Последние новости

БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА

K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА

Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.

 Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

КАЖЕТСЯ, КЛАСС ПЕТРА АСАТУРОВИЧА АЙКАЗЯНА И ОН САМ СУЩЕСТВОВАЛИ в музыкальной школе им. Саят-Новы и музыкальной десятилетке им. Чайковского всегда.  Выступления воспитанников Айказяна гарантируют уникальные встречи с  самобытными музыкантами и вызывают огромный слушательский интерес. А причина всего лишь в том, что Петр Асатурович был необыкновенной творческой личностью, невероятно активным и работоспособным.

В чем же феномен успеха учащихся класса Айказяна, в чем секрет столь великолепного взлета к вершинам исполнительского искусства? В блестящем мастерстве каждого юного музыканта, в безукоризненной стилистике экзаменационных, концертных или конкурсных программ, наконец, в гармоническом совершенстве художественных устремлений и артистическом магнетизме "автора" и педагога талантливых детей. В сплаве всех компонентов игры, степени свободы самовыражения, без которых  невозможны подлинные достижения в искусстве.

Такая  свобода  порождается истинно подвижническим, титаническим трудом. Его занятия  были   настоящими уроками творчества. Такая работа для Петра Асатуровича и его учащихся была в радость. Но ее главный итог, высший смысл - встреча со слушателями, умение своим творчеством восхитить, убедить, подчинить аудиторию. Слушая игру воспитанников класса Айказяна, не устаешь поражаться качеству свежести и оригинальности прочтения любых сочинений, особому вкусу, изяществу, подлинному  артистизму. Не случайно высокий профессиональный уровень работы Петра Асатуровича с юными музыкантами по достоинству оценивался не раз.

Возраст не мешал Петру Айказяну со студенческим пылом обсуждать музыкальные проблемы. Он умел слушать. Не из вежливости. Вежливость тут совсем ни при чем. Слушать - редкое умение, и это ему было дано в полной мере. Его всегда волновал опыт учеников, хотя он знал  их с младых ногтей. Всегда был лаконичен, прост и ясен. И только о музыке. Он не сомневался, что она, музыка, и жизнь - абсолютные синонимы. И талантливо многие годы убеждал в этом и всех нас.

С годами у него не убавилось темперамента, молодого задора, неприятия халтуры. Только с возрастом он стал еще мудрее и, может быть, мягче. Эту особенность можно обозначить двумя словами: благородство таланта. Петр Асатурович  был убежден, что надо так организовать воспитание юного гражданина, чтобы не заглох, а развивался Богом данный талант, чтобы он с детства поверил в свою неповторимость. Потому он и готовил настоящих артистов, подлинных служителей музыки. Может, сравнение со скульптором тривиально, но он в своей педагогической деятельности действительно отсекал все лишнее, что мешает проявиться гармонии и цельности исполнения, отсекал отсебятину, желание повыгоднее подать себя.

ПОРАЖАЛИ  ДОБРОТА, ОТКРЫТОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕТРА АСАТУРОВИЧА ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ, перед тем, что он дает своим ученикам. И что интересно: все замечания, советы, пожелания его ученики принимали не копируя, а стремясь пропустить через свои чувства, сознание. Как же это важно - понять педагога в процессе создания музыкального образа, понять самого себя!

Петр Асатурович и вправду лепил тот образ скрипача, который не создашь одними понуканиями и благими пожеланиями. За этим - особый талант педагога, но еще и система воспитания. Впитав лучшие традиции армянской скрипичной школы и, в частности, традиции своего педагога Карпа Савельевича Домбаева, он развивал их дальше. По признанию Петра Асатуровича, именно благодаря К.Домбаеву он полюбил педагогическую работу. Его методологические принципы всегда служили для Айказяна верным ориентиром.

"Домбаева отличали высокая культура, талант, редкое умение общения со студентами, - отмечал Петр Асатурович.- В Карпе Савельевиче, в класс которого  я попал, демобилизовавшись после ранения в 1944 году, меня привлекало удивительное умение подбирать репертуар, позволявший студенту проявить себя с наилучшей стороны. Он отлично чувствовал слабые звенья в подготовке своих воспитанников и находил путь к их скорейшему устранению. В трудные военные годы Карп Савельевич взял на себя миссию обеспечения своих питомцев музыкальными инструментами, используя свои связи со скрипичными мастерами в Москве. Рад, что, развивая традиции Домбаева, мне удалось заложить основу дальнейшего исполнительского роста таких одаренных музыкантов, как Виктор Хачатрян, Баграт Вартанян, Айк Манукян, Геворг Будагян, Ани Куртикян и другие".

К этому списку можно добавить и имена Сергея Хачатряна,  Ануш Никогосян, Елены Егорян, лауреатов международного музыкального конкурса им. А.Хачатуряна Мартына Явряна, Геворга Гарабекяна, Сюзи Ерицян, лауреата конкурса им. Сибелиуса Эммануэля Чкнаворяна - сына маэстро Лориса Чкнаворяна…

МЫ С ПОЛНЫМ ПРАВОМ ГОВОРИМ СЕЙЧАС ОБ АЙКАЗЯНОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЕ - недаром через его класс прошли многие ныне известные скрипачи. Кто работал с Петром Асатуровичем, знает, что его замечания  были  исчерпывающе точны, в них одновременно и мудрость, и художническая щедрость.

"Выдающийся педагог Петр Асатурович является для меня эталоном порядочности и человечности, - говорит о нем скрипач, лауреат международных конкурсов Мовсес Погосян (США). - Трудно найти людей, которые могли бы столь блестяще совмещать беззаветную кропотливую работу педагога с мудрым и гармоничным административным талантом. Мне посчастливилось с 7-летнего возраста знать Петра Асатуровича. Я до сих пор помню зачетные вечера и экзамены в подвальном зале школы Саят-Новы, его умные, поддерживающие и неизменно полезные советы. Близкий друг моих учителей, Левона Зоряна и Вилли Мокацяна, он с невероятной теплотой переживал все мои достижения и неудачи. Вместе с Эльзой Тандилян он превращал нашу школу в настоящую жемчужину, которая даже в самые тяжелые годы блокады сохранила свой рабочий ритм, тепло и уют..."

Петр Асатурович - чистый "олимпиец" в педагогике. Он всегда в работе. Его острое слово, юмор - это качества человека, занятого трудным делом. Его тактичность - это умение, не поучая, учить и воспитывать, умение, за которым скрываются глубочайшая образованность, широта знаний, настоящая интеллигентность. Собственно, почему скрывается? В том то и дело, что не скрывается. Но, когда вместе сходятся ум, такт, необыкновенное человеческое обаяние, это никогда не может принадлежать одному человеку. Поэтому у Петра Асатуровича много истинных друзей, поклонников...

По словам скрипача - профессора Баграта Вартаняна, Айказян вкладывает в свое педагогическое творчество, в свое понимание законов музыки высшие эстетические ценности. "Он педагог-творец. В его классе постоянно открываешь что-то новое и важное для себя. Он вырабатывает не только технику, выносливость, но и волю, и силу мышления. Все эти качества помогают продлевать артистическую жизнь".

Долгие годы Петр Асатурович возглавлял школу им. Саят-Новы. Непререкаемый авторитет, истинный лидер - так воспринимал его коллектив. Время его руководства - один из наиболее ярких и значительных периодов в жизни коллектива. Руководитель школы, что называется, божьей милостью, последний из могикан Петр Асатурович на этом посту был истинным подвижником. До сих пор трудно понять, почему так нерасчетливы чиновники от культуры, так  поспешно требуя ухода старших. Хотя мастер этот  был намного моложе своих более юных коллег в силу качества, им недоступного: редкого по обаянию таланта.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ