ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.
- Г-н Закарян, как вы восприняли идею перевода институтов Национальной академии наук на прилегающую к 17-ому кварталу территорию, где предполагается построить академгородок?
- Сама по себе идея создания академгородка очень хорошая. Государство должно осуществлять крупные амбициозные программы, ориентированные на многолетнюю реализацию и выполнение стратегически важных задач. Но реализация этой идеи потребует огромных затрат. Понимающие люди оценивают такого рода проект в несколько годовых бюджетов Армении, разумеется, при полноценном исполнении. Причем в Армении предполагается осуществлять не только этот мегапроект, есть и другие, например, строительство новых станций метрополитена, завершение автотрассы Север-Юг, строительство новой дороги Сисиан – Капан. Все эти проекты очень достойные, и хотелось бы верить, что они будут реализованы.
- Но на какие деньги?
- Тут не только финансовые вопросы, нужны и человеческие ресурсы, которые способны это осуществить. И если учесть, что предполагается все эти проекты реализовывать параллельно, то возникает масса вопросов. Нужны четкие экономические обоснования и соответствующие возможности. Но если говорить конкретно об академгородке, то такого рода проекты в мире есть, один из них - академгородок Масдарский Институт науки и технологий в Абу-Даби. Это прекрасный центр очень высокого научного уровня.
- Но мы не можем сравнивать финансовые возможности Объединенных Арабских Эмиратов – богатой страны, имеющей большие запасы нефти, и Армении, тем более, в ее нынешнем состоянии…
- Разумеется тут финансовые возможности несравнимы. Причем проект в Абу-Даби был реализован Массачусетским технологическим институтом, и в первые годы там работали их специалисты. Но постепенно были подготовлены и местные научные кадры, и сегодня это один из известных технологических центров мира. В Эмиратах была поставлена цель существенно изменить экономику страны, которая еще недавно основывалась исключительно на добыче нефти, но теперь сформировалось понимание того, что нельзя довольствоваться ресурсной экономикой, надо ориентироваться на современное развитие, в первую очередь технологическое. Думаю, создание академгородка в Армении должно преследовать ту же цель, обозначить перспективные направления и, исходя из этих ориентиров, развивать науку и технологии. Но до сих пор я не встретил четкого экономического и технического обоснования этого проекта. И это таит в себе серьезные риски. Хотелось бы знать, какова дорожная карта, каковы обоснования, последовательность действий.
- И все-таки, откуда взять средства на строительство академгородка?
- Я читал утвержденный правительством устав фонда «Академический город», там написано, что строительство и вся организация академгородка будут финансироваться из госбюджета и других источников. Но нигде не написано, во сколько это строительство обойдется. Насколько мне известно, расходы на оборону и образование представляются не в абсолютном исчислении, а в процентах от ВВП. Но сколько процентов от ВВП предполагается выделить на это строительство, нигде не сказано. А это рискованно и странно. Разные специалисты называют разные суммы, но всегда колоссальные, и не понятно, эти средства предполагается занять или получить из каких-то источников. Если будет взят долг, то следует помнить, что его придется отдавать, но надо знать, в течение какого времени.
- Чья инициатива создание академгородка?
- Думаю, это идея правительства, по-другому и быть не может, поскольку никто кроме правительства, не в состоянии ее реализовать.
- В Академии прошло общее собрание, на котором обсуждался этот вопрос. Но кто представлял этот проект? Ведь инициатива не исходила от Академии? И все выступавшие высказались против.
- Возражения вызывало поспешное разделение будущих ниш, кластеров и объединение в них существующих организаций по не вполне понятным принципам.
- Наверное, организационная структура науки нуждается в модернизации, но почему это происходит без участия Академии? Ученых, фактически, поставили перед фактом…
- Это очень плохо. Представители президиума НАН никак не задействованы, даже в рабочих группах, которые сформированы для обсуждения этого проекта. Но ведь президиум кровно заинтересован в повышении продуктивности академических институтов. Сама Академия состоит из отделений, это уже кластеры и надо использовать тот положительный опыт, который был накоплен за более чем 80 лет существования Академии. Очень тяжело и рискованно создавать новую структуру на пустом месте. Кроме того, согласно действующему закону, НАН является официальным консультантом правительства по вопросам науки и технологий. И этот закон никто не отменял.
- То есть правительство не имеет права принимать такое решение без согласования с Академией?
- Происходящее выглядит действительно странно. Раньше президент НАН присутствовал на заседаниях правительства, но с некоторых пор, насколько я понимаю, его туда не приглашают. Я сторонник того, чтобы все имеющиеся ресурсы были использованы, мы не должны ничего терять. Это приведет к деградации того немногого, что у нас еще осталось. Это большой риск. Несколько лет назад рассматривался закон о высшем образовании и науке, согласно которому академические институты выходили из состава НАН и становились самостоятельными исследовательскими учреждениями. Все институты высказались против, но закон прошел два-три голосования в Национальном Собрании и был принят. Потом его отправили на подпись президенту, а им был тогда Армен Саркисян, который этот закон не подписал и перенаправил его в Конституционный суд. Хорошо зная специфику науки, он усмотрел в этом законе серьезные риски. Закон был признан антиконституционным по некоторым статьям, не вступил в силу, и ситуацию тогда удалось спасти. Такие вопросы нуждаются в серьезном обсуждении и компетентном подходе.
- А как вы относитесь к слиянию вузов и исследовательских институтов?
- В предполагаемом процессе интеграции лидирующая роль отводится вузам. Но тут возникает серьезный вопрос: получат ли исследовательские институты статус отдельного юридического лица? Очень важно определить: вуз и институт – одно юридическое лицо или разные. И если произойдет объединение нескольких институтов, то они будут разными юридическими лицами или одним. Все это должно быть оговорено. Обещали, что в ближайшие месяцы для объединенных институтов будет предложена новая форма юридического лица. Посмотрим, как решится этот вопрос. На выполнение этих функций уполномочен председатель Комитета по науке. Но многие важные вопросы пока не уточнены. Ответов на основополагающие вопросы пока нет.
- То есть о самом главном никто не подумал?
- По крайней мере, пока не подумали. А согласно концепции, все крупномасштабные и очень затратные проекты будут осуществляться параллельно. В конце прошлого года Министерство образования и науки предложило сделать концептуальные предложения по вопросам объединения исследовательских институтов с вузами, и в феврале должны были обобщить эти предложения. Наш институт высказал мнение, что ИРФЭ - разнопрофильный институт и одно направление коррелирует с одним из предлагаемых кластеров – классическим, в который входят вузы, а другое направление – технологическое коррелирует с технологическим кластером, то есть мы предложили, чтобы объединение в кластеры было частичным, то есть одна и та же организация может быть интегрирована сразу в два кластера, если это тематическое объединение, то мы только приветствуем это.
Сейчас наш институт реализует проекты, в которых участвуют ученые из вузов и других институтов, то есть зачатки интеграции есть, их надо развивать. Сейчас у Комитета по науке очень много хороших грантовых программ, в том числе программа по репатриации, в соответствии с которой молодые ученые, в свое время уехавшие из Армении, получают возможность, даже если не совсем вернуться, то организовать здесь лабораторию. И все эти проекты ориентированы на молодых ученых, это тоже хорошо. Комитету по науке имело бы смысл объявить грантовые программы, в которых обязательно участвуют ученые из НИИ и вузов, чтобы был молодой состав, и это должно быть обязательным требованием при получении грантов.
Если мы возьмем выпускников вузов, а по статистике всего 6% идут в науку, остальные работают в других сферах, то само вливание научного потенциала в вузы еще не гарантирует повышения уровня и спасения системы образования. Из нашего института человек 6-7 преподают, и для нас это обязанность, как служба в армии, думаю, чтобы довести до реализации эту хорошую идею, надо проработать сроки. 2030 год - не реально. Надо все продумать и посчитать. Я не хочу, чтобы этот проект был закрыт, но он должен быть обоснованным и тогда я поддержу его реализацию. Но сейчас нет никакой обоснованности ни в ресурсах, ни в финансах, ни в сроках.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-12 10:05
В интервью "ГА" кандидат исторических наук Ваге АВЕТИСЯН говорит о недопустимости необъективного представления событий прошлого.
-
2024-09-10 09:24
В интервью «ГА» эксперт проекта ООН по развитию энергетики Армении, кандидат технических наук Ара МАРДЖАНЯН говорит об проблемах электроснабжения.
-
2024-09-10 09:21
Кандидат физико-математических наук Астхик Кузанян пришла на работу в Институт физических исследований (ИФИ) НАН РА сразу же после окончания бакалавриата факультета радиофизики ЕГУ. После защиты диссертации она прошла постдокторантуру в Калифорнийском университете Лос-Анжелеса, потом вернулась в ИФИ, в лабораторию материаловедения и недавно получила грант Комитета по высшему образованию и науке РА, ориентированный на продвижение женщин-ученых. Согласно условиям гранта, работа должна выполняться с участием зарубежного специалиста, которым стал профессор Калифорнийского университета Артур Давоян.
-
2024-09-05 09:49
В интервью «ГА» руководитель лаборатории Научного центра зоологии и гидроэкологии НАН РА, кандидат биологических наук Виктор СПАНГЕНБЕРГ представляет свои исследования.