
Как всегда, великолепна была Академическая капелла Армении. Участие ее в исполнении «Реквиема» по-настоящему украсило вечер. Не умаляя стараний дирижера Алессандро Бонато, отметим все же, что главная заслуга здесь художественного руководителя капеллы, Маэстро Оганеса Чекиджяна, тонко и глубоко чувствующего природу пения. Пение хора отличало интонационная чистота, слаженность, невероятная гибкость, разнообразие тембровых и динамических красок звучания. По-настоящему пронзительно была исполнена часть "Kyrie": качественная артикуляция и четкость пропевания слогов придавали особый блеск этой музыке. А как трепетно звучала "Lacrimosa". Скорбные голоса, переходящие на шепот, вбирали в себя весь трагизм сочинения. Коллективы и замечательные солисты слились с дирижером. Оркестр, хор, певцы повиновались каждому жесту дирижера и передавали самые тончайшие нюансы произведения.
ПОРАЖАЛИ УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛЕГКОСТЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ, необычайно широкая амплитуда нюансовых и штриховых контрастов. Здесь и тревожные вибрации звука, и мощные взрывы хорового тутти, и тончайшие, воздушные пиано и интонации, подобные вздоху, чуткая, уверенно вылепленная форма, исключающая какие-либо исполнительские вольности.
Самые эффектные и запоминающиеся части отданы хору и солистам. Яркое впечатление произвели сопрано Ирина Закян, исполнитель басовой партии Айк Тигранян, меццо сопрано Кристина Саакян и молодой тенор Тигран Оганян. Нельзя не отметить особенно выразительно прозвучавшую "Confutatis", где мужская половина хора своими драматическими возгласами противостояла женской, по-видимому, символизируя пение ангелов. Лидером всего концерта оставалась бесподобная Академическая капелла.
«Реквием» Моцарта звучал не только в память о Гегаме Григоряне. Это был реквием по всем незабываемым именам – дирижеров, певцов, сценографов, хореографов, которые на протяжении всей истории Армянского оперного театра составляли ее славу.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.