ОШИБКИ ОБХОДЯТСЯ ДОРОГО
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на- Дону), доктор физико-математических наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ высказывает свое мнение относительно планируемых изменений в сфере науки Армении.
- Г-н Карапетянц, вы часто бываете в Армении, проводите здесь научные форумы, имеете тесные связи с учеными. Как вы считаете, насколько оправдано создание академического городка за пределами Еревана и перенос туда всех академических институтов и вузов?
- Если отвлечься от реальности, то идею создания Силиконовой долины за пределами Еревана можно признать очень удачной и перспективной. Такие проекты успешно реализуются в Западной Европе и США. Там есть такая традиция и соответствующие ресурсы. Это прекрасная возможность создать более комфортные условия для работы ученых и обучения студентов. Например, в США выбирается небольшой городок с 40-тысячным населением и там строится современный университет, где обучается 100 тысяч студентов. Там эта модель прекрасно работает. Если бы Армения была финансово благополучной страной, а Академия процветала, то я бы приветствовал реализацию этой идеи. Но делать кальку с западных моделей, бездумно перенося их в совершенно другие условия, определенно не стоит. У Армении нет ресурсов, позволяющих успешно реализовать этот проект, значит это грозит самыми негативными последствиями для науки и образования.
- Причем, насколько мне известно, здания, принадлежащие академическим институтам и вузам, планируется передать иностранным владельцам, которые будут их использовать в коммерческих целях, а строительство академгородка затянется на долгие годы, ведь это потребует колоссальных затрат, непосильных для Армении в ее нынешнем состоянии. Значит, наука и образование окажутся на улице…
- То есть это, скорее, бизнес-план, хотя, возможны и другие причины, о которых не хотелось бы говорить. Во всех случаях, если задуматься об интересах науки, то такое решение претит здравому смыслу. Академия наук Армении была создана в 1943 году, в тяжелые военные годы, но государство осознавало необходимость науки для развития республики и делало огромные финансовые вложения в эту область. Строились и оснащались научные учреждения, готовились научные кадры. Такие колоссальные траты были бы не под силу маленькой Армении, даже в благополучное время. И этот расчет полностью оправдался. Появилось немало одаренных ученых, создавших серьезные научные школы, что способствовало повышению уровня образования, развитию экономики, созданию мощной промышленности республики.
Но связь между наукой, особенно фундаментальной, и экономикой, наличием в стране специалистов высокой квалификации понятна не всем. Малообразованный человек, пользующийся мобильным телефоном, не задумывается о том, сколько научных достижений позволило создать это маленькое устройство. Он не представляет себе те этапы, которые предшествуют появлению передовых технологий. Инженерные школы формируются десятилетиями, а это обязательное условие успешных военных разработок, в которых сегодня остро нуждается Армения. Многим кажется, что современное оружие можно купить, но стране со слабо развитой экономикой это не по карману, а кроме того, эффективное использование современного вооружения требует серьезной инженерной подготовки, что невозможно обеспечить в стране, где нет науки. Доступно обосновать необходимость фундаментальных исследований сложно, но без них невозможно современное общество и развитие. Академия стала бесценным наследием, которое получила Армения от прежней огромной индустриальной страны и этот ресурс следовало беречь, всячески поддерживать и использовать в интересах развития и обеспечения безопасности.
- К сожалению, связь между наукой и образованием понимается далеко не всегда…
- Но в стране, где нет науки, в первую очередь фундаментальной, хорошее образование невозможно. Ситуацию, в которой оказалась НАН, трудно назвать благополучной, то небольшое число ученых, которое сохранилось, не в состоянии продвигать науку в том масштабе, как это было в прежние годы, да и многие из них уже не в том возрасте, когда можно очень активно работать. Но если принять ту точку зрения, что нынешняя академия работает недостаточно эффективно и поэтому ее надо закрыть, то это станет непоправимой ошибкой, которая сродни преступлению против будущего. И если дать ход такого рода безумным проектам, это окончательно уничтожит то, что еще сохранилось в Армении. А это значит, что молодое поколение не придет в науку в ближайшие 20-30 лет. Для такой маленькой страны, как Армения, причем в ее нынешнем положении, это очень много. Уничтожение Академии станет невосполнимой потерей.
- Как вы считаете, можно ли изменить ситуацию к лучшему?
- У Армении есть только один выход - стать технологической страной, в которой люди хотели бы делать технологический бизнес
- Это реально?
- Это реально, поскольку Армения очень богата талантливыми молодыми людьми. В мой прошлый приезд в Ереван весной и осенью 2023 года я встречался со многими студентами из Арцаха и Армении. Я видел у них огромную тягу к знаниям, но все они настроены на отъезд, поскольку не видят для себя перспектив здесь. А ведь это колоссальный потенциал, тем более для такой маленькой страны, как Армения. Но здесь все еще сохраняется хороший уровень образования.
- Вы так думаете?
- Я искренне в этом уверен. Для Армения, где на образование тратится очень мало, это очень хороший уровень. Армяне по природе любознательны и энергичны, и в молодом возрасте это очень помогает быстро и качественно усваивать новый материал и быть исключительно креативными.
- Но на мировом рынке труда скидок на маленькую страну не делается. Конкуренция этого во внимание не принимает.
- Думаю, что в сфере точных наук и IТ Армения имеет серьезный потенциал. Но нужна комплексная и масштабная работа по использованию имеющегося человеческого потенциала, в том числе с масштабным привлечением диаспоры. Причем эта работа должна быть продуманной на государственном уровне, стать важной частью внутренней политики страны. Но, к сожалению, такого рода деятельность не популярна среди чиновников.
- Не удивительно, ведь чиновниками становятся люди определенного типа…
- Это так, но потерять академию - катастрофа. Эта структура нуждается в восстановлении, возрождении, всесторонней поддержке. Армении нужна действующая Академия с привлекательными рабочими местами для молодежи.
- И, наверное, привлекательность науки связана не только с зарплатами?
- Разумеется. Это целый комплекс условий, включающий и возможности исследовательской деятельности, и статус ученого в обществе… На днях я проводил в Ереване международную конференцию по математике, в которой участвовали также армяне, работающие в других странах. А ведь при создании благоприятных условий они могли бы работать здесь. В плане финансов их, возможно, вполне устроила бы треть зарплаты, которую они получают за рубежом. Я уже не в первый раз провожу международные конференции в Ереване и знаю, как здесь нравится европейцам, не говоря уже о том, что для уехавших армян это родина, расстаться с которой всегда непросто. Но нужно этих людей пригласить, создать для них привлекательные условия, а это требует определенных вложений и усилий государства.
- Академическое сообщество Армении очень беспокоит и другая проблема. На 2026 год намечена аттестация, которая будет проводиться на основе наукометрических данных, что чревато потерей целого ряда научных направлений, особенно в области гуманитарных наук. Что вы думаете по этому поводу?
- В мире приняты два варианта оценки эффективности научного работника. Первый - с использованием наукометрических данных. Этот вариант устраивает чиновников - людей, которые имеют весьма отдаленное представление о науке и привыкли основываться на цифрах. Но этот способ аттестации обычно используется тогда, когда в стране отсутствует экспертное сообщество, способное адекватно оценить деятельность ученого. Но если экспертное сообщество существует, то есть имеется достаточное количество авторитетных активных ученых и научных коллективов, знающих настоящую цену науке и в полной мере служащих науке, а научная культура сформировалась, в этих условиях несостоятельные работы продвигаться не будут. Экспертное сообщество этого не допустит.
В советские годы наукометрические критерии не использовались, тогда ведь существовали сильные фундаментальные школы, которые возглавляли авторитетные ученые, и их экспертному мнению совершенно обоснованно доверяли. Наукометрические критерии далеко не всегда объективно представляют научный вклад того или иного ученого. Нельзя не принимать во внимание человеческий фактор. Люди ищут и находят лазейки, договариваются о цитируемости, публикациях и т.д. Наукометрические критерии при кажущейся объективности не безупречны. При этом гуманитарные науки, в первую очередь арменоведческие направления, особенно уязвимы. Результаты этих исследования очень трудно опубликовать в рейтинговых журналах по ряду объективных причин. И если учесть важность развития этих направлений, то наукометрические подходы в этом случае неприемлемы. Думаю, в Армении есть достаточное число авторитетных ученых и в гуманитарной области. К их мнению стоит прислушаться, а не переходить на язык доступный чиновникам.
Серьезная наука и качественное образование - преимущества и прерогатива достойной и благополучной нации. Финансовые вложения в эти сферы всегда, безусловно, оправданы, а решения должны принимать только абсолютно компетентные люди, для которых первостепенны интересы государства и нации. Уничтожить науку - значит лишить Армению даже надежд на достойное будущее, сделать страну еще более уязвимой.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.