Последние новости

ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ

Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы…

Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

НАПОМНИМ, ЧТО ВЕЛИЧАЙШИЙ КОМПОЗИТОР СОВРЕМЕННОСТИ ВПЕРВЫЕ ПОБЫВАЛ В АРМЕНИИ в 2008 году по приглашению руководства международного фестиваля "Ереванские перспективы". Дважды в рамках этого фестиваля проходили Дни Пендерецкого в Армении, вызвав небывалый интерес к корифею польской музыки с армянскими корнями. Эти фестивали дали возможность широкому армянскому слушателю открыть своего Пендерецкого, войти в его мир. А он, этот мир, громаден. Музыкальный мир композитора отражает громы больших исторических событий и улавливает сокровенные движения человеческого сердца.

Композитор отзывался на все, что составляет внутреннюю жизнь личности, и исторические события, потрясшие мир. Его талант объемлет собой почти все жанры музыки – симфонию и оперу с ее величавой героикой и драматическую трагедийность кантат, и самые возвышенные духовные темы, психологическую характерность богатых по художественному спектру камерных вокальных произведений…

Жизнь Пендерецкого – это бесконечный поиск, неустанный труд, готовность к смелому эксперименту. Новым было не только содержание его произведений, но и язык, на котором он говорил. Неизменной оставалась только мощная личность художника. Он оставался грандиозным художником, всегда идущим вперед, самобытным и ярким, гражданином мира, остро воспринимающим проблемы всего человечества.

Как справедливо отмечала в одной из своих статей доктор искусствоведения Анна Аревшатян, "…наиболее яркий и радикальный в Восточной Европе приверженец музыкального авангарда 1960-1970-х гг, автор произведений, которые принесли ему мировую известность, таких как "Плач по жертвам Хиросимы", Anaklasis (1960), Polimorphia (1961) Пендерецкий в дальнейшем эволюционировал в сторону более умеренной неоромантической традиции, создав в русле этой традиции ряд значительных произведений. Очевидны редкая цельность натуры, монолитность дарования, вселенский масштаб этого музыканта, приверженца общечеловеческих и, в первую очередь, христианских ценностей…"

В фестивалях, посвященных Пендерецкому, принимали участие исполнители мирового класса из разных стран, в том числе из Польши, лучшие армянские солисты и коллективы. Это и Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Э. Топчяна, и Государственный камерный оркестр Армении под управлением Ваана Мартиросяна, и Государственный камерный хор "Овер" под управлением Соны Ованисян, к которому композитор относился с восхищением, назвав его "лучшим хором", и другие…

 ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУНЕИЗГЛАДИМЫЙ СЛЕД ОСТАВИЛ ЮБИЛЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕНДЕРЕЦКОГО В ЕРЕВАНЕ, проведенный десять лет назад, честь открытия которого была предоставлена тогда еще Молодежному оркестру под управлением Сергея Смбатяна. В исполнении оркестра под управлением молодого, перспективного дирижера прозвучали Серенада для струнных, Концерт для виолончели, струнных, ударных и челесты. В качестве солистов выступил талантливый польский виолончелист Бартош Кожиак. В этом же концерте впервые в Ереване прозвучала Четвертая симфония, созданная 1989 году. Уже тогда молодой оркестр и его руководитель сумели проявить себя с самой лучшей стороны.

Не удивительно поэтому, что с 2019 года Государственный симфонический оркестр Армении под управлением С. Смбатяна начал проводить свои масштабные фестивали, центральным компонентом репертуара которых являются произведения польского гения, фестивали его имени, где среди участников можно встретить имена крупнейших музыкантов мира. Художественные впечатления, полученные нами, запомнятся надолго. Общий исполнительский уровень и оригинальность репертуара заслуживают самого пристального внимания.

Программа нынешнего фестиваля, составленная с большим вкусом и открывшая фестиваль, включила два крупнейших произведения Пендерецкого - Скрипичный концерт N2 "Метаморфозы", – в первом отделении и Пятую симфонию под названием "Корейская", - во втором. Не удивительно, что Большой концертный зал в этот вечер, впрочем, как и всегда на концертах этого коллектива, был переполнен.

Никогда не останавливаясь на достигнутом и не повторяясь, оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера С. Смбатяна продолжает обогащать свой исполнительский арсенал. В этом нас убедило и исполнение скрипичного концерта "Метаморфозы".

В качестве солистки выступила завоевавшая всемирную известность, лауреат престижных международных конкурсов, корейская скрипачка Джу-Юнг Бек, покорившая зал своим блистательным талантом, непостижимым мастерством, обаянием, удивительной внешностью. Нельзя было не восхититься кристальной чистотой звука ее скрипки, какими-то неземными вибрациями, совершенным ритмическим чувством, глубиной проникновения в авторский стиль. Недаром Пендерецкий, услышав впервые ее исполнение, назвал ее "следующей богиней скрипки".

Концерт был далек от бездушной радости и пассивного потребления наслаждения. Он заставил думать, размышлять и по-разному чувствовать, видеть человека, его душу. И оркестр под управлением С. Смбатяна порадовал отличным ансамблевым мастерством, чистотой интонации в группе смычковых, мастерством ведения партий духовых ударных инструментов, чуткостью восприятия импульсов дирижера.

Художественно-событийным было и исполнение оркестром и его дирижером Пятой симфонии. Она прозвучала вдохновенно, на одном дыхании, во всем масштабе замысла композитора. Перед нами здесь предстал и прежний, покорявший неудержимым темпераментом молодой дирижер, и новый, умудренный опытом уже зрелый маэстро, сумевший выстроить в единое целое сложный звуковой мир грандиозного творения гениального композитора.

Фестиваль продолжается…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ